←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
профессиональные действия в жестких временных интервалах в момент ярко выра¬женного нервного напряжения. Именно такие условия в реальной деятельности наступают при отказах пилотажно-навигационных приборов и систем летательного аппарата.
Для того чтобы летчик был готов к возможной опас¬ной стрессовой ситуации, необходимо формировать у него высокую эмоциональную устойчивость. В этих це¬лях на занятиях по физической подготовке целесообраз¬но ставить обучаемого в условия, когда ему необходи¬мо запомнить и выполнить сложные по координации и способам исполнения физические упражнения. Порядок их выполнения определяется также подачей зрительного (различного цвета флажками) или слухового (свист¬ком) сигнала.
В процессе обучения необходимо, «поднимать» эмо¬циональную устойчивость деятельности двумя путями:
постоянно уменьшая время, отводимое на выполнение упражнений;
включая сложные физические упражне¬ния, требующие высокого нервно-психического напря¬жения.
Необходимо помнить, что лимитированное вре¬мя на выполнение упражнений должно иметь разумный предел. Сложность же выполняемых действий и их количество должны соответствовать отведенному лими¬ту времени, и наоборот.
Принцип дополнительной психофизиологической на¬грузки во время основной деятельности направлен на развитие резервов организма, и главным образом ре¬зервов внимания.
В связи с необходимостью перерабатывать большое количество дополнительной информации, которая посту¬пает в полете (особенно при осложнении условий по¬лета, при отказах пилотажно-навигационных приборов и систем самолета, при переходе на ручное управление после полета в автоматическом режиме), особое значе¬ние приобретает развитие резервов внимания.
Так как способность зрительного канала, т. е. мак¬симальная способность, с которой канал может переда¬вать информацию для летчика, является ведущей, то, следовательно, психофизиологическая подготовка дол¬жна вестись с учетом данной особенности.
Принцип дополнительной психофизиологической на¬грузки на фоне основной деятельности на занятиях по физической подготовке определяет следующий порядок формирования резервов внимания:
выработка навыков в выполнении сложных физиче¬ских упражнений в нестандартных условиях;
выполнение стандартных игровых действий;
переработка дополнительной информации, поступаю¬щей через зрительный канал (при необходимости);
формирование способности перерабатывать инфор¬мацию, выполнять дополнительное действие только, в случаях наличия «свободного» времени (резерва) не в ущерб основной деятельности;
развитие способности перерабатывать дополнитель¬ную информацию и выполнять постоянно изменяющееся дополнительное действие.
Принцип ритмичного возрастания психофизиологи¬ческой нагрузки в педагогическом процессе имеет важ¬ное значение для организации системы психофизиологи¬ческой подготовки.
Этим принципом предусматрива¬ется:
чередование психофизиологической нагрузки по объ¬ему нервно-психического и физиологического напряже¬ния организма;
снижение, сразу же после ее выполнения, высокой психофизиологической нагрузки до уровня ниже опти¬мального;
после выполнения сложного упражнения на заняти¬ях по физической подготовке на тренажерной аппара¬туре — отдых в форме деятельности, которую составля¬ют хорошо изученные действия, не требующие напря¬жения больших ресурсов организма;
после отдыха (снижение психофизиологических на¬грузок) в обязательном порядке возрастание нагрузки.
Увеличение нагрузки должно превосходить предшест¬вующий пик напряженности.
Напряженность психофизиологической нагрузки ре¬гулируется объемом материала, новизной, интенсивно¬стью и сложностью выполняемых упражнений.
Таким образом, принцип ритмичного возрастания психофизиологической нагрузки имеет важное зна¬чение, так как его реализация имеет прямое отноше¬ние к расширению адаптационных возможностей орга¬низма, что является одной из целей психофизиологиче¬ской подготовки летчика.
Принцип комплексного формирования психофизиоло¬гических качеств заключается в формировании и раз¬витии на всех видах наземной и летной подготовки сна¬чала отдельных качеств, а потом в «собирании» их в различные комплексы путем изменения условий дея¬тельности.
С этой целью на занятиях по специальной физиче¬ской подготовке следует моделировать условия комплекс¬ного проявления психофизиологических качеств на фо¬не высокой эмоциональной окраски деятельности. На¬пример, во время вестибулярных раздражений выпол¬нять точные координированные действия с мячом, при выполнении упражнений принимать дополнительную информацию (в зоне периферического зрения) и в со¬ответствии с ней перестраивать двигательные акты.
