←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
специальные задачи.
К общим зада¬чам относятся:
развитие и совершенствование основных физических качеств (выносливости, быстроты, силы, ловкости);
укрепление здоровья, закаливание организма, обеспе¬чение летного долголетия; совершенствование морально-психологических качеств;
формирование и совершенствование прикладных дви¬гательных навыков, умения действовать в сложных усло¬виях окружающей среды;
воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;
формирование, и повышение знаний теоретических ос¬нов физической подготовки;
привитие навыков гигиены и самоконтроля на заня¬тиях физической подготовкой и спортом.
Специальные задачи физической и психофизиологиче¬ской подготовки определяются спецификой профессио¬нального обучения, а также периодами и этапами лет¬ной подготовки.
Они предусматривают формирование и совершенствование:
профессионально важных психофизиологических ка¬честв;
эмоциональной устойчивости (способности сохранять устойчивость психических процессов и сенсомоторных актов в условиях сильных эмоциональных воздействий);
совершенствование качеств внимания (распределе¬ния, переключения, сосредоточения, объема), кратковре¬менной и оперативной памяти;
формирование тонкого двигательного чувства, коор¬динации движений, способности изменять структуру деятельности в зависимости от поступившей информа¬ции;
совершенствование вестибулярной устойчивости, про¬странственной ориентировки;
формирование способности прогнозировать развитие ситуаций, определять расстояние и скорость;
формирование устойчивости организма к перегруз¬кам;
формирование устойчивости к гиподинамическому ре¬жиму деятельности;
формирование и повышение уровня специальных знаний теоретических основ психофизиологической под¬готовки летного состава гражданской авиации в еди¬ном процессе профессионального обучения и совершен¬ствования знаний;
обучение способам подачи аварийных сигналов, дей¬ствиям в случае аварий в сложных условиях среды, спасения пассажиров, по оказанию первой медицин¬ской помощи и т. д.
Задачами психофизиологической подготовки летного и инструкторского состава являются:
преимущественное развитие выносливости, силовой и статистической выносливости;
формирование и совершенствование качеств психо¬логической совместимости членов летных экипажей;
формирование навыков и обучение методам актив¬ного отдыха и аутогенной тренировки летного состава после длительного полета;
поддержание профессиональной работоспособности с использованием средств физической подготовки и ау¬тогенной тренировки в многочасовых и межконтинен¬тальных полетах.
К специалистам предъявляются требования:
высокий уровень моральных и психологиче¬ских качеств, определяющих социальный статус специалиста гражданской авиации;
высокий уровень работоспособности и отличное здо¬ровье;
психофизиологическая надежность и устойчивость организма к неблагоприятным факторам полета, обес¬печивающими безопасность полетов и сложных ус¬ловиях.
Направленность и основные понятия ППФП в учебных заведениях гражданской авиации
Решение общих и специальных задач физической подготовки достигается в процессе проведения учебных занятий (УЗ), утренней физической зарядки, физкуль¬турных пауз, спортивной работы, индивидуальной физи¬ческой подготовки.
Физическая подготовка в зависимости от решаемых задач имеет различную направленность:
общефизиче¬скую
профессионально-прикладную
корригирующую
профилактическую.
Общая физическая подготовка направлена на повы¬шение уровня общей работоспособности, укрепление здоровья, совершенствование основных физических ка¬честв (силы, быстроты, выносливости), жизненно важных двигательных умений и навыков.
Профессионально-прикладная подготовка направле¬на на повышение устойчивости к отрицательным факто¬рам профессиональной деятельности, на развитие и со¬вершенствование профессионально важных психофизио¬логических качеств, таких, как эмоциональная устой¬чивость, на развитие внимания и памяти, тонкого мы¬шечного чувства, способности работать в высоком вы¬нужденном темпе и целого ряда других качеств.
Профессионально-прикладная физическая подготов¬ка организуется и проводится на этапе, предшеству¬ющем освоению сложных видов профессиональной де¬ятельности. Формирование и совершенствование пси¬хофизиологических качеств и специфических адаптаци¬онных механизмов осуществляется на базе высокого уровня общей физической подготовленности.
