Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Физкультура и здоровый образ жизни

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


делают более предметными внешние проявления усилий.

Методы лидирования и текущего сенсорного программирования. Смысл ее в том, чтобы использовать по ходу упражнения некоторый внешний фактор, который бы стимулировал и направлял выполняющего упражнение, облегчая ему решение дви¬гательной задачи в том или ином отношении.

Методы «срочной информации». Идея срочной инфор¬мации предусматривает экстренное получе¬ние выполняющим физические упражнения объективных сведений о ходе движений с целью коррекции их или сохранения заданных параметров.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.

1. ОСОБЕННОСТИ ЗАДАЧ И ПОДХОДОВ, ЗАВИСЯЩИЕ ОТ ПРЕДМЕТА ОБУЧЕНИЯ

Двигательным действиям обучают, решая различные конкретные задачи. В большинстве случаев они сводятся к следующим:

1) обеспечить «начальную школу движений», т. е. Научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм двигательной деятельности;

2) обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения либо как средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;

3) сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и других сферах деятельности.

В зависимости от характера этих задач и особенностей изучаемых двигательных действий процесс обучения приобретает ряд особенностей, которые зависят также от специфики проявляемых в них физических качеств и необходимого уровня их проявления.

2. О МЕХАНИЗМАХ И ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

2.1. Отличительные черты двигательных умений и навыков

Как двигательные умения, так и двигательные навы¬ки представляют собой определенные функциональные образования, которые возника¬ют в процессе и в результате освоения двигательных действий. Вмес¬те с тем двигательное умение и двигательный навык имеют сущест¬венные отличия, вытекающие прежде всего из характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой степени владения действием.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе необходимого минимума знаний о его технике, предвари¬тельного двигательного опыта и общей физической подготовленнос¬ти благодаря попыткам сознательно построить некоторую систему движений. В процессе возникновения умения происходит постоян¬ный поиск адекватного способа выполнения действия при ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет сущ¬ность двигательного умения.

В процессе многократного повторения двигательного действия входящие в его состав операции становятся все более привычными, координационные механизмы действия постепенно автоматизируют¬ся и двигательное умение переходит в навык. Его главной отличи¬тельной чертой является автоматизированное управление движе¬ниями. Вместе с тем для навыка характерна слитность движений и надежность действия. Двигательный навык можно охарактеризовать как такую степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью.

Значение двигательных навыков определяется их отмеченными чертами:

Автоматизированное управление движения¬ми — определяющая и ценная особенность двигательного навыка. Автоматизация движений существенно помогает выполнению двига¬тельного действия. Сознание освобождается от необходимости постоянного контроля за деталями движений, что, во-первых, облег¬чает функционирование высших механизмов управления движения¬ми и, во-вторых, позволяет переключать внимание и мышление на результат и условия действия.

Слитность движений при навыке проявляется в легкости, взаимосвязанности и устойчивой ритмичности двигательного действия.

Надежность двигательного действия при навыке харак¬теризуется повышенной способностью сохранять его эффективность при различных неблагоприятных факторах: необычном психологиче¬ском состоянии, сниженных физических возможностях, неблагоприятных внеш¬них условиях и других помехах.

Достаточно прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Люди, давно прекратившие спор¬тивную деятельность, способны воспроизвести технику спортивного действия.

Устойчивость двигательного навыка — ценная черта в тех случа¬ях, когда техника действия не подлежит в дальнейшем существен¬ным изменениям. «Переделка» техники действий, связанных с проч¬ными навыками, представляет собой задачу значительной труднос¬ти. Поэтому следует подчеркнуть опасность превращения в навык нерациональных и тем более явно ошибочных способов выполнения двигательных действий.

2.2. Представления о механизмах двигательных умений и навыков

Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определенным естественным закономерностям.

Каждое двигательное дей¬ствие начинается с синтеза чувственных возбуждений в коре головного мозга. Афферентный синтез происходит на основе доминирующей мотивации, которая создается различными стимулирующими воздействиями извне. Мотивационное возбуждение вызывает активный анализ и оценку обстановки предстоящего действия. При этом определяется, оценивается и систематизируется информация о внешних условиях и ситуации, в которых должно осуществляться действие.

Принятие решения, видимо, непосредственно сопровождается возникновением программы действия, представляющей собой систему исполнительных возбуждений, которые доводятся до органов движения в зависимости от биомеханической структуры двигательного акта. Начинающий возникать одновре¬менно с программой действия сличительный аппарат формируется как чувственная модель предстоящего действия, по которой сличаются сигналы о протекании и результатах двигательного акта. Сигналами при двигательных действиях являются зрительные, проприоцептивные, тактильные и другие афферентные возбуждения, отражающие кинематические, динамические и ритмические характеристики техники действия.

2.3. Перенос навыков

Существенное значение в обучении двигательному действию имеет взаимодействие, «перенос» навыков, выработанных ранее или формируемых параллельно. Например, владение навыком метания малого мяча значительно облегчит обучение метанию гра¬наты: легче будет идти и начальное обучение метанию копья. В этих случаях обучению способствует «положительный перенос» навыка. Перенос навыка может носить и отрицательный характер («отрицательный перенос»). Например, если был вырабо¬тан прочный навык «подъема завесом» на гимнастической перекла¬дине, это может явиться существенным препятствием для овладе¬ния «подъема одной»; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад (Е. Г. Соколов).

Перенос навыков происходит в тех случаях, когда структуры двигательных действий имеют сходство наряду с различиями. Ха¬рактер сходства обусловливает значение переноса: положительное или отрицательное. Так, приведенный выше пример положительного переноса обусловлен тем, что техника движений при метании мяча, гранаты и копья сходна в большинстве фаз, а главное—в ведущих. Отрицательный эффект переноса навыков наблюдается чаще всего при сходстве в подготовительных фазах и существенном различии в ведущих звеньях техники действий. Физиологически перенос навы¬ков можно объяснить тем, что при построении новой системы движе¬ний возникающая функциональная система вовлекает готовые двигательные координации и, в зависимости от того, насколько они соответствуют объективно необходимой архитектуре двигательного акта, перенос навыков будет положительным или отрицательным, полным или частичным.

Положительный перенос навыков широко используется в про¬цессе обучения двигательным действиям. С учетом закономерностей переноса определяют последовательность обучения различным дви¬гательным действиям таким образом, чтобы освоение одних созда¬вало благоприятные предпосылки к овладению другими.

При углубленном совершенствовании в отдельных действиях, двигательный состав которых относительно ограничен, положитель¬ный перенос частных навыков используется при разработке систе¬мы подводящих упражнений. Они, как правило, представляют собой относительно законченные двигательные действия, по возможности, точно воспроизводящие некоторые фазы техники изучаемого дейст¬вия.

Во избежание отрицательного переноса навыков желательно так планировать учебный процесс, чтобы исключить одновременное формирование «конкурирующих» навыков, избрав такую последо¬вательность обучения, при которой отрицательный перенос был бы наименьшим. В случае одностороннего переноса (когда один навык влияет на другой, а обратного влияния не обнаруживается) в пер¬вую очередь должен формироваться тот навык, который нарушается под влиянием другого. В дальнейшем, по мере упрочения навыков, появляется возможность преодолевать отрицательное влияние их друг на друга, «сталкивая» их при поочередном исполнении дейст¬вий; это к тому же содействует выработке тонких координаций.

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ

1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Готовность к освоению действия как предпосылка

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»