Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Анализ экономических связей Республики Беларусь со странами СНГ и дальнего зарубежья

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


взаимоотношений стран ближнего зару-бежья стала проблема взаимных расчетов. Ее безотлагательное решение яв-ляется необходимым условием формирования экономического союза. Поиск денежно-расчетной модели, приемлемой для стран ближнего зарубежья, идет давно. Ряд их вышли из рублевой зоны и ввели свои национальные валюты.

Некоторые специалисты еще в конце 1991 г. не исключали возможности формирования рублевой зоны особого типа, сочетающей национальные ва-люты во внутриреспубликанском обороте с рублем России в качестве ре-зервной валюты безналичных расчетов между республиками. На эту гипотезу появилась ссылка в обзоре ЕЭК ООН за первое полугодие 1992 г. Данная мо-дель валютных отношений (поливалютная зона с взаимо плавающими курса-ми национальных валют и координацией хозяйственной и денежной полити-ки) нашла свое место и в предложениях Института внешнеэкономических исследований РАН за 1992 г. При этом Институт исходит из высокой степени вероятности разных скоростей и направленности реформных преобразований в государствах на территории бывшего СССР, и соответственно необходимо-сти защиты внутренних рынков от сторонней инфляции и оттока с них то-варных ресурсов местного происхождения.

Однако политическое оформление процессов государственного разме-жевания заметно разошлось с экономическими реалиями. Достаточно напом-нить, что Беловежское и последовавшие за ним соглашения исходили из функционирования единого рубля и лишь введение с 1 июля 1992 г. системы межгосударственных расчетов через корреспондентские счета в Центральном банке Росии (как защищенной меры от кредитной эмиссии рубля в других государствах СНГ) привело к реальному прекращению функционированию денежной системы, основанной на бывшем советском рубле.

Наступил новый этап — разделение на автономные денежные системы, внешне объединенные общим платежным средством - рублем - в начальном денежном обороте (10-15% общего оборота), но различные в своей основе - в безналичном обороте. С учетом этого была предпринята попытка создать Межгосударственный банк стран СНГ для многосторонних расчетов.

Политические игры с рублевой зоной, призванные демонтировать стремление к реинтеграции, завершилось подписанием 7 сентября 1993 г. шестью государствами — Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Такжикистаном и Узбекистаном — соответствующего соглашения, где было заявлено о стремлении участников иметь единую денежную систему с ис-пользованием российской валюты, а затем заключением с Россией двусто-ронних соглашений с конкретными обязательствами. Страны, заявившие о своем стремлении иметь общую денежную систему с использованием рос-сийской валюты, обязались согласовать с Россией основные параметры де-нежно-кредитной, финансовой, валютной, таможенной политики и объема валютной интервенции на рынках. В качестве основных показателей должны были бы использоваться объемы денежной массы на территории государств — участников соглашения, размеры дефицитов консолидированных бюдже-тов, показатели регулирования деятельности коммерческих банков, процент-ные ставки по кредитам.

Таким образом, в рамках сформированного 27 сентября 1993 г. Эконо-мического союза как бы сразу возникли две зоны расчетно-платежных отно-шений, вторая из которых опирается на самостоятельные валютные политики государств-членов и котировки валют к рублю через кросс-курсы СКВ. К этой зоне принадлежат Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Украина.

Механизм экономической интеграции, и в частности интеграции в фи-нансовой сфере, в Европейском Сообществе/Европейском Союзе всегда был образцом для интеграции в других частях мира, включая постсоветское эко-номическое пространство. Опыт интеграции в Западной Европе является своеобразным примером для понимания проблем и нахождения путей для их решения. Однако ни принципы и правила, ни понимание определенных ста-дий процесса интеграции, развития институтов и разработки соглашений не остаются неизменными, когда они переносятся на другие регионы, даже в пределах Европы.

Недавняя история Европейского валютного союза дает практически урок для СНГ. Из опыта наших соседей мы узнали, что валютная интеграция может привести к сложным проблемам и как раз тогда, когда она приближа-ется к своей высшей стадии; что, будучи сам по себе логически последова-тельным, принятый график может подвергнуться пересмотру и что может по-требоваться выполнение некоторых предварительных соглашений для того, чтобы дальнейшее движение вперед стало возможным; и еще важнее то, что иногда лучше следовать естественному ходу развития международной (ре-гиональной) валютной системы, а не изобретать что-то лучшее. Как следует из настоящей работы, коллективная валюта, какой бы убедительной она ни была в теории, не может противостоять конкуренции с национальными ва-лютами и превратиться в настоящие деньги, если не реализованы механизмы, намеченные на третью стадию Европейского валютного союза, хотя они и могут показаться преждевременными. Переходные экономики должны быть особенно осторожными в своих инициативах в области международных ва-лютных отношений.