Корригирующая физическая подготовка специали¬стов гражданской авиации направлена на повышение у них недостаточно развитых профессионально важных физических и психофизиологических качеств до уровня, обеспечивающего успешное освоение сложной авиацион¬ной техники.
Задачи и содержание корригирующей физической тренировки определяются на первом курсе для лет¬ного состава исходя из результатов профессионально-психологического отбора, а также результатов обсле¬дования курсантов с помощью средств общей и специ¬альной физической подготовки; для инженерно-техниче¬ского состава — с учетом результатов обследования учащихся с помощью средств общей и специальной фи¬зической подготовки.
На старших курсах обучения задачи и содержание корригирующей тренировки определяются по результа¬там усвоения профессиональных навыков, в ходе вы¬полнения которых выявляются отдельные недостаточно развитые специфические и психофизиологические каче¬ства.
Профилактическая физическая подготовка организу¬ется и проводится в период интенсивной летной прак¬тики и направлена на профилактику переутомления, снятие нервно-психического напряжения.
К основным средствам физической подготовки отно¬сятся: легкая атлетика, гимнастика, упражнения на спе¬циальной аппаратуре, предназначенной для тренировки летного состава; плавание, лыжная подготовка, спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол, теннис и др.), борьба дзюдо.
Научно-педадогические основы организации ППФП специалистов гражданской авиации
На основании теоретических исследовании определе¬но пять основных принципов, позволяющих построить модели физической подготовки специалистов граждан¬ской авиации исходя из «человеческого фактора». К та¬ким принципам относятся:
1. Принцип соотношения уровней организации адап¬тационных систем организма и доминантно-мотивационной установки в динамике процесса психофизиологиче¬ской подготовки, который позволяет определить цель, направленность, напряженность физической подготов¬ки исходя из конечной цели профессиональной подготов¬ки в данный период. Этот принцип определяет также со¬отношение общей, специальной, корригирующей и про¬филактической направленности физической подготовки.
2. Принцип целостной пространственно-временной ин¬теграции позволяет рассматривать физическую подго¬товку как субсистему системы высшего порядка (психо¬физиологической, психологической подготовки). Этот принцип рассматривает все средства подготовки в иерар¬хии подсистем, интегрирует цели, задачи этой подготов¬ки в единое целое по пространственно-временным харак¬теристикам, в интересах получения фокусированного результата.
3. Принцип специализированности позволяет упоря¬дочить учебную нагрузку по степени важности ее для профессиональной летной деятельности, а математиче¬ский аппарат специализированности педагогического процесса выражает в едином измерении разнохарак¬терные информационные процессы. Данный принцип позволяет математически описать педагогические модели физической подготовки, что имеет особо важ¬ное значение в научной организации педагогического процесса.
4. Принцип разнонаправленной ритмичности пе¬дагогического процесса является своеобразным регулятором «расходования» адаптационного ресурса в по¬строении функциональных систем организма. Соблюде¬ние данного принципа позволит избежать «перетрени¬ровки» и «перегрузки» нервной системы в условиях активного воздействия (доминирования) тех или иных средств подготовки.
5. Принцип обратной связи предусматривает управ¬ление педагогическим процессом и системы физической (психофизиологической, психологической) подготовки.
Психофизиологическая подготовка летного состава требует специфических принципов обучения, позволяю¬щих более эффективно организовать процесс формиро¬вания психофизиологической надежности организма.
К таким принципам откосятся:
принцип строгой регламен¬тации и временного лимитирования осваиваемых дей¬ствий;
принцип дополнительной психофизиологической нагрузки во время основной деятельности;
принцип рит¬мичного возрастания психофизиологической нагрузки;
принцип комплексного формирования психофизиологиче¬ских качеств.
Принцип строгой регламентации и временного ли¬митирования осваиваемых действий вытекает из самой сущности и специфики профессиональной деятельности летчика. Летный труд связан с точно установленными регламентом, правилами выполнения отдельных опе¬раций в единственно верной последовательности. По¬этому особо важное значение приобретает умение лет¬чика точно выполнять профессиональные
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|