Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Физкультура и здоровый образ жизни

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


деятельности в самых различных сферах жизни — в про¬изводственной деятельности, в искусстве, в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в раз¬вернутой форме.

Основная определяющая черта соревнователь¬ного метода — сопоставление сил в условиях упо¬рядоченного соперничества, борьбы за первенст¬во или возможно высокое достижение. Отсюда выте¬кают и все другие особенности этого метода.

Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологиче¬ский «фон», который усиливает воздействие физических упражне¬ний и может способствовать максимальному проявлению функцио¬нальных возможностей организма.

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общест¬венном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены момен¬ты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией предмета состя¬зания, порядка борьбы за победу и способов оцен¬ки достижения. Невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В спорте же унифи¬кация закрепляется едиными правилами состязания, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм со¬стязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логи¬кой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достиже¬ние. Можно сказать, что соревновательный метод занимает как бы про¬межуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения.

Соревновательный метод применяется при решении разнообраз¬ных педагогических задач — воспитании физических, волевых и мо¬ральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способно¬сти рационально использовать их в усложненных условиях. Сравни¬тельно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным воз¬можностям организма и тем способствовать их наибольшему разви¬тию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, ини¬циативности, решительности, настойчивости, способности преодоле¬вать трудности, самообладания, самоотверженности и др.

4. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВА И СРЕДСТВ НАГЛЯДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Слово и организованная «чувственная информа¬ция» (направленная демонстрация реальных явлений или их образ¬ных отображений) составляют основу общепедаго¬гических методов обучения и воспитания. Они широко использу¬ются и в процессе физического воспитания как в традиционных общепедагогических, так и в особых формах.

4.1. Методы использования слова

Практически все основные стороны деятельности педагога в процессе физического воспитания связаны с использо¬ванием слова: посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставят задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают ре¬зультаты, направляют поведение воспитуемых. Слово играет необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморе¬гуляции действий воспитуемыми. В зависимости от этих много¬образных функций слова пользуются теми или иными методами его применения.

Общепедагогические методы приобретают в физическом воспитании, как правило, более лаконичную форму, чему в нема¬лой степени способствует специальная гимнастическая и спортив¬ная терминология. Непосредственно в процесс занятий физически¬ми упражнениями включаются преимущественно те словесные ме¬тоды, которые позволяют сохранять высокую моторную плотность занятий и органически связывать слово с движением. К ним отно¬сятся, в частности:

Инструктирование—точное, емкое словесное объясне¬ние задания, техники изучаемых действий или тренировочных уп¬ражнений, правил их выполнения и т. д. Это один из основных методов, применяемых на различных этапах физического воспи¬тания.

Сопроводительные пояснения—лаконичные коммен¬тарии и замечания, которыми сопровождают демонстрацию нагляд¬ных пособий и натуральных объектов или пользуются по ходу вы¬полнения упражнений занимающимися с целью направить и углу¬бить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений.

Указания и команды—специфические формы речевого воздействия, отличающиеся особой лаконичностью и повелитель¬ным наклонением. Они принадлежат к числу основных способов оперативного управления деятельностью занимающихся. Указания используются и с целью предварительного инструктирования, по¬становки и уточнения заданий.

Словесные оценки—общепринятые или специальные ка¬тегории речевого одобрения либо неодобрения. Наряду со своим основным назначением— быть мерой достигнутых успехов—они могут играть и роль одного из способов текущей коррекции действий: оценивая действия за¬нимающихся по ходу выполнения заданий, преподаватель тем са¬мым сообщает, согласуются ли они с намеченным образцом, и соответственно направляет дальнейшие усилия.

Словесные отчеты и взаиморазъяснения—уст¬ная информация, которую дают занимающиеся по требованию пре¬подавателя или по собственной инициативе, стараясь по возмож¬ности точно и кратко сформулировать свои представления о полученном задании либо о выполненном упражнении. Для пре¬подавателя это один из основных источников информации об эф¬фективности педагогического процесса. Вместе с тем эти методы имеют существенное значение как способ организации и углубле¬ния восприятии, представлений и понятий, складывающихся в про¬цессе физического воспитания, а также как один из способов са¬мооценки и самоконтроля.

«Самопроговаривание», самоприказы и другие ос¬нованные на внутренней речи методы самообучения и самовоспита¬ния. Метод «самопроговаривания» часто заключается в описании с помощью внутренней речи общей картины предстоящих двигатель¬ных действий либо отдельных сторон их. Так, готовясь выполнить комбинацию гимнастических или игровых упражнений, преднаме¬ренно воссоздают эту комбинацию несколько раз в мыслях, назы¬вая ее элементы и выражая словами характер усилий. Благодаря органической связи слова и мышечно-двигательных ощущений и представлений внутренняя речь не только воспроизводит идеаль¬ную картину предстоящих действий, но и может воссоздать в той или иной мере кинестетиче¬ский образ движений (идеомоторные явления).

Методы использования слова в целях самообучения и самовос¬питания не исчерпываются указанными. К ним можно отнести раз¬личные формы самостоятельного обдумывания, разбора, анализа и т. д.

4.2. Методы обеспечения наглядности

«Наглядность» в физическом воспитании понимается широко: как опора на свидетельства всех органов чувств, благода¬ря которым достигается контакт с действительностью. Обеспечивая наглядность в таком широ¬ком смысле, применяют целый комплекс методов, основанных на прямом либо опосредованном восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик, условий выполнения и т. д. Эти методы можно условно подразделить по преимущественному назначению на следующие группы и подгруппы.

Методы натуральной и опосредствованной де¬монстрации. К ним относится прежде всего методически орга¬низованный показ самих упражнений. Для формирования предварительных представлений о двигательных действиях, прави¬лах и условиях их выполнения, равно как для уточнения и углуб¬ления представлений, полученных путем непосредственных воспри¬ятии, широко пользуются вспомогательными средствами демонст¬рации. Методы такой опосредствованной демонстрации становятся все более разнообразными по мере совершенствования аппаратурно-технической базы физического воспитания. Они дета¬лизируются применительно к следующим видам опосредствованной демонстрации:

Демонстрация наглядных пособий типа рисунков, схем, фотографий, контурограмм и т. п., где воссоздаются отдель¬ные фазы двигательных действий, те или иные характеристики дви¬жений и условия их выполнения.

Предметно-модельная и макетная демонстра¬ция—демонстрация, например, элементов техники физических уп¬ражнений с помощью муляжей-моделей человеческого тела или ме¬таллических моделей системы «тело гимнаста—снаряд»; демон¬страция тактических комбинаций и ситуаций, возникающих при вы¬полнении физических упражнений, на макете игровой площадки, слаломной трассы и т. д.

Кино- и видеомагнитофонная демонстрация. Одно из важнейших достоинств этого вида демонстрации состоит в воз¬можности воссоздавать движения в динамике, в том числе в замед¬ленном темпе, и вместе с тем выделять для анали¬за отдельные фазы.

Избирательно-сенсорная демонстрация. Вос¬создание отдельных параметров движений (временных и пространственно-временных) с помощью аппаратурных устройств, позволяющих воспринять зрительно или на слух эти параметры.

Методы направленного «прочувствования» движений. Хорошо известно, что чрезвычайно важную роль в управ¬лении движениями играют проприорецепторы самого двигательного аппарата (мышечно-двигательный, или кинестетический, анализа¬тор). Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, уточняются в процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном счете, ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу двигательных навыков.

Методы ориентирования. Это введение в обстановку действия предметных или символических ориентиров, которые указы¬вают направление, амплитуду и форму траектории движений, точ¬ку приложения усилий. Тем самым они делают

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»