←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
предпосылка обучения
Раньше, чем приступить к обучению какому-либо действию, важно установить, готов ли обучаемый к освоению этого действия, и, если не готов, провести предваритель¬ную подготовку. Готовность к обучению выявляется с помощью контрольных упражнений и сведений о прошлом двига¬тельном опыте и обеспечивается посредством подготови¬тельных упражнений. Она характеризует¬ся в основном тремя компонентами: степенью развития физических качеств, двига¬тельным опытом и психическими факторами.
Удачно выполнить с первых же попыток новое двигательное дей¬ствие обычно удается лишь в тех случаях, когда оно имеет сравни¬тельно простую структуру. При более сложных структурах скорость образования нового двигательного умения существенно зависит от двигательного опыта обучающихся. Чем шире и разнообразнее этот опыт, тем больше предпосылок для успешного освоения нового дей¬ствия на основе переноса ранее приобретенных умений и навыков. Этим определяется роль упражнений, направленных на расширение фонда двигательных умений и навыков в процессе обеспечения го¬товности к обучению сложным двигательным действиям.
Решающую роль в обеспечении готовности к обучению двигательным действиям, требующим высокой степени проявления физических качеств, будет играть воспитание этих ка¬честв с помощью общеподготовительных и избирательно-направлен¬ных упражнений. При обучении же действиям, связанным с повы¬шенным риском получить травму, чувством страха или другими отрицательными эмоциями, особенно важно предварительно сфор¬мировать позитивную психическую установку, создать достаточно сильный стимул к преодолению психических трудностей и вырабо¬тать необходимую уверенность.
Проблема подготовки к обучению сложным двигательным дейст¬виям решается в целом на основе умелой реализации принципов доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований.
1.2. Общая характеристика структуры процесса обучения
В построении процесса обучения каждому отдель¬ному двигательному действию можно выделить ряд относительно завершенных этапов, которым соответствуют определенные стадии формирования двигательного умения и навыка. Если действие до¬водится в процессе обучения до стадии более или менее совершен¬ного навыка, для этого процесса характерны три этапа, различаю¬щихся как по педагогическим задачам, так и по методике обучения. На первом этапе происходит начальное разучи¬вание двигательного действия, чему соответствует стадия обра¬зования умения воспроизводить технику действия в общей, грубой, форме. Второй этап характеризуется углублен¬ным, детализированным разучиванием. В результа¬те на этом этапе происходит уточнение двигательного умения, оно частично переходит в навык. На третьем этапе обеспечивается закрепле¬ние и дальнейшее совершенствование двигательного действия, в результате чего формируется прочный навык; он приоб¬ретает качества, позволяющие целесообразно использовать его в различных условиях двигательной деятельности.
Фактически структура процесса обучения конкретизируется в зависимости от на¬правленности занятий, особенностей изучаемых действий, а также особенностей контингента обучаемых.
2. ЭТАП НАЧАЛЬНОГО РАЗУЧИВАНИЯ
На этом этапе преследуется цель—обучить осно¬вам техники двигательного действия, сформировать умение выпол¬нять его хотя бы в «грубой» форме. Частные задачи на пути к дан¬ной цели обычно состоят в том, чтобы:
а) создать общее представление о двигательном действии и ус¬тановку на овладение им;
б) научить частям техники действия, не освоенным ранее;
в) сформировать общий ритм двигательного акта;
г) предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники действия.
3. ЭТАП УГЛУБЛЕННОГО РАЗУЧИВАНИЯ
Цель обучения на этом этапе—довести первона¬чальное, «грубое» владение техникой действия до относительно совершенного. Если на первом этапе осваивалась главным образом основа техники, то на втором осуществляется детализирован¬ное освоение ее.
Основные задачи обучения на этом этапе:
1) углубить понимание закономерностей движений изучаемого действия;
2) уточнить технику действия по ее пространственным, времен¬ным и динамическим характеристикам в соответствии с индивиду¬альными особенностями обучаемых;
3) усовершенствовать ритм действия, добиться свободного и слитного выполнения движений;
4) создать предпосылки вариативного выполнения действия.
