Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Анализ экономических связей Республики Беларусь со странами СНГ и дальнего зарубежья

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


на территории Рес-публики Беларусь.

Иностранная предпринимательская деятельность, связанная с созданием предприятия, регулируется следующими нормативными актами: Законом “Об иностранных инвестициях”, Законом “Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь”, Законом “О предприятиях” и Законом “Об акцио-нерных обществах”. Для открытия предприятия с иностранным капиталом необходимо пройти государственную регистрацию в Министерстве внешних экономических связей Республики Беларусь или ином государственном орга-не, обладающем соответствующими полномочиями (например, банки регист-рируются в Национальном банке).

Привлекаемые в Республику зарубежные инвестиции (кредиты), как правило, носят целевой характер и направляются на структурную перестрой-ку экономики, модернизацию действующих предприятий, расширение вы-пуска потребительских товаров. Так, с января по апрель 2001 года инвести-ции в основной капитал составили 592,6 млрд. руб., что составляет 93,4 % по отношению к данному периоду 2000 года. Приоритетными в этом отношении являются такие отрасли, как машиностроение, химическая и легкая промыш-ленность, стройматериалы, переработка сельскохозяйственной продукции, производство медицинской техники, а также проекты, связанные с энерго-снабжением, охраной окружающей среды и конверсией оборонных предпри-ятий.

С рядом зарубежных стран Республика Беларусь подписала соглашения о содействии (поощрении) и взаимной защите инвестиций.

В последнее время получила развитие новая форма привлечения ино-странных инвестиций  свободные экономические зоны (СЭЗ). Их функ-ционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэконо-мической деятельности. Для СЭЗ характерно наличие благоприятного инве-стиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, нало-говые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом производст-венной и хозяйственной деятельности, существующим в Беларуси.

Основой создания и развития СЭЗ являются “Концепция организации свободных (специальных) экономических зон на территории Республики Бе-ларусь” и Указ Президента Республики Беларусь “О свободных экономиче-ских зонах на территории Республики Беларусь”.

Государственная политика Республики Беларусь в области внешней тор-говли и осуществляемые государством практические меры позволяют хозяй-ствующим субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным, работать в любой, не запрещенной законом и не наносящей ущерб экономи-ке, сфере предпринимательской деятельности.

Государственную внешнеэкономическую политику в Республике осуще-ствляет Министерство внешних экономических связей. Кроме того, при Ад-министрации Президента Республики Беларусь создается специальный коми-тет по контролю над внешнеторговыми сделками.

Глава 2. Экономические связи Республики Беларусь

со странами СНГ

После распада СССР быстро ухудшалось экономическое положение большинства государств Содружества, причем в немалой степени вследствие разрыва хозяйственных связей, неурегулированности валютно-финансовых отношений, механизма расчетов и ценообразования.

В этих условиях не могло не усиливаться осознание необходимости нормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое про-странство, но уже на новой, рыночной основе. Результатом сало заключение в октябре 1992 г. в Бишкеке соглашения “О единой денежной системе и со-гласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохра-нивших рубль в качестве законного платежного средства”. Подписало это со-глашение восемь государств.

14 мая 1993 г. в Москве на заседании глав государств — участников СНГ были приняты декларация о поэтапном движении к экономическому союзу и решение о подготовке соответствующего договора и сопутствующих ему соглашений. Документы подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыр-гызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, т.е. все уча-стники заседания за исключением Туркменистана, который, впрочем, прояв-ляет интерес к этой работе в качестве наблюдателя. В документах отражены стремление к глубокой интеграции, созданию общего рынка для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов при обеспечении взаимных интересов государств и намерение более тесно согласовывать дей-ствия по различным направлениям экономической политики, особенно про-ведению экономических реформ.

Затем было подготовлено соглашение о Межгосударственном банке СНГ, а в сентябре 1993 г. заключен Договор о создании Экономического союза СНГ.

Позднее, 24 сентября 1993 г., в Москве был подписан рамочный Договор о создании экономического союза. Договор открыт любой стране СНГ для присоединения. Он предусматривает координацию денежно-кредитной, фи-нансовой и валютной политики и гармонизацию налогообложения. Однако что было совершенно новым в Договоре — это признание существования двух валютных систем в рамках экономического пространства СНГ: много-валютный системы и рублевой зоны нового типа, т.е. зоны российского руб-ля. Для многовалютной системы Договор установил цели, стадии и механиз-мы трансформации в направлении валютного союза.