Особенность функционирования экономического союза в ближайшие годы состоит также в том, что он вынужден будет опираться прежде всего на государственные структуры в сферах производства, обращения и управления воспроизводственным процессом, поскольку государственная собственность пока является господствующей во всех без исключения странах-участницах подготовки Договора.

Большая часть внешнеторгового оборота (69,7 процента) приходится на долю стран СНГ. Главный торговый партнер Беларуси — Россия, товарообо-рот с которой в 1997 году составил около 9,3 миллиарда долларов (58,7 про-цента общего товарооборота). В структуре экспорта в 1997 году на долю транспортных средств (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды) прихо-дилось 17,9 процента; машин, оборудования, механизмов (бытовые холо-дильники, телевизоры, подшипники, электронные интегральные схемы) — 13,8; химической продукции — 11,5; текстиля и изделий из него — 11,5; не-драгоценных металлов — 9,2 процента. В структуре импорта 27,5 процента составляли минеральные продукты; 15 — машины, оборудование, механиз-мы; 13 — продукция пищевой промышленности; 12,5 — недрагоценные ме-таллы; 10,4 процента — химическая продукция. К концу 1997 года в Белару-си было зарегистрировано 1500 совместных предприятий с иностранными партнерами. Объем производства продукции совместных предприятий соста-вил 20 600 миллиардов белорусских рубелей; экспорт — 210 миллионов дол-ларов; импорт — 320 миллионов долларов. В целях привлечения иностран-ного капитала в экономику страны созданы специальные экономические зо-ны (СЭЗ) в Бресте и Гродно; предполагается создание СЭЗ в Минске и Гоме-ле.

Рост экспорта в целом по республике за январь  сентябрь 1998 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 1,7% при зада-нии 8-9% (задание было установлено указом президента). При установлен-ном задании 6-7% импорт увеличился на 5%. В страны дальнего зарубежья экспорт снизился на 7,4% процента, а импорт из этой группы государств воз-рос на 13,1%. Внешнеторговый оборот Республики Беларусь за январь-сентябрь 1998 года сложился в размере $11,7 млрд и увеличился по сравне-нию с соответствующим периодом прошлого года в фактических ценах в долларовом выражении на 3,5%. Товарооборот со странами СНГ составил $8,1 млрд, или 69% общего товарооборота республики, в том числе с Россией - $7 млрд, или 86,3% товарооборота со странами СНГ и 59,5% общего това-рооборота; со странами дальнего зарубежья — $3,6 млрд, или 31% общего товарооборота. Приведенные показатели свидетельствуют о сильной ориен-тированности белорусского производства на внешние рынки, а также о зави-симости работы отраслей народного хозяйства от импортных энергоносите-лей, сырья и материалов.

Одним из основных направлений развития двусторонних отношений с Российской Федерацией является сотрудничество с российскими регионами. Товарооборот между странами за январь-сентябрь 1998 года составил $6 986,8 млн. (по сравнению с аналогичным периодом 1997 года увеличился на 6,9%). Экспорт составил $3 513,9 млн. (возрос на 7,5%), импорт — $3 472,9 млн. (увеличился на 6,4%). Внешнеторговое сальдо имело положительное значение в размере $40,9 млн. В 2000 г. экспорт составил $3764,2 млн., т.е. примерно половина всего экспорта (см. прил. 1.) и 88,52 % экспорта в страны СНГ (см. прил. 2.), импорт — $5535,2 млн. (92,24 % по СНГ).

Основными покупателями белорусской продукции являются Москва и Московская область (на их долю приходится более 40% экспорта в Россий-скую Федерацию), Тюменская область, Республика Татарстан и Ингушская Республика, г. Санкт-Петербург.

Импортируются российские товары в основном из Москвы и Москов-ской области, Тюменской, Ярославской, Свердловской областей, Санкт-Петербурга.

Второе место по объему внешней торговли с Республикой Беларусь из стран СНГ занимает Украина. Однако ее доля значительно меньше: экспорт составил 12,57 %, импорт — 5,68 %.

Таким образом, основными внешнеэкономическими партнерами Рес-публики Беларусь остаются страны СНГ.

Попытки анализа эффективности экономического сотрудничества союз-ных стран, а особенно Беларуси и России, весьма затрудняются в силу чрез-мерной политизации, если не сказать идиологизации данного вопроса.

Глава 3. Беларусь как часть мировой экономической системы

Географически Беларусь является центром Европы. По сути, она должна бы относиться к центральной Европе. Но условное деление производится не столько географически, сколько экономически, политически и социально. Европа сегодня представляет собой многомерное пространство о высоко ин-дустриально развитой западной части до стагнирующей восточной.

Важную роль в решении проблем выхода из социально-экономического

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»