Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Физкультура и спорт в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным ситуациям

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


профессионального труда и совершенствуются в наибольшей степени.

Профессионально важные качества не являются за¬стывшим конгломератом свойств организма, они могут варьировать по своей значимости в зависимости от степени овладения профессией. Сам процесс овладения специальностью редко зависит от уровня развития толь¬ко одного физиологического или психофизиологического качества, в большинстве случаев успешность овладения предопределяется развитием всего организма, его функ¬ций.

Методологической основой требований профессии к функциональному состоянию организма является по¬ложение о профессиональной пригодности как способно¬сти успешно овладеть профессией и совершенствоваться в ней. Эта способность определяется соответствием воз¬можностей организма требованиям, предъявляемым к нему профессией.

При этом по И. Д. Карцеву, профессиональные воз¬можности, определяемые уровнем развития ведущих для вида труда физиологических функций, можно считать критерием профессиональной пригодности, а сами функ¬ции критериальными.

Автор указывает, что если исходный уровень этого критерия выше определенного минимального и соответ¬ствует рабочему динамическому стереотипу данного вида труда, то во время работы происходит тренировка кри¬териальных функций. Учение о критерии профессиональ¬ной пригодности позволяет рассмотреть теоретические закономерности физической подготовки к труду с пози¬ций изучения механизмов взаимосвязанной деятельности функциональной системы и ее ведущей части — функции критерия профессиональной пригодности.

Методы анализа профессии необходимы для опреде¬ления структуры рабочих действий, что в конечном итоге помогает в выявлении профессионально-приклад¬ных двигательных навыков. Ими же может оцениваться и производственная эффективность предложенной про¬граммы ППФП.

Для исследования процесса обучения профессии и эффективности трудовой деятельности могут быть ис¬пользованы различные методы такие, как методы пол¬ного и выборочного хронометража, циклография, тензо¬метрия, фото киносъемка, метод проб и заданий и др.

С помощью циклографии и тензометрии фиксируются пространственно-временные характеристики профессио¬нальных движений. Существуют способы регистрации траектории, скорости и амплитуды этих движений, опре¬деляющие их ритм, темп, форму и т. д.

Наиболее объективный и распространенный метод ис¬следования трудовых процессов — хронометраж. При хронометраже производственные операции изучаются пу¬тем наблюдения и измерения времени, затрачиваемого на выполнение отдельных повторяющихся элементов.

Наиболее всесторонним и точным является комплекс¬ное изучение степени овладения трудом, позволяющее углубленно анализировать производственный процесс, дающее возможность объективно установить уровень умений учащихся на любой стадии обучения.

Профессия вырабатывает у человека определенные качества, по которым часто можно определить его про¬фессиональную принадлежность.

Сегодня у нас в стране насчитываются десятки тысяч профессий. Практическая невозможность составления научно обоснованных рекомендаций для специалистов по каждой из них привела к необходимости классифика¬ции профессий в целях ППФП.

Классификация должна охватывать весь диапазон рабочих профессий, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях; учитывать особенно¬сти существующей системы профессиональной подготов¬ки учащихся, сложности реального дифференцирования физической подготовки в многопрофильных учебных заведениях и иметь четкую структуру.

Важно, чтобы классификация позволяла решать за¬дачи ППФП, для которой прежде всего необходимо, чтобы группировка профессий явилась основой для це¬ленаправленного подбора физических упражнений и ви¬дов спорта с целью активизации процесса обучения и со¬вершенствования в профессии.

В учебнике «Теория и методика физического воспита¬ния» Б. И. Загорским дана классификация профессий, включающая 3 большие группы:

1. профессии с «дозировочными» движениями без осложнения экстраординарными условиями;

2. профессии, специфически осложненные внешни¬ми условиями;

3. профессии, требующие постоянного максимально¬го и субпредельного проявления определенных физиче¬ских способностей.

В классификации профессий, разрабатываемой науч¬но-исследовательским институтом профтехобразования, выделено 5 основных групп профессий:

Профессии автоматизированного труда, для кото¬рых характерны повышенное внимание, быстрота приня¬тия решения и общая гиподинамия.

1. Профессии механизированного труда и ремонта, требующие особой координации движений, характери¬зующиеся пребыванием в вынужденных позах.

2. Профессии ручного физического труда, требующие от работника физической силы, выносливости и коорди¬нации.

