Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Физкультура и здоровый образ жизни

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


давать сход¬ные эффекты, и, наоборот, одни и те же по внешним параметрам нагрузки—сопровождаться различными функциональными сдви¬гами.

Нагрузка в различных методах физического воспитания быва¬ет стандартной—практически одинаковой по своим внешним параметрам в каждый данный момент упражнения — и перемен¬ной—меняющейся по ходу упражнения. Целесообразность ис¬пользования нагрузок обоих типов вытекает из принципов мето¬дики физического воспитания.

Структура методов физического воспитания определяется в зна¬чительной мере и тем, имеет ли нагрузка в процессе занятия не¬прерывный (перманентный) либо интервальный (преры¬вистый) характер. Отдых как составной элемент методов физиче¬ского воспитания может быть пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности) и актив¬ным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, какая вызвала утомление). Активный отдых при известных условиях дает лучший эффект восстановления, чем пассивный. Часто обе эти формы отдыха соче¬таются, причем в начале интервала между частями нагрузки дает¬ся активный отдых, а затем—пассивный.

Длительность интервала между частями нагрузки при различ¬ных методах устанавливается согласно преимущественной направ¬ленности воздействий и закономерностям протекания восстанови¬тельных процессов. Возможны интервалы трех типов: ординарные, жесткие и экстремальные.

Эффект, достигаемый с помощью того или иного интервала, не¬постоянен. Он меняется в зависимости от суммарной нагрузки, ко¬торую задают при использовании определенного метода. С другой стороны, в зависимо¬сти от особенностей задаваемых интервалов отдыха существенно меняется эффект как отдельной нагрузки, так и всего занятия. Ин¬тервалы отдыха являются в рассматриваемом отношении столь же важными компонентами методов физического воспитания, как и нагрузка, причем каждый из интервалов названного типа бывает в соответствующих условиях необходимым и оптимальным.

Итак, задаваемая нагрузка (параметры ее объема и интенсив¬ности, порядок повторения, изменения и сочетания с отдыхом), а также особенности интервалов отдыха имеют существенное зна¬чение для характеристики методов физического воспитания. Кон¬кретные особенности того или иного метода во многом определяются именно особенностями из¬бираемого способа регулирования нагрузки и отдыха.

1.2. Возможность различных подходов к освоению и регламентации двигательных действий

Наряду с указанными способами регулирования на¬грузки и отдыха в методах физического воспитания воплощаются рациональные подходы к освоению двигательных действий и опре¬деленные формы их общей регламентации (организации и регу¬лирования).

Возможны два противоположных подхода к освое¬нию двигательных действий: с первоначальным расчле¬нением их на составные элементы и без расчленения (т. е. сразу в целостном виде). Оба эти подхода целесообразны в зависимости от особенностей изучаемых действий (их сложности или простоты), уровня предварительной подготовленности занимаю¬щихся и других условий. Точно так же и при воспитании физиче¬ских качеств бывают необходимы как относительно избирательные, так и целостные воздействия на различные функциональные свойства организма.

Что касается способов общей регламентации деятельности при выполнении физических упражнений, то они исторически склады¬вались в формах, типичных для гимнастики, игр и спорта. В настоящее время любая система физического воспи¬тания включает гимнастические, игровые и спортивные средства и методы.

Знакомясь с многообразием конкретных методов физического воспитания, принципиально важно исходить из того, что ни один метод, взятый сам по себе, никогда не может оцениваться как единственно полноценный. Успех гарантирует лишь умелое приме¬нение всего комплекса научно и практически оправданных методов с учетом особенностей используемых средств, контингента зани¬мающихся и условий занятий.

2. МЕТОДЫ СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ

В методах этого типа деятельность занимающихся организуется и регулирует¬ся с возможно полной регламентацией, которая состоит:

— в твердо предписанной программе движений (заранее обус¬ловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

— в возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в возможно четком нор¬мировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки;

— в создании или использовании внешних условий, облегчаю¬щих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогатель¬ных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способ¬ствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием).

Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспе¬чить оптимальные условия для усвоения новых двигательных уме¬ний, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.

Методы строго регламентированного упражнения имеют мно¬жество конкретных вариантов, применение которых зависит в пер¬вую очередь от содержания занятий и этапов, после¬довательно сменяющихся в процессе физического воспитания.

3. ИГРОВОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОДЫ

Несмотря на все достоинства и разнообразие ме¬тодов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, во¬площается лишь одна из главных методических линий в процессе физического воспитания, предполагающая возможно полное упо¬рядочивание действий занимающихся и условий их выполнения. В определенных ситуациях не менее существенное значение имеет и иная методическая линия, связанная с игровым и соревнова¬тельным методами.

3.1. Игровой метод

Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического вос¬питания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра слу¬жила и служит удовлетворению различных потребностей—в само¬познании и внешнем контактировании, духовном и физическом раз¬витии, отдыхе и развлечении и т. д. Однако одна из главнейших функций игры—педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методи¬ческие особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты.

«Сюжетная» организация. Деятельность играющих ор¬ганизуется в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достиже¬ние определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непо¬средственно заимствуется из окружающей действительности с об¬разным отражением тех или иных прикладных действий и жизнен¬ных отношений, либо специально со¬здается, исходя из потребностей физического воспитания, как ус¬ловная схема взаимодействия играющих, что особенно характерно для современных спортивных игр.

Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный характер деятельности. Возможность достижения игровой цели обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда су¬ществуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные действия. Игровая деятель¬ность в процессе физического воспитания имеет, как правило, ком¬плексный характер, т. е. включает в себя различные двигательные действия.

Широкая самостоятельность действий зани¬мающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости. Игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное из¬менение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способ¬ностей.

Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоцио¬нальность. В большинстве игр воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противополож¬ные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.

Вероятностное программирование действий и ограниченные возможности точного дозирования нагрузки. Игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав дейст¬вий, так и степень их влияния на занимающихся. Возможность до¬стижения игровой цели различными способами, постоянное и вне¬запное изменение игровых ситуаций, динамичность и высокая эмоциональность взаимодействий — все это исключает возможность жестко программировать содержание упражнений и точно регули¬ровать нагрузку по величине и направленности. Педагогическое управление имеет здесь более сложные и косвенные формы, чем в методах строго регламентированного уп¬ражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей исполь¬зуется в процессе физического воспитания не столько для началь¬ного обучения движениям или избирательного воздействия на от¬дельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

3.2. Соревновательный метод

Соревнование, подобно игре, от¬носится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стиму¬лирования деятельности

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»