1. На первой стадии трансформации Договор предусматривает создание платежного союза на базе: взаимного признания и официальных коти-ровок всех республиканских валют; многостороннего клиринга через Межгосударственный банк или другие учреждения с использованием национальных валют; скоординированных механизмов взаимного кре-дитования для покрытия дефицитов платежных балансов; конверти-руемости национальных (республиканских) валют по текущим расче-там.

2. Межгосударственный банк был создан в декабре 1993 г. Доля России в его оплаченном капитале — 50%. Банк должен предоставлять кредиты республиканским центральным банкам в рамках лимитов, пропорцио-нальных их счетам в этом банке. Со второй половины 1994 г. банк должен был обеспечить многосторонний клиринг в российских рублях, в твердых валютах или в третьих валютах по решению Совета банка.

3. На следующем этапе предусматривалось трансформация платежного союза в “валютный” союз на базе: плавающих обменных курсов рес-публиканских валют и удержаний колебаний курсов в согласованных пределах; полной конвертируемости этих валют.

4. После достижения валютной “прозрачности” предполагалось преобра-зовать многовалютную систему в одновалютную. При этом наиболее широко используемая и стабильная валюта среди бывших республи-канских валют должен был играть роль общей валюты.

Межгосударственный валютный комитет, предусмотренный Договором об экономическом союзе в качестве наднационального валютного органа, был наделен такими функциями, как осуществление мер, способствующих конвертируемости “мягких” валют по текущим расчетам; контроль за про-цессом либерализации рынка иностранной валюты в странах-участницах До-говора с тем, чтобы обеспечить формирование обменных курсов их валют рыночными факторами; создание фонда под контроль комитета в случае на-мерения участников Договора частично объединить резервы твердой валюты, золота и драгоценных металлов для решения проблем платежных балансов. Однако, несмотря на то, что деятельность комитета формально началась в 1994 г., указанные соглашения остались на бумаге.

Чтобы запустить действительно работающий межгосударственный бан-ковский механизм, акцент следовало бы сместить в сторону строительства таких институтов, которые, как Европейский Инвестиционный Банк, обеспе-чивали бы сравнительно дешевое долгосрочное кредитование в целях вырав-нивания уровней экономического развития стран-членов.

В СНГ можно наблюдать картину своего рода развертывания в обратном направлении истории валютной интеграции в Западной Европе: от механизма “один банк — одна денежная единица” к более “свободной” системе (час-тичного) объединения резервов пропорционально обязательствам нацио-нальных центральных банков и “общей” денежной единицы, основанной на фиксированном паритете и имеющей национальную деноминацию; затем к управляемым — в рамках согласованного диапазона - колебаниям обменного курса и скоординированной денежно-кредитной и финансовой политике, и, наконец, к серии соглашений, напоминающих мировую финансовую систему в мире в середине 70-х гг.

На деле, по мнению ряда специалистов, даже видимое выполнение оп-ределенных валютных соглашений, подписанных в постсоветском рублевом периоде, — это чистое совпадение: только те соглашения и только в той сте-пени выполнялись, в основном это касается введения плавающих обменных курсов и создания более или менее развитых рынков иностранной валюты, которые позволяют постсоветским странам (временно) поддерживать мини-мальную степень внешней конкурентоспособности и не требует продвинутых форм координации финансовой политики, в то время как ни одна по-настоящему международная цель на уровне СНГ достигнута не была: с одной стороны, поскольку постсоветские государства поняли, что больше никогда не будут иметь возможности свободно и безответственно печатать деньги, и, с другой стороны, в силу специфической природы переходной экономики. Последнее основание тем весомее, что в нынешних условиях совместно пла-вающие валюты (как бы ни было желательно совместное плавание) а priori не в состоянии устранить структурные, институциональные и другие фундамен-тальные причины нарушений в области финансов и снизить инфляцию до контролируемого уровня. Обновленная идея создания международного ва-лютно-финансового комитета СНГ, довольно популярная в середине 1995 г., идет не настолько далеко, чтобы сломать тенденцию мнимого развития меж-дународных финансовых институтов, не связанных с международным эконо-мическим и финансовым климатом в СНГ.

Одной из острейших проблем взаимоотношений

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»