Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Физкультура и здоровый образ жизни

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


подго¬товительные, в частности подводящие, упражнения.

Индивидуализация общего направления и частных путей физи¬ческого воспитания. Под индивидуализацией в данном случае по¬нимается такое построение всего процесса физического воспитания и такое использование его частных средств, методов и форм заня¬тий, при которых осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего развития их спо¬собностей.

Функциональные возможности организма всегда в чем-либо ин¬дивидуально отличны. Индивидуальные отличия имеются и в том, как протекает освоение движений, и в ха¬рактере реакции организма на физическую нагрузку, и в динами¬ке его адаптационных (приспособительных) перестроек. Все это обязывает строго индивидуализировать процесс физического воспи¬тания.

Проблема индивидуализации в процессе физического воспита¬ния решается на основе органического сочетания двух направле¬ний — общеподготовительного и специализированного. Общеподго¬товительное направление ведет к освоению обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, а также к достижению определенного уровня разностороннего развития физических ка¬честв.

Специализированное направление ведет к углубленному совершенствованию в избранной деятельности. Здесь уже не только методы, но и содержание заня¬тий определяются в зависимости от индивидуальных склонностей, одаренности. Сочетание обоих направлений создает условия для всестороннего и в то же время глубоко индивидуализированного физического совершенствования.

Индивидуальный подход выражается в дифференциации учебных заданий и путей их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирова¬ния, форм занятий и приемов педагогического воздействия в соот¬ветствии с индивидуальными особенностями занимающихся.

Учитывать индивидуальные осо¬бенности—это не значит идти на поводу у них. Индивидуальные свойства, в частности типологические особенности высшей нервной деятельности, поддаются направленному изменению.

4. ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ

Суть этого принципа раскрывается в ряде положе¬ний, касающихся регулярности занятий и системы чередования на¬грузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимо¬связи между различными сторонами их содержания.

Непрерывность процесса физического воспитания и оптималь¬ное чередование нагрузок с отдыхом. Регуляр¬ные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными чертами должна ха¬рактеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и от¬дыха.

Физическое воспитание мыслится в целом как непрерывный процесс, охватывающий все основные периоды жизни.

Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во время и в результате занятий физическими упражне¬ниями, обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в слу¬чае прекращения занятий.

Понятно, что оптимальные условия для физического со¬вершенствования создаются лишь в том случае, если процесс фи¬зического воспитания непрерывен. Такая непре¬рывность обеспечивается определенной системой чередования на¬грузок и отдыха.

Одно из главных положений принципа систематичности исходит именно из того, что в процессе физического воспитания недопусти¬мы перерывы, которые приводят к утрате положительного эффекта занятий, и что, следовательно, эффект каждого последующего за¬нятия должен, образно говоря, «наслаиваться» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда занятий как бы суммируется—возникает кумуля¬тивный эффект системы занятий, т. е. относительно стойкие адаптационные перестройки функционального и структурного ха¬рактера, которые составляют основу физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных навыков.

В жизни, в практике физического воспитания, за¬нятия часто чередуются по содержанию, направленности, объему и интенсивности нагрузки. Восстановительные процессы в различных органах и системах про¬текают не одновременно (гетерохронно). Более того, даже в пре¬делах одной и той же функциональной системы наблюдается гетерохронность восстановления. Не удивительно, что реальное чере¬дование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания оказывается весьма сложным и в то же время несравненно более гибким, чем это можно представить в стандартной схеме.

Таким образом, в процессе физического воспитания возможны и целесообразны различные формы чередования занятий и отдыха. Однако в любом случае должна сохраняться непрерывность про¬цесса. Рацио¬нальный отдых в этой связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки.

Естественно, что фактическая система чередования занятий и отдыха зависит от конкретных задач, уровня предварительной под¬готовленности занимающихся, их возрастных особенностей, общего режима жизни и других условий. По ме¬ре повышения подготовленности интервалы между занятиями уменьшаются, и процесс физического воспитания как бы уплотня¬ется.

