Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Физкультура и здоровый образ жизни

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


условий, в том числе от особенностей контингента занимающихся, от общей направленности занятий на том или ином этапе физического воспи¬тания, от величины применяемых нагрузок и особенностей их дина¬мики и т. д. Учесть всю совокупность этих условий и применительно к ним выбрать наиболее целесообразный путь не про¬сто. Со временем, несомненно, будет достигнуто подлинно оптимальное программирование каждого отдельного занятия и системы занятий в целом.

5. ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ

(ДИНАМИЧНОСТИ)

Этот принцип выражает общую тенденцию требова¬ний, предъявляемых к занимающимся в процессе физического вос¬питания, которая заключается в постановке и выполнении все бо¬лее трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.

Необходимость регулярного обновления заданий с общей тен¬денцией к росту нагрузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом — повышение сложности упражнений, нарастание силы и дли¬тельности их воздействия.

Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для выполнения образовательных задач: не об¬новляя упражнения, нельзя приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходи¬мо вместе с тем и как условие дальнейшего совершенствования: по мере обновления упражнений становится богаче запас двигатель¬ных умений и навыков, благодаря чему легче осваивать новые фор¬мы двигательной деятельности и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки.

Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в про¬цессе физического воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями развития таких физических качеств, как сила, быстрота и выносли¬вость.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия — в том чис¬ле если нагрузки не превышают меру, за которой начинается пе¬реутомление,—то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и «сверхвосстановления».

Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособле¬ния к данной нагрузке биологические сдвиги, вызываемые ею, ста¬новятся меньше. Происходит «экономизация функций»: функциональные возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь справ¬ляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций. В этом и состоит биологический смысл адаптации к на¬грузкам.

Но, как только нагрузка становится привычной и перестает вы¬зывать «избыточную компенсацию», она уже не может служить ос¬новным фактором положительных изменений в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение его функциональных возможно¬стей, необходимо систематически обновлять нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из коренных закономерностей процесса физического воспитания.

Условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок. Основные условия повышения требований в процессе физического воспитания уже рассматривались в связи с анализом принципов доступности, индивидуализации и систематичности. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положи¬тельным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для занимающихся, не превышают функ¬циональных возможностей организма. Непременными условиями являются также последовательность, регулярность занятий и опти¬мальное чередование нагрузок с отдыхом.

Следует подчеркнуть также значение прочности приобретае¬мых навыков и адаптационных перестроек, лежащих в основе раз¬вития физических качеств. Переход к новым, более сложным и трудным, упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособления к нагрузкам.

Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сра¬зу, не одномоментно. Необходимо определенное время, чтобы ус¬пели произойти адаптационные перестройки, позволяющие поднять¬ся на новый, более высокий, уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требу¬ются неодинаковые сроки.

Динамика нагру¬зок должна характеризовать¬ся постепенностью. При этом возможны различ¬ные формы постепенного по¬вышения нагрузок: прямо¬линейно-восходящая, ступенчатая и волнооб¬разная. Использование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на раз¬личных этапах физического воспитания.

6. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

Внимательно анализируя сказанное о принципах физического воспитания, нетрудно заметить, что содержание их тесно соприкасается вплоть до частичного совпадения. Это и не уди¬вительно. Ведь все они отражают отдельные стороны и закономер¬ности одного и того же процесса, который по существу своему един и лишь условно может быть представлен в аспекте отдельных прин¬ципов.

Принцип сознательности и активности формулирует общую пред¬посылку реализации всех других принципов физического воспитания, ибо сознательное и активное отношение занимающихся к делу обус¬ловливает доступность учебного материала, прочность приобретае¬мых знаний, умений и навыков, связь предыдущего с последующим, установку на дальнейший прогресс и т. д. С другой стороны, актив¬ная деятельность занимающихся лишь тогда может считаться по-настоящему сознательной и лишь тогда ведет к поставленной цели, когда она согласуется с требованиями, вытекающими из принципов наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности. Столь же тесная связь объединяет и другие принципы. Так, вне учета принципа доступности и индивидуализации немыслимы ни выбор рациональной последовательности, ни прогрессирование на¬грузок. В свою очередь, границы доступного раздвигаются на осно¬ве реализации принципов систематичности и прогрессирования.

Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства принципов достигается наибольшая действен¬ность каждого из них.

Вполне очевидно, что действенность любого педа¬гогического средства зависит во многом от метода его применения. Специфические методы физического воспитания неот¬делимы от физических упражнений. Но никакое обучение и воспи¬тание не мыслится без методов, связанных с применением всеоб¬щих педагогических средств — слова и сенсорно-образных воздей¬ствий («наглядности»), причем в процессе физического воспитания эти методы приобретают свои особенности. Учитывая это, следует охарактеризовать в целом как специфические, так и другие мето¬ды, органически включаемые в процесс физического воспитания.

МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1. СТРУКТУРНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов физического воспитания

Одну из важнейших основ всех методов физическо¬го воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.

«Нагрузкой» в физических упражнениях называют величину их воздействия на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. Иначе говоря, этим термином обозначают прежде всего количественную меру воздей¬ствия физических упражнений. Нагрузка непосредственно сопря¬жена с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энерге¬тических ресурсов) и с утомлением. Последнее же неизбеж¬но связано с отдыхом, во время которого развертываются восста¬новительные процессы, обусловленные нагрузкой. Таким образом, нагрузка ведет через утомление к восстановлению и повышению работоспособности.

Эффект нагрузки прямо пропорционален ее объему и интенсивности. Если рассматривать отдель¬ное физическое упражнение как некоторый воздействующий фак¬тор, то понятие объема нагрузки будет относиться к длительности воздействия, его «протяженности во времени», суммарному коли¬честву выполненной физической работы и тому подобным пара¬метрам. «Интенсивность» же нагрузки будет характеризоваться силой воздействия в каждый данный его момент, напряженностью функций, разовой величиной усилий и т. п. Общая нагрузка не¬скольких физических упражнений может быть определена, соответственно, по интегральным характеристи¬кам ее объема и интенсивности в отдельных упражнениях.

Между предельными показателями объема и интенсивности на¬грузки существуют обратно пропорциональные соотношения. Максимальные по интенсивности нагрузки могут длиться лишь от долей секунды до нескольких секунд. Предельные же по объему нагрузки мо¬гут иметь лишь относительно невысокую интенсивность. Чем выше интенсивность какого-либо упражнения, тем меньше возможный объем нагрузки, и наоборот.

Если говорить об ответных реакциях организма на заданную нагрузку, то она характеризуется той или иной степенью мобилиза¬ции его функциональных возможностей, т. е. величиной физиоло¬гических, биохимических и других рабочих сдвигов, происходящих в организме во время выполнения упражнений. Между этой «внут¬ренней стороной нагрузки» и ее внешними параметрами сущест¬вует определенная соразмерность: одни и те же по внешним пара¬метрам нагрузки связаны практически с одними и теми же вели¬чинами функциональных сдвигов; чем больше нагрузка по своим внешним параметрам, тем значительнее сдвиги в организме; чем меньше она, тем меньше сдвиги. При различных состояниях организма такой соразмерности не наблюдается. В этом случае не¬одинаковые по внешним параметрам нагрузки могут давать

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»