3. Профессии тонких и точных работ, требующих предельной точности и высокой координации микро движений.

4. Профессии расширенного функционального труда с основными требованиями к психической устойчивости, вниманию и общей выносливости.

В этих группировках классифицируются разные признаки. Если имеется уже разработанная ППФП для какой-либо профессии, то, зная определяющие признаки, можно методы ППФП одной профессии перенести на другую.

Краткая характеристика условий труда специалистов. Требования к их физической подготовленности

Для характеристики различных видов труда чаще всего исполь¬зуются понятия его физической тяжести и нервно-психической на¬пряженности. При этом под физической тяжестью труда понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от тяжести труда и его нервно-психической напряженности труд подразделяют на физический и умственный, а различные сочетания этих двух основных видов труда, кроме того, позволяют выделить третий вид — смешан¬ный труд.

Примерами преимущественно физического труда являются профес¬сии горняков, сталеваров и других, трудовые действия которых со¬пряжены со значительными мышечными усилиями. К преимуществен¬но физическому труду относится также спортивная деятельность в по¬давляющем числе видов спорта, особенно в легкой атлетике, велогон¬ках, тяжелой атлетике, лыжном спорте н др.

Примерами преимущественно умственного труда являются профес¬сии счетных работников, операторов ЭВМ и программистов, ученых, творческих работников и других, производственная деятельность ко¬торых позволяет полностью или частично исключить компонент физического труда.

С развитием техники непосредственно на различные механизмы все более перекладываются тяжелые производственные операции, на долю же человека все чаще остаются функции управления и контроля. Физические нагрузки на человека в процессе труда с развитием автома¬тизированного производства постоянно уменьшаются. Кроме этого, развитие автоматики, комплексной механизации, электро¬ники, робототехники предъявляет к человеку повышенные требования устойчивости к психическим напряжениям, к срочному восприятию и осмысливанию большого потока информации о ходе производства.

Для измерения объема и мощности выполняемой физической ра¬боты применяются различные количественные меры: масса поднятого груза, пройденный путь, время, затраченное на работу, и др. Предло¬жены и внедряются более точные, научно обоснованные специальные способы определения проделанной человеком работы, его физической работоспособности. Для этого измеряются ЧСС или суммарные пуль¬совые показатели, потребление кислорода организмом за единицу времени и за весь период работы, энергетические затраты на данную работу (в ккал, кДж) и др. Полученные с помощью этих методов ре¬зультаты позволяют судить о тяжести физического труда. Его условно делят на очень легкий, легкий, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Например, очень легкий труд характеризуется незначи¬тельным общим суточным расходом энергии, лишь на немного (на 500 ккал и меньше) превышающим средние величины основного обмена (около 2300 ккал в сутки), а ЧСС не поднимается, как правило, выше 80 ударов в минуту. В отличие от этого очень тяжелый физический труд требует предельного суточного расхода энергии — от 4000 до 6000 ккал, а в отдельных случаях и больше. ЧСС возрастает при этом до максимальных значений — 180—200 ударов в минуту. Понятно, что такую работу могут выполнять только хорошо тренированные лю¬ди, да и то непродолжительное время.

Если тяжесть физического труда измерить и оценить относительно легко, то гораздо труднее измерить и классифицировать эмоционально-психическую напряженность умственного труда. Здесь не применимы прямые способы, которые используются при измерении физической работы. Лишь измерение ЧСС, определение расхода энергии за еди¬ницу времени, и некоторые другие косвенные показатели могут дать приблизительную оценку этой напряженности. К примеру, известно, что летчик-испытатель за один час полета на новой машине часто теря¬ет от 3 до 4 кг массы тела, а его пульс в критических ситуациях под¬нимается до 200 ударов в минуту. Измерение же доли физического труда показало, что она относительно невелика.

Смешанные виды труда (в современном производстве таких подав¬ляющее большинство) предъявляют к организму человека различные требования в зависимости от преобладания компонентов физической тяжести или нервно-психической напряженности. К смешанным видам труда относится преимущественно и труд специалистов высшего и среднего звена.

Приведем несколько примеров об условиях труда некоторых спе¬циалистов и переносимых ими нагрузках. Возьмем некоторые типич¬ные профессии, к которым могут быть приравнены другие, близкие по характеру выполняемых трудовых операций, по физической тяжести

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»