←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. 4
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАДАЧИ ППФП 4
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА СПЕЦИАЛИСТОВ. ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ 6
ПРИКЛАДНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ВИДОВ СПОРТА 7
РОЛЬ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ И РАБОТАЮЩИХ 11
ФОРМЫ ППФП В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 11
Физическая подготовка как важное становление специалиста гражданской авиации 14
Цель и задачи физической и психофизиологической подготовки специалистов гражданской авиации 14
Направленность и основные понятия ППФП в учебных заведениях гражданской авиации 15
Научно-педадогические основы организации ППФП специалистов гражданской авиации 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ: 19
Введение
Современное производство с его механизацией и автоматизацией производственных процессов, характе¬ризуется не только уменьшением удельного веса физи¬ческого труда, но и иным ритмом труда, повышением его сложности и интенсивности. Это неизбежно требует значительно большего напряжения умственных, психи¬ческих и физических сил, повышенной координации и культуры движений, высокой концентрации внимания от рабочих и специалистов. Перечисленные качества нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, ибо, чем совершеннее техника и сложнее технологий производства, тем более совершенным должен быть че¬ловек, управляющий ими.
Становится все более актуальным научно и методически обоснованное применение физической культуры и спорта в процессе подготовки работников народного хозяйства к конкретным видам труда, поэтому изыскание новых научно обоснованных форм, средств и методов физиче¬ского воспитания, соответствующих требованиям науч¬но-технического прогресса, является в настоящее время важнейшей задачей теории и практи¬ки физкультурного движения.
В настоящее время при организации учебного про¬цесса перед каждым высшим учебным заведением ста¬вится задача — вести подготовку специалистов на высо¬ком научно-техническом уровне с применением современных методов, организаций учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими получен¬ных знаний и умений в практической работе или науч¬ных исследованиях. Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных н специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе и фи¬зической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста» приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.
Исследования показывают, что общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, так как современный высококвалифициро¬ванный труд требует, кроме того, определенного профи¬лирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Поэтому физическое воспи¬тание студентов в высшей школе имеет свои специфи¬ческие особенности: конкретная направленность его как предмета учебного плана определяется не только общи¬ми социальными задачами и требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студента. Вследствие этого физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки (далее в тексте этот термин бу¬дет приводиться в условном сокращении—ППФП), т.е. использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воз¬действию внешней среды. В связи с этим ППФП включе¬на самостоятельным разделом в программу физического воспитания студентов высших учебных заведений.
Но реализация ППФП в системе физического воспитания студентов связана с рядом трудностей, основная из которых — существенные различия в усло¬виях и характере труда представителей многочисленных специальностей и специализаций на производстве.
Профессионально-прикладная физическая подготовка в учебных заведениях.
Известно, что каждая из профессий имеет свою спе¬цифику и отличается требованиями, предъявляемыми к психофизиологической подготовке специалистов. Вот почему в учебных заведениях необходимо профилирова¬ние процесса физического воспитания с применением средств профессионально-прикладной физической подго¬товки (ППФП).
К средствам ППФП относят, как правило, обычные физические упражнения и виды спорта, а сама эта под¬готовка является составной частью программы физиче¬ского воспитания будущих специалистов.
Задачи ППФП направлены на:
всестороннее физическое развитие и достижение вы¬сокого уровня физической подготовленности учащихся;
преимущественное и специальное развитие физиче¬ских качеств, особенно важных для данной профессио¬нальной деятельности;
формирование и совершенствование двигательных на¬выков, помогающих успешно овладевать профессиональ¬ной деятельностью;
подготовку к работе в специфических условиях труда, характерных для будущей деятельности учащихся;
воспитание специфических волевых качеств.
содействовать повышению производительности труда работающих;
способствовать ускоренному обучению профессии и подготовке человека к высоко¬производительному труду;
создавать условия для активного отдыха трудящихся, обеспечивать профилактику производственного травма¬тизма и бороться с производственным утомлением работающих сред¬ствами физической культуры и спорта.
Как известно, ППФП введена в программу по физи¬ческому воспитанию учащихся Вузов в 1959 г. Причем с каждым годом ее роль в подготовке специалистов, способных успешно работать в усложняющихся условиях производства, возрастает.
Фундаментальным принципом системы физического вос¬питания является связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью людей. Эта взаимосвязь осуществляется на практике посредством внедрения средств физической культуры и спорта в научную организацию труда.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, спо¬собствующие достижению готовности человека к успешной профессио¬нальной деятельности.
Программой физического воспитания для вузов предусмотрено ознакомить учащихся с теоретиче¬скими основами ППФП, обучить их некоторым профессионально-прикладным упражнениям, повысить уровень физических качеств, необходимых специалистам данного профиля, подготовить их к уча¬стию в соревнованиях по специально-прикладным видам спорта.
Характеристики профессиональной деятельности и задачи ППФП
Как известно, эффективность выполнения работником многих производственных операций в немалой степени зависит от развития и успешного функционирования его организма, от подготовленности его к трудовой деятель¬ности. Без всестороннего глубокого знания требований, предъявляемых той или иной профессией к физической подготовленности специалистов, невозможно определить задачи ППФП.
Соответствие возможностей организма человека вы¬полняемой им работе выявляется с помощью профессиологии, в состав которой наряду с трудовой экспертизой входит профессиография, профессиональная подготовка, профессиональная гигиена и организация труда.
Под профессиографией понимается совокупность всех знаний, относящихся к описательно-технической и пси¬хофизиологической характеристике различных профес¬сий. В то же время профессиография — это один из методических приемов изучения трудовых процессов, пси¬хологическое описание профессии, отражающее цели и задачи данного вида труда, его условия и организацию, а также психофизиологические особенности отдельных этапов трудовой деятельности. При этом профессиограмма должна быть динамичной и учитывать возможность развития профессионально важных функций; в ней должно быть предусмотрено и описание специальных способностей, без которых невозможно выполнение дан¬ной работы.
Решение проблемы профессионально-прикладной фи¬зической подготовки требует предварительного выявле¬ния профессионально важных для того или иного вида труда качеств, изучения условий, в которых он проте¬кает, в том числе и профессиональных вредностей, что невозможно без профессиографических исследований.
Для ППФП особо важным в оценке профессиональ¬ной деятельности является выявление степени напряже¬ния организма и отдельных его систем и функций. В ито¬ге изучения профессии для целей ППФП должна со¬ставляться профессиограмма, в которой на основании характеристики условий и характера труда определяется комплекс требовании к организму, включающий требо¬вания к физическим качествам, двигательным навыкам и психофизиологическим функциям. При этом профессиограмма должна выявлять те психофизиологические и физические свойства организма, которые подвержены значительному развитию в процессе профессионального
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|