Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Физкультура и спорт в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным ситуациям

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


специальных средств и без них, имитация аварийных ситуа¬ций и спасательных работ, владение аквалангом и другими специаль¬ными приспособлениями, приборами, механизмами и инструментом для производства подводных и подледных работ.

Однако такие специально-прикладные виды спорта пока существуют не для всех профессий. Отдельных же упражнений, элементов видов спорта, имеющих непосредственно прикладное или косвенное приме¬нение в данной профессии, достаточно много. При творческом поиске их могут найти не только преподаватели физического воспитания, но и сами учащиеся. Многие из упражнений, изучаемых вами на учебно-тренировочных занятиях, на специальных занятиях по ППФП, могут быть профессионально-прикладными. Наиболее важные из них включаются в программу спар¬такиад учебных заведений, отраслевых спартакиад и соревнований, проводимых министерствами для рабочих и служащих своей отрасли, для учащих¬ся подведомственных средних специальных и высших учебных заве¬дений.

Главным фактором, от которого зависит степень эф¬фективности профессионально-прикладной физической подготовки, является направленность воздействия видов спортивной тренировки на центральную нервную систе¬му, анализаторы и физические качества занимающихся.

Как известно, программа физического воспитания для учебных заведений составлена по «видовому» признаку. На массовые виды спорта: гимна¬стику, легкую атлетику, лыжную подготовку, спортивные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч), плавание, ту¬ризм в ней отведено определенное количество часов. Эти виды спорта для отдельных профессий могут быть при¬кладными. Секционная работа в учебных заведениях может осуществляться и по более широкому набору ви¬дов спорта с учетом их профессионально-прикладного значения.

Таким образом, перечень видов спорта, которые мо¬гут быть использованы в физическом воспитании уча¬щихся в качестве профессионально-прикладного мате¬риала, весьма обширен. Если же каждый вид еще под¬разделить на элементы по степени их профессионально-прикладной значимости, то выбор средств профессионально-прикладной физической подготовки будет еще больше. Поэтому важность определения профессиональ¬но-прикладного значения видов спорта и их элементов, необходимость единой научно обоснованной методики их отбора и группировки не вызывают сомнения.

После изучения профессии и составления профессиограммы нужно переходить к выбору профессионально-прикладных видов спорта. Для этого следует проанали¬зировать возможные виды спорта и их элементы (при¬чем перечень их не должен исчерпываться только про¬граммным материалом). Направленность видов спорта определяется не только структурой упражнений, но и особенностями их выполнения, игровым содержанием. Если физические упражнения направлены в основном на совершенствование двигательных навыков и развитие двигательных качеств, то они имеют наравне с физиче¬ской и функциональную направленность.

Согласно теории физического воспитания, для разви¬тия профессионально важных качеств нужны воздейст¬вия, превосходящие в физиологическом плане характе¬ристики трудовой активности. Виды спорта, по словам профессора В. В. Белиновича, являются наиболее адек¬ватным средством развития и воспитания этих качеств.

В отличие от профессиональной спортивная деятель¬ность характеризуется различными по длительности и напряженности ситуациями, большим запасом двигатель¬ных стереотипов с соответствующим более широким вре¬менным диапазоном ответных реакций, что позволяет обеспечить лучшие возможности для тренировки психо¬физиологических функций организма.

Считается, что наибольшее значение для целей ППФП имеет развитие общей выносливости, физиологи¬ческой основой которой являются аэробные возможно¬сти человека. Именно они обеспечивают успешность вы¬полнения продолжительной работы умеренной интенсив¬ности, которая чаще всего наблюдается в целом ряде массовых профессий. Иногда выносливость определяется как основное профессионально важное качество, обес¬печивающее полное освоение профессии и высокопроиз¬водительный труд (специалисты сельского хозяйства и др.).

Выносливость у спортсменов, занимающихся разны¬ми видами спорта, различна: наибольшая отмечается у спортсменов циклических видов спорта, несколько ни¬же — у спортсменов-игровиков, а самая низкая у спорт¬сменов, занимающихся теми видами, которые общую вы¬носливость специально не развивают.

Что касается топографии мышечной силы, то мышцы спины хорошо развиты у штангистов, гребцов, борцов и легкоатлетов-метателей, а мышцы-сгибатели — у борцов, боксеров, гимнастов, гребцов.

Устойчивость равновесия самая высокая у гимнастов и акробатов, несколько хуже у борцов, слаломистов, прыгунов с трамплина на лыжах. У первых, а также у прыгунов в воду и батутистов самая высокая устойчи¬вость к сильным раздражителям вестибулярного аппа¬рата. Наименьшая вестибулярная устойчивость отмечена у лыжников, легкоатлетов (за исключением метателей) и боксеров. Вегетативная устойчивость зависит от спор¬тивного стажа.

