Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Физкультура и здоровый образ жизни

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Скачать реферат


наиболее тонким и в то же время обобщен¬ным восприятиям, необходимым для совершенного управления движениями.

Взаимодействие различных анализаторов, особенно в условиях сложной двигательной деятельности, не всегда бывает по¬ложительным. Функции одних анализаторов могут в определенных ситуациях ослаблять другие рецепторные функции. Ускорить про¬цесс их совершенствования помогают избирательно направленные воздействия на определенные афферентные системы, в частности на двигательный анализатор, которому в управ¬лении движениями принадлежит особо ответственная роль. В этой связи заслуживает внимания идея временного искусственного вы¬ключения некоторых анализаторов, например зрительного, для то¬го чтобы повысить требования к двигательному анализатору и тем ускорить совершенствование его функций.

Такого рода метод нельзя считать пригодным для всех случаев. Он не применяется обычно на первом этапе обучения но¬вым движениям (этапе ознакомления). Следует, кроме того, учи¬тывать специфику изучаемых действий, а также индивидуальные особенности занимающихся.

Существует и ряд других методов избирательного воздействия на функции анализаторов. Это, в частности, использование светолидеров и звуколидеров, позволяющих направленно упражнять раз¬личные воспринимающие системы.

В ходе освоения движения роль и характер взаимодействия раз¬личных органов чувств не остаются неизменными. Соответственно должен меняться и удельный вес различных форм наглядности. Так, вначале наиболее важную роль играют обычно зрительные восприя¬тия. Поэтому преимущественное место среди способов наглядного обучения занимают на первых порах, как правило, те, которые обе¬спечивают формирование зрительных образов. В дальнейшем же резко возрастает роль двигательного анализатора и соответствую¬щих способов обеспечения наглядности. Но на любом этапе обуче¬ния незыблемым остается правило: не ограничиваться какой-либо одной формой наглядности, а комплексно использовать многообраз¬ные пути наглядной информации и совершенствования органов чувств.

Взаимосвязь непосредственной и опосредствованной наглядности. Первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности играют непосредственные контакты с действительностью. Вместе с тем нельзя недооценивать опосредствованную наглядность.

Различные формы наглядности не только взаимосвязаны, но и по своему действию переходят одна в другую. Это объясняется единством чувственной и логической ступеней познания, а с физио¬логической точки зрения — единством первой и второй сигнальных систем действительности.

Особое значение имеет связь чувственного образа и образно¬го слова. Слово есть сигнал всех других сигналов в том смысле, что за время жизни и обучения сло¬во связывается (по механизму условно-рефлекторных связей) со всеми внешними и внутренними раздражителями, как бы «заменя¬ет», представляет их и может вызвать все те действия, которые обусловливаются чувственными раздражителями.

Слово, таким образом, можно рассматривать как одно из важ¬ных средств обеспечения наглядности. Следует иметь в ви¬ду, что в процессе физического воспитания слово лишь тогда при¬обретает значение такого средства, когда находит конкретную опору в двигательном опыте занимающихся. Если же слово не свя¬зывается, хотя бы отчасти, с представлениями, в частности двига¬тельными, оно «не звучит», не вызывает живого образа движений, в какую бы внешнюю образную форму ни облекали словесное по¬яснение. Роль слова как фактора опосредствованной наглядности возрастает в процессе физического воспитания вместе с расширени¬ем двигательного опыта занимающихся. Чем он богаче, тем больше возможностей для создания нужных двигательных представлений с помощью образного слова. В этом одна из причин неодинакового удельного веса методов использования слова в процессе физическо¬го воспитания людей различных возрастных групп.

Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее ус¬ловие реализации принципов обучения и воспитания. Широкое ис¬пользование различных форм наглядности повышает интерес к за¬нятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.

3. ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Принцип доступности и индивидуализации называ¬ют также принципом учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же— необходимость строить обучение и вос¬питание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовлен¬ности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.

Особое значение этого принципа в области физического воспита¬ния обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздей¬ствиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности и индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического воспита¬ния. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активно¬сти занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных це¬лей.

