Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Анализ экономических связей Республики Беларусь со странами СНГ и дальнего зарубежья

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


социально-экономического кризиса играют внешнеэкономические связи республики с мировым сообще-ством. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, во-первых, республика имеет традиционно сложившуюся открытую экономику, ориентированную на внешние сырье и рынки сбыта. Во-вторых, моральный и физический износ основных фондов большинства отраслей экономики, а также рост цен на энергоносители и сырье до мирового уровня снизили конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке. В-третьих, сложности в бюджетно-налоговой системе не позволяют без внешних ресурсов решать задачи не только финансирования дефицита государственного бюджета, но и макро-экономической стабилизации экономики республики.

Опыт стран с переходной экономикой свидетельствует о том, что стра-тегия международного экономического сотрудничества должна быть направ-лена на привлечение в республику передовых технологий и иностранных ка-питалов; улучшение структуры внешнеторгового обмена за счет существен-ного увеличения удельного веса в экспорте наукоемких изделий и услуг и ор-ганизации импортозамещающих товаров с учетом факторов экономической целесообразности и сравнительных преимуществ белорусской экономики; достижение достаточного уровня платежеспособности, что позволит свое-временно обслуживать внешний долг, накапливать валютные резервы и на этой основе поддерживать конвертируемость национальной валюты.

Одним из направлений международного сотрудничества является работа с международными финансовыми организациями, такими как Международ-ный валютный фонд (МВФ), Мировой банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития, по привлечению в республику финансовых ресурсов.

Кредиты международных финансовых организаций являются основны-ми источниками финансирования реформирования экономики, поддержания платежного баланса, осуществления структурной перестройки промышлен-ности (путем финансирования инвестиционных проектов, предполагающих закупку современного оборудования и технологий, консультативного содей-ствия), развития инфраструктуры (транспорта и коммуникаций) и энергети-ки, развития малого и среднего бизнеса, ускорения процессов приватизации.

Сотрудничество с МВФ особенно важно для республики, так как финан-совые ресурсы этой организации используются на поддержание платежного баланса и создание валютных резервов государства. Техническая помощь, предоставляемая МВФ республике на безвозмездной основе, была оказана при создании Казначейства при Министерстве финансов, компьютеризации и реструктуризации налоговой инспекции. За счет средств технической помо-щи постоянно повышается квалификация государственных служащих через систему семинаров и курсов, проводимых международными финансовыми организациями на базе Объединенного венского института, а также предос-тавляются высококвалифицированные консультации по различным направ-лениям.

Осуществляя финансовую поддержку, МВФ должен быть уверен, что страна проводит политику, способную улучшить внешнеэкономическую си-туацию. Использование ресурсов МВФ связывается с попытками достижения страной определенного прогресса в восстановлении платежного баланса и стабилизации экономического роста. Нормальное состояние платежного ба-ланса означает, что страна может осуществлять финансовые платежи и об-служивание своего внешнего долга своевременно. Поэтому программы МВФ по финансовой поддержке направлены на приведение в норму внутреннего и внешнего баланса в экономике.

В обмен на финансовую поддержку со стороны МВФ государство долж-но принять обязательство о проведении комплекса мер, направленных на преодоление экономических и финансовых диспропорций. При этом кредиты предоставляются только под проведение экономических реформ (МВФ не требует ни финансовых, ни имущественных залогов) и под низкие проценты (средний уровень колеблется около 4,5 % годовых, что в 1,5-2 раза ниже уровня, существующего на рынках ссудного капитала).

Первая финансовая помощь со стороны МВФ была предоставлена Бела-руси в июле 1993 г. в виде первой транши кредита по линии фонда систем-ных трансформаций, вторая транша кредита поступила в начале 1995 г. (все-го около 200 млн. дол. США). Средства займа были направлены на поддер-жание валютных резервов Национального банка, покрытие дефицита госу-дарственного бюджета, погашение просроченной задолженности по кредиту Европейскому союз и на финансирование инвестиционных проектов пред-приятий республики.

В сентябре 1995 г. было принято решение Совета директоров МВФ о предоставлении Республике Беларусь кредита стэнд-бай в размере около 280 млн. дол. США, первая транша которого в размере 70 млн. дол, США уже получена. Для получения кредита стэнд-бай правительством республики со-вместно с персоналом МВФ была разработана экономическая программа, предусматривающая основные направления реформирования экономики страны. Сам факт получения кредита стэнд-бай и успешная реализация эко-номической программ являются условием для привлечения кредитных ресур-сов по другим линиям.