Повторяемость и вариативность. В процессе физического вос¬питания ярко выражен момент повторяемости: повторяются не толь¬ко отдельные упражнения, но и последовательность их в занятиях, а также — в определенных чертах — и последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других циклов. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные навыки. Повторения не менее необходимы и для то¬го, чтобы обеспечить долговременные приспособительные пере¬стройки морфо-функционального порядка, на базе которых проис¬ходит развитие физических качеств, закрепить достигнутое и соз¬дать предпосылки дальнейшего прогресса.

Повторяемость—толь¬ко одна из черт рационального построения процесса физического воспитания. Столь же существенное значение имеет противополож¬ная черта—вариативность, т.е. широкое видоизменение упражне¬ний и условий их выполнения, динамичность нагрузок и разнообра¬зие методов их применения, обновление форм и содержания занятий.

Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания. Проблема оптимальной последователь¬ности занятий теснейшим образом связана с проблемой доступно¬сти. Намечая путь следования в процессе физического вос¬питания, надо исходить, прежде всего, из возможностей занимающих¬ся и закономерностей их развития, идти от того, что посильно на данном этапе, к тому, что становится доступным на следующем, и т. д. Доступность, таким образом, обусловливает последователь¬ность.

При выборе пути следования в процессе обучения и воспитания руководствуются правилами «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от легкого к труд¬ному». Вместе с тем эти правила выражают лишь некоторые, далеко не безусловные, моменты последователь¬ности и потому нуждаются в конкретизации и существенных допол¬нениях.

Процесс физического воспитания всегда должен быть всесторонним. Речь идет о последовательном акцентировании различных его сторон применительно к за¬кономерностям возрастного развития.

Вполне логичен переход от широкого общего физического обра¬зования к специализированным занятиям. Вначале осваивается то, что составляет элементарную основу всевозможных видов деятель¬ности и служит предпосылкой дальнейшего совершенствования.

Последовательность материала на каждом данном этапе физи¬ческого воспитания зависит от многих конкретных условий, но бо¬лее всего — от объективно существующих связей между намеченны¬ми видами двигательной деятельности, от их преемственности и взаимодействий. Необходимо в каждом конкретном случае найти такую систему расположения материала, которая соответствовала бы оптимальным связям и взаимодействиям. Первостепенное значение при этом имеет использование закономерностей так называе¬мого «переноса» двигательных навыков и физических качеств, ко¬торый может быть как положительным, так и отрицательным.

Строя систему занятий физическими упражнениями, необходимо максимально использовать «положительный перенос» навыков и качеств и по возможности исключить тормозящее влия¬ние «отрицательного переноса». Из этого, однако, не следует, что нужно вообще избегать упражнений, способных вызвать эффект «отрицательного переноса». Содержание физического воспитания определяется, в конечном счете, требованиями жизни, а в жизненной практике необходимы всесторонне развитые качества и самые раз¬нообразные навыки, в том числе и такие, которые могут вступать друг с другом в отрицательные взаимодействия. По мере упрочения двигательных навыков и развития физи¬ческих качеств появляется возможность успешно преодолевать от¬рицательные взаимодействия и добиваться общего прогресса.

В связи с изложенным возникает проблема ограничения тормо¬зящего действия «отрицательного переноса» и превращения его в положительный фактор. Эту проблему решают прежде всего путем распределения во времени отрицательно взаимодействующих уп¬ражнений и постепенного сближения их, а также путем изменения удельного веса соответствующих упражнений и порядка сочетания их на различных этапах физического воспитания. Что касается упражне¬ний, которые с самого начала сопровождаются «положительным переносом», то их целесообразно концентрировать во времени.

Существенное значение для выбора оптимальной последователь¬ности занятий и упражнений в пределах каждого отдельного заня¬тия имеет учет ближайшего последействия различных по характе¬ру нагрузок. Последние же оставляют фон, который в течение ряда часов может неблагоприятно сказываться на выполне¬нии скоростных упражнений.

Последовательность занятий и упражнений зависит от многих конкретных условий

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»