Суть данного принципа в области физического воспитания рас¬крывают следующие основные положения.

Определение меры доступного. Доступность физических упраж¬нений непосредственно зависит, с одной стороны, от возможностей занимающихся, а с другой—от объективных трудностей, возникаю¬щих при выполнении того или иного упражнения в силу характер¬ных для него особенностей. Полное соответствие меж¬ду возможностями и трудностями означает оптимальную меру дос¬тупности. Конкретное определение и соблюдение этой меры — одна из самых важных и сложных проблем физического воспитания. Для ее решения необходимо: ясно представлять себе функциональные возможности организма на различных этапах возрастного развития, а также границы колебаний этих возможностей, обусловленные по¬ловыми, индивидуальными особенностями и разнообразными внеш¬ними обстоятельствами; располагать точными данными о характе¬ре требований, которые предъявляются организму многообразными средствами и методами физического воспитания, и уметь практиче¬ски верно соотнести их с возможностями данного занимающегося.

Сведения о возможностях занимающихся получают путем испы¬таний по нормативам физической подготовленности, а также по¬средством врачебных обследований и педагогических наблюдений. Ориентируясь на исходные данные, преподаватель конкретизирует программный материал, намечает границы доступного на том или ином этапе, а также перспективные рубежи и пути достижения их.

Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, т. е. такие трудности, которые могут быть успешно преодо¬лены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Правильно оценить доступность физических нагрузок можно лишь с учетом их оздоровительного эффекта. Доступными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и сохранению здо¬ровья.

Границы доступного в процессе физического воспитания изме¬няются. Они раздвигаются по мере развития физических и духов¬ных сил занимающихся: то, что недоступно на одном этапе, стано¬вится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к возможностям занимающихся, так, чтобы постоянно стимулировать дальнейшее их развитие.

Методические условия доступности. На каждом этапе физиче¬ского воспитания доступность определяется, помимо указанных ус¬ловий, степенью целесообразности избранных методов и общего построения занятий. Проблема доступности так или иначе связана со всеми другими проблемами рациональной методики обу¬чения и воспитания, особенно с теми, которые касаются оптималь¬ной преемственности занятий и постепенности нарастания трудно¬стей.

Известно, что новые двигательные умения и навыки возникают на базе ранее приобретенных, включая в себя те или иные их эле¬менты. Поэтому одно из решающих методических условий доступно¬сти в процессе физического воспитания—это преемствен¬ность физических упражнений. Она обеспечивается использова¬нием естественных взаимосвязей между различными формами дви¬жений, их взаимодействий и структурной общности. Необходимо так распределять изучаемый материал, чтобы содержание каждого пре¬дыдущего занятия служило ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению содержания очередного занятия.

Столь же важное условие—постепенность в переходе от одних заданий, более легких, к другим, более трудным. Поскольку функциональные возможности организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые к ним в процессе физического вос¬питания, не должны возрастать чрезмерно резко. Постепенность обеспечивается нефорсированным усложнением изучаемых форм движений, рациональным чередованием нагрузок и отдыха, сту¬пенчатым и волнообразным изменением нагрузок на протяжении недельных, месячных и годичных периодов времени и другими пу¬тями.

При оценке трудности физических упражнений следует разли¬чать их координационную сложность и величину затрачиваемых фи¬зических усилий. То и другое не всегда совпадает. Напро¬тив, ряд координационно трудных гимнастических упражнений не требует больших физических усилий. Правило от легкого к трудно¬му предусматривает, что переход от одних упражнений к другим осуществляется так, что упражнения менее трудные и в координацион¬ном отношении, и по степени физических усилий предшествуют более трудным.

Очень существенную роль в обеспечении доступности играет использование специальных средств и методов, направленных на формирование непосредствен¬ной готовности к выполнению заданий. Подведение к освоению очередных умений, навыков и нагрузок, предназначае¬мых для дальнейшего развития физических качеств, необходимо да¬же в случае самой тесной преемственности между разделами программного материала. Особое значение при этом имеют подго¬товительные

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»