Функциональная направленность видов спорта также различна, поэтому и совершенствование психофизиоло¬гических функций на занятиях отдельными видами спор¬та происходит в различной степени.

Большая пластичность высшей нервной деятельности обусловливает возможности ее совершенствования. Спо¬собность организма, и прежде всего центральной нерв¬ной системы, приспосабливаться к различным условиям, к воздействиям внешней среды даст почти неограничен¬ные возможности направленного образования морфофизиологических сдвигов под воздействием соответствую¬щего подбора средств, методов и тренировочных нагру¬зок.

Различная прикладная направленность видов спорта обусловливает необходимость их систематизации в целях ППФП. В любом виде спорта особенности деятельности определяются специфическими требованиями к ее вы¬полнению. В одних видах спорта основные требования направлены на развитие точности и техники выполнения движения, в других — на регулирование временных, про¬странственных или силовых параметров исполнения, в третьих — на согласованность действий, четвертые предъявляют смешанные требования. Различные требо¬вания активизируют психическую деятельность в разных направлениях:

 требования к технической точности испол¬нения активизируют контрольные функции внимания, требования регулирования параметров движения—чувственно-двигательный контроль;

 требования, связанные с предвидением действий противника, совершенствуют интеллектуальные функции, требования максимального напряжения направлены на развитие волевых ка¬честв.

Для спортсменов - игровиков характерна быстрая и точная ориентировка в сложной и непрерывно меняю¬щейся обстановке, быстрое и целесообразное реагирова¬ние на нее, быстрая перестройка намеченных планов и решений. У спортсменов-единоборцев вырабатываются высокая точность и координированность движений, точ¬ная и очень тонкая регулировка движений, быстрое пе¬реключение с одних двигательных актов на другие, отли¬чающиеся по структуре и характеру, а также с одних форм движений на другие.

Занятия спортом лучше, чем профессиональный труд, совершенствуют двигательный анализатор. Особенно велика в этом роль видов спорта, требующих сложных и точных движений, — гимнастики, легкоатлетических ме¬таний, конькобежного спорта и др.

Согласно классификации А. Б. Гандельсмана и К. М. Смирнова, все виды спорта делятся на 7 групп:

1-ю группу составляют виды спорта, предъявляющие высокие требования к координации движении (акроба¬тика, гимнастика, прыжки в воду и др.);

2-ю группу составляют виды спорта, определяющей чертой которых является достижение высокой скорости в циклических движениях (легкоатлетический бег, конь¬кобежный спорт, велоспорт);

для видов спорта 3-й группы характерна работа на силу и быстроту движений. Группа разбита на дне под¬группы. Первую составляют виды спорта на перемеще¬ние максимальной массы (тяжелая атлетика), а вторую — на создание максимального ускорения при по¬стоянной массе (легкоатлетические метания);

4-я группа включает такие виды спорта, которые в основном направлены на совершенствование функций анализаторов, усвоение информации в условиях борьбы с соперником (различные виды борьбы);

5-я группа включает виды спорта, направленные на совершенствование управления различными средствами передвижения (мотоспорт, водно-моторный спорт, кон¬ный спорт). Необходимость обеспечения опережающих и предупреждающих действий в этих видах обусловливает большие нагрузки на центральную нервную систе¬му и ведущие анализаторы;

для 6-й группы видов спорта характерно совершен¬ствование высшей нервной деятельности при малых фи¬зических нагрузках (шахматы, шашки);

для 7-й группы основным является воспитание спо¬собности к переключению в многоборье (современное пятиборье, биатлон).

При анализе основных массовых видов спорта, входя¬щих в программу физического воспитания учащихся учебных заведений, было выявле¬но, что одни из них оказывают тренировочные действия на психофизиологические функции, без высокого уровня развития которых полноценное освоение профессии не¬возможно, другие благотворно воздействуют на системы, обеспечивающие адаптацию учащихся к условиям про¬изводства.

Направленность видов спорта и элементов, их состав¬ляющих, в большей степени определяется особенностями проведения, игровым содержанием, а не структурой.

На примере выделения основных элементов игры в баскетбол было исследовано влияние бросков по кор¬зине и передач на профессионально важные функции сборщика механизмов часов. В результате была выяв¬лена разная степень воздействия элементов вида спорта на ведущие профессионально важные функции, а следо¬вательно, и их различная прикладность.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»