Умение быстро адаптироваться в новых условиях, изменять двигательные действия с учетом складываю¬щихся обстоятельств — важное условие, обеспечиваю¬щее безопасность полетов.
Рассматриваемый принцип обязывает формиро¬вать механизмы быстрой адаптации к нестандартной обстановке. С этой целью в течение 1—2 занятий раз¬учивается упражнение до уровня непрочного закреп¬ления навыка. Затем объем нагрузки увеличивается путем ввода нового упражнения или усложнения усло¬вия выполнения старого. Это до некоторой степени за¬трудняет деятельность, создает условия психофизиоло¬гической напряженности адаптационных и тормозно-возбудительных процессов, что способствует формиро¬ванию важных для летного состава психофизиологиче¬ских качеств.
На занятиях по специальной физической подготов¬ке следует создавать такие условия, которые требуют от учащегося изменения структуры деятельности, про¬явления кратковременной или оперативной памяти и т.д.
Комплексное формирование психологических качеств осуществляется также в процессе тренажерной подготовки и летного обучения курсантов на этапе пси¬хофизиологической подготовки.
Таким образом, рассмотренные специфические прин¬ципы позволяют целенаправленно подойти к содержа¬нию психофизиологической подготовки и методам фор¬мирования психофизиологической надежности летчика.
Заключение
Подготовка молодежи к профессиональной деятельности и поведению в экстремальных ситуациях, которые является элементом профессии — одна из важнейших задач сис¬темы физического воспитания. Методически правильное использование средств физической культуры и спорта ук¬репляет здоровье человека, повышает его работоспособ¬ность и производительность труда, способствует профи¬лактике профессиональных заболеваний и травматизма. Именно этим целям должна служить профессионально-прикладная физическая подготовка студенческой молоде¬жи, являющаяся составной частью всесторонней физиче¬ской подготовки будущих специалистов к длительному и плодотворному труду в народном хозяйстве.
Включение ППФП в программу физического воспи¬тания студентов, все увеличивающаяся и расширяющая¬ся работа кафедр физического воспитания по этому важ¬нейшему разделу физического воспитания подчеркивают важность и необходимость направленного использования средств физической культуры и спорта в профессиональной подготовке студентов. Однако изучение литератур¬ных источников и практики работы вузов указывает на еще слабое внедрение ППФП в систему физического вос¬питания будущих специалистов народного хозяйства.
Одной из основных причин такого положения являет¬ся недостаточное научно-методическое обеспечение это¬го раздела - физического воспитания, низкий уровень на¬учно-методической разработки вопросов ППФП студен¬тов во многих вузах, слабое обобщение уже имеющихся работ по данному вопросу в ряде высших учебных заве¬дений страны.
В настоящее время далеко не все вопросы ППФП студентов нашли равное отражение в проведенных ис¬следованиях, в практической работе кафедр физического воспитания. Очень слабо разработаны вопросы ППФП студентов тех вузов и факультетов, выпускники которых преимущественно заняты малоподвижным, умственным трудом, крайне недостаточно исследованы вопросы во¬оружения прикладными значениями будущих инжене¬ров-конструкторов, о возможностях двигательного аппа¬рата человека, о путях его совершенствования и др. Почти нет научно-методических работ, устанавливаю¬щих роль физической культуры и спорта в становлении и совершенствовании качеств личности, необходимых будущему руководителю производственного коллектива.
В то же время уже сейчас имеется целый ряд работ, косвенно указывающих на положительное влияние регу¬лярных занятий спортом, на совершенствование профес¬сионально-прикладной подготовки специалистов, чья ра¬бота связана с функциями управления. Однако резуль¬таты этих исследований еще не трансформируются при¬менительно к задачам ППФП студентов, обучающихся в вузах различного профессионального профиля.
Литературные источники:
1. «Физическая подготовка студентов вузов». В.И. Ильинич. Издат. «Высшая школа». 1978г.
2. «Профессионально-прикладная подготовка в учебных заведениях». С.А Полневский Издат. "ГЦОЛИФК"
3. «Физическая подготовка как важное средство становления специалиста гражданской авиации». А.А. Нужный.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|