Макроэкономическая эффективность кредитов МВФ проявляется в ук-реплении наших финансовых позиций, стабилизации национальной валюты, снижении инфляции и придании нового импульса структурным реформам.

МБРР предоставил республике три кредитных линии: заем на институ-циональное развитие, средства которого были направлены на укрепление и развитие институтов управления экономикой в переходный период; реабили-тационный заем для поддержки программы экономических реформ и финан-сирования критически необходимых статей экспорта (продукты питания, ме-дикаменты и др.); заем на развитие лесного хозяйства. При ускорении прове-дения рыночных реформ (приватизация, развитие частного сектора, совер-шенствование законодательства, создание благоприятного инвестиционного климата) МБРР планирует расширение своей финансовой и технической по-мощи Беларуси в области поддержки частного сектора, структурных преоб-разований (реформирование и разгосударствление крупных промышленных предприятий, составляющих основу промышленного сектора республики), а также в осуществлении отраслевых проектов (сельское хозяйство, транспорт, жилищное строительство, энергетика и др.).

Европейский банк реконструкции и развития осуществляет прямое фи-нансирование проектов под гарантии правительства (в частности, модерни-зация Оршанской ТЭЦ, создание минского оптового рынка, развития между-народной телекоммуникационной связи, модернизация автомагистрали Брест-Минск-граница Российской Федерации, развитие частных предпри-ятий), а также оказывает техническую помощь и содействие по привлечению иностранных инвесторов и кредиторов в страну, беря на себя проектный и кредитный риск.

В масштабах экономики Беларуси средства, предоставленные междуна-родными финансовыми организациями, не так уж велики, но именно они яв-ляются катализатором для инвестиционного и торгового сотрудничества на-шей республики с Западом. Деловой и финансовый мир развитых стран очень осторожен в выборе партнеров и практически не делает никаких шагов до тех пор, пока МВФ и Всемирный банк не включат "зеленый свет", означающий, что страна прошла через определенные экономические трудности, вошла в режим рыночных отношений, что политический и финансовый риск в ней для западного инвестора вполне приемлемый.

За первый квартал 2001 года внешнеторговый оборот (без учета услуг) Республики Беларусь составил $ 3504,1 млн. (экспорт товаров —$1773,5 млн., импорт товаров — $1730,6 млн., сальдо — 42,9). Если сравнить с пер-вым кварталом 2000 года, можно сделать, что экспорт увеличился на 6,4 %, а импорт уменьшился на 13,5 %.

Германия является вторым после России торговым партнером Беларуси, опережая Украину, Польшу, Латвию, Литву, Италию и США (см. прил. 3.).

Расширяющиеся деловые связи Беларуси с фирмами Германии требуют знания особенностей сотрудничества с предприятиями и некоторых особен-ностей развития немецкого бизнеса.

Рынок в Германии является одним из крупнейших рынков мира, объем импорта в год превышает 550 млрд. марок, а по экспорту занимает ведущее место в мире. Важнейшие отрасли экспорта: автомобилестроение, химиче-ская и электротехническая промышленности, машиностроение.

Немецкий рынок является классическим рынком предложения, а не рынком спроса. Только конкурентоспособное предложение и деятельная концепция маркетинга с немецкими партнерами может привести к успеху на рынке спроса. Качество, дизайн и упаковка часто более важны, чем цена то-вара, а для технических товаров еще и сервис и соответствие немецким тех-ническим стандартам. Новым на немецком рынке являются требования по-требителей и производителей экологически чистых продуктов, что может обеспечить хороший рынок сбыта в Германии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе ни одна страна не в состоянии достигнуть высо-кого уровня развития, опираясь только на свои собственные силы и свой на-учно-технический потенциал.

Расширение внешнеэкономических связей Беларуси является одной из узловых проблем стабилизации и развития национальной экономики на со-временном этапе.

Уже сегодня нужно найти методы преодоления негативных тенденций, препятствующих приливу иностранных инвестиций в нашу экономику, кото-рые являются более эффективными исходя из менталитета народа, экономи-ческих условий, географического положения и правового пространства.

Развитие внешнеэкономических связей Беларуси необходимо тесно увя-зывать с критериями роста экономики. Без решения данной задачи не могут быть адекватно решены ни политические ни социально-экономические про-блемы.

Список использованной литературы

1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. — М., 1998.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»