376
389,9 305
590
1053
11316
27344
32133
34252
36501
37857
39200
40400
41273
42175
89,3
160,1
1576
5951
7695
8444
9291
10097
6870
6395
7239
8154
Таблица II
Выпуск автомобилей в СССР
Годы Производство автомобилей, шт.
Всего В том числе
Автобусов грузовых Легковых
1925
1930
1935
1940
1945
1950
1955
1960
1965
1970
1975
1980 116
4 226
96 716
145 390
74 657
362 895
445 268
523 591
616 312
916 118
1 963 849
2 199 300 -
47
893
3 921
1 114
3 939
9 415
22 761
35 507
47 363
66 860
85 300 116
4 019
76 8554
135 958
68 548
294 402
328 047
362 008
379 630
542 507
695 779
787 000 -
160
18 969
5 511
4 995
64 554
107 806
138 822
201 175
344 248
1 202 210
1 327 000
Таблица III
Производство автомобильной продукции
1970 1975 1980 1985 1990
Троллейбусы, шт.
Грузовые автомобили, тыс.шт.
В т.ч. с дизельными двигателями
Легковые автомобили, тыс.шт.
Автобусы, тыс. шт.
Прицепы и полуприцепы тракт., тыс.шт
Мотоциклы и мотороллеры, тыс.шт.
В т.ч. мотоциклы с боковыми прицепами
Велосипеды (без детских), тыс.шт.
В т.ч. велосипеды складные
Подростковые велосипеды, тыс.шт.
Детские велосипеды, тыс.шт 2083
445
257
35,1
189
632
143
2153
121
235
1671 1820
591
1066
46,4
203
772
193
2485
153
285
2315 1929
663
1166
55,1
223
788
365
2868
311
307
2737 2416
688
135
1165
59,9
249
818
395
3247
588
362
3276 2308
65
151
1103
51,9
213
765
415
3871
955
421
3708
Развитие автомобильной промышленности в 90-е годы
Общая нестабильная экономическая и политическая обста¬новка, сложившаяся в стране в последние годы, привела вначале к замедлению темпов роста, а в 1991 - 1994 гг. - и к существенному сокращению производства автомобильной техники, объема выпол-няемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проб¬лема стала особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они практически полностью прекратили поис-ковые исследова¬ния и разработку перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что в ближайшем будущем, безусловно, отразится на техни¬ческом уровне наших автомобилей.
Главные причины такого положения - это существенное со-краще¬ние государственного финансирования научных разработок, а также незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в дол-госрочные проекты. Была и третья причина: определенная растерян-ность руко¬водства научно-исследовательских и опытно-конструкторских органи¬заций, их неготовность искать новые формы работ и организации сво¬ей деятельности. Правда, затем, многие на-учно-произ¬водственные организации, институты и заводские конст-рукторские подразделения вместе с вновь созданными государст-венными и коммер¬ческими структурами начали приспосабливаться к новым, рыночным условиям. До¬казательство тому - возобновление в 1993 г. работ по созданию программ развития автомобилестроения в Российской Федерации и ряде других государств СНГ, развитию автобусостроения и других.
Однако в целом состояние дел в отечественном автомобиле-строении в период с 1990 по 1999 годы отличалось общей неста-бильостью. Вначале, стремительный рост цен вследствие их либе-рализации в 1992 году вызвал неплатёжеспособность предприятий, привёл к недостатку оборотных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации финансового положения предпри-ятий. В автомобильной промышленности (как и во всей машино-строительной отрасли) начали усиливаться центробежные тенден-ции в отношения между традиционными партнёрами, рушатся коо-перационные связи предприятий, которые оказались разделёнными границами вновь образовавшихся государств.
Затем ценой огромных усилий автомобильная промышлен-ность начала понемногу выбираться из затяжного кризиса. И если взять за точку отсчёта 1996 год, то уже в 1997 году начинает расти производство всех категорий автомобилей. Безусловно, ненамного, но достаточно ощутимо. По легковым автомобилям к 1998 году все предприятия, за исключением ИЖМАШ и АвтоЗАЗ улучшили свои показатели: здесь и реанимированный АЗЛК, и АвтоВАЗ, и Красный Аксай (сборка Daewoo), который заработал на полную мощность. Новенькие Волги сходят с конвейера без остановки. Всего за 1997 год Горьковским автозаводом было выпущено 220417 автомобилей (по сравнению с 1996 годом прирост на 5.4%). Лучше всего дела идут у грузового производства (96078 автомобилей – прирост на 13.2%).Отлично расходятся малютки «Ока».
Но происходит августовский кризис 1998 г. И опять неста-бильность в стране вызывает сдерживание процессов производства. Происходит резкий спад инвестиционной активности, свёртывание долгосрочных строительных программ. Договоры, заключенные или почти заключённые с иностранными автогигантами о совместном производстве легковых и грузовых автомобилей, автобусов и двига-телей к ним, оказываются «замороженными; от многих из них при-ходится отказываться.
И снова ценой огромных усилий, путём лоббирования в пра-вительстве интересов отечественного автомобилестроения (тамо-женные пошлины на новые и подержанные иномарки), благодаря отношению курса рубля к доллару (отечественные автомобили за-метно дешевле) кризис в отрасли практически преодолён. Это хоро-шо отражено в таблице 4.
Таблица IV
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Троллейбусы, шт.
Грузовые автомобили, тыс.шт.
В т.ч. с дизельными двигате-лями
Легковые автомобили, тыс.шт.
Автобусы, тыс. шт.
Прицепы и полуприцепы тракт., тыс.шт
Мотоциклы и мотороллеры, тыс.шт.
В т.ч. мотоциклы с боковыми прицепами
Велосипеды (без детских), тыс.шт.
В т.ч. велосипеды складные
Подростковые велосипеды, тыс.шт.
Детские велосипеды, тыс.шт 2308
665
151
1103
51,9
213
765
415
3671
955
421
3708 2102
616
137
1030
51,6
175
714
389
3390
954
420
3487 1685
583
115
963
48,2
74,8
604
359
2402
698
297
2708
1695
467
90,2
956
47,9
30,5
526
281
1812
463
116
1759 714
183
65,5
798
50,5
6,2
199
70,3
869
302
91,1
635
340
142
44,9
835
39,8
5,1
70,3
11,6
563
192
70,7
377
127
134
34,1
868
38,3
2,2
39,0
7,3
348
153
61,7
220 117
146
30,3
986
46,0
1,7
54,1
3,9
424
|
|