Обучение на этом этапе строится в соответствии с закономернос¬тями совершенствования двигательного умения, частичного перехо¬да его в навык. Уточнение техники происходит в процессе много¬кратного воспроизведения действия или его частей с направленным внесением изменений в движения. По мере отработки техники число автоматизированных ком¬понентов движений увеличивается, что и определяет переход дви¬гательного умения в навык.
4. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Цель обучения на этом этапе—обеспечить совер¬шенное владение двигательным действием в условиях его практиче¬ского применения, для чего необходимо решить следующие част¬ные задачи:
1) закрепить навык владения техникой действия;
2) расширить диапазон вариативности техники действия для целесообразного выполнения его в различных условиях, в том числе при максимальных проявлениях физических качеств;
3) завершить индивидуализацию техники действия в соответствии с достигнутой степенью развития индивидуальных способностей;
4) обеспечить в случае необходимости перестройку техники действия и ее дальнейшее совершенствование на основе развития физических качеств.
Уточненная на предыдущем этапе обучения и в значительной части автоматизированная система движений еще не обладает устойчивостью к различным неблагоприятным факторам. На третьем этапе предстоит упрочить сформировавшийся динамический стереотип, лежащий в основе навыка, и вместе с тем увеличить его подвижность, определяющую возможность приспособления действия к различным изменениям внешних условий. При этом в зависимости от характера двигательных действий на этой стадии можно выделить относительно самостоятельную фазу закрепления навыка или закреплять навык, одновременно увеличивая его варианты, либо частично перестраивая технику в связи с развитием физических качеств.
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
1. ВОСПИТАНИЕ СИЛЫ (СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)
1.1. Сила как физическое качество
В обыденной речи слову «сила» придают различные значения. Как научное понятие оно должно быть по возможности строго определено. Надо различать:
1) силу как механическую характеристику движения;
2) силу как определенное качество человека.
В первом значении сила наряду с другими характеристиками движения служит объектом изучения механики. Во втором — пред¬метом исследования в теории физического воспитания, физиологии, антропологии. Для обозначения силы как физического качества ис¬пользоваться термины: силовые возможности, силовые способности, мышечная сила.
Силу человека можно определить, как его способность преодоле¬вать внешнее сопоставление либо противодействовать ему посред¬ством мышечных напряжений. В случае преодолевающей работы под силами сопротивления понимают силы, направленные против движения; при уступающей работе — действующие по ходу дви¬жения.
Как известно, мышцы могут проявлять силу:
1) без изменения своей длины (статический, изометрический, режим);
2) при ее уменьшении (преодолевающий, миометрический, ре¬жим);
3) при ее удлинении (уступающий, полиометрический, режим). Преодолевающий и уступающий режимы объединяются поняти¬ем «динамический режим».
Так как в этих условиях характер двигательных действий раз¬личен, приведенное деление можно принять за классификацию ос¬новных видов силовых способностей.
1.2. Основы методики воспитания силовых способностей
Общая задача в процессе многолетнего воспи¬тания силы как физического качества человека заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой и т. д.). Частными задачами будут:
1) приобретение и совершенствование способности осуществ¬лять основные виды усилий — статические и динамические, собст¬венно силовые и скоростно-силовые, преодолевающие и уступаю¬щие;
2) гармоническое укрепление в силовом отношении всех мышеч¬ных групп двигательного аппарата;
3) развитие способности рационально пользоваться силой в раз¬нообразных условиях.
Наряду с этим в зависимости от конкретных условий той либо иной деятельности решаются специфические задачи по специали¬зированному воспитанию силы.
Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным сопротивлением — силовые упражнения. В зависи¬мости от природы сопротивления силовые упражнения делятся на 2 группы:
1. Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве внешнего сопротивления обычно используют:
а) вес предметов;
б) противодействие партнера;
в) сопротивление упругих предметов;
г) сопротивление внешней среды (бег по глубокому снегу, на¬пример).
2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела. Применяются также упражнения, в которых отягощение весом собственного тела дополняется весом внешних предметов.
В отношении функционального воздействия на организм при¬рода фактора, вызвавшего сопротивление, не особенно существенна. Во всех случаях воздействие на организм бу¬дет сходным, если только величина сопротивления
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
|
|