Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Архангельская область

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


при-нести России немалую выгоду.

Помимо уже выше перечисленных природных ресурсов, которыми природа щедро наделила Ар-хангельскую область, мы имеем возможность по-полнить этот список, за счет новых открытий.

Так, совсем недавно было открыто месторож-дение алмазов очень хорошего качества в районе Архангельской области и Карелии, которое носит имя М.В. Ломоносова. В настоящий момент АО «Севералмаз» уже приступило к опытно-промышленной разработке этого уникального ме-сторождения.

В настоящее время в Ненецком автономном ок-руге ведется геологоразведочные работы по по-иску нефти и газа. Ненецкий автономный округ уже вошел в число нефтедобывающих районов.

Месторождения этого района гораздо удобнее расположены в географическом отношении, по сравнению с западносибирскими месторождения-ми, поэтому многие иностранные компании в их разведку и разработку вложили немалые средст-ва.

Особенно перспективы открываются при ос-воении шельфа, но это требует организации про-изводства специализированной техники, способ-ной работать в ледовых условиях.

За решение этой задачи готово взяться самое крупное судостроительное предприятие района – Северный машиностроительный завод в Северо-двинске, ранее специализирующееся на выпуске атомных подводных лодок.

Итак, рассмотрев природные ресурсы, как ес-тественные предпосылки для развития добываю-щих отраслей в данной области, а также истори-ческое развитие центра Архангельской области, которое лишь подтвердило выгодное местонахож-дение области и возможные перспективы ее раз-вития.

Заглянем же теперь в настоящее, в хозяйст-венную сферу данного района, в его демографи-ческую и этническую ситуацию.

Прирост населения Архангельской области ха-рактеризуется «естественной убылью», что уже стало обычным явлением по отношению практиче-ски к любому региону Российской Федерации.

Однако демографическую ситуацию данного района ухудшает еще и отрицательное миграци-онное сальдо, которое на 1995 год составило 2,9 тыс. человек, наряду с естественной убылью, достигшей 9,9 тыс. человек.

Особенностью Архангельской области, как и всего Северного района является высокая доля не трудоспособного населения, пенсионеров меньше, что позволяет не создавать проблем вы-платы пенсий. Однако, что касается выплаты за-работной платы, то здесь можно говорить об очень серьезных трудностях.

Совсем недавно в Северодвинске прошла за-бастовка, работники центра атомного судострое-ния уже несколько месяцев не получают свои за-работанные деньги.

Долги федерального правительства Северо-двинскому центру за уже выполненный оборонный заказ насчитывает уже 1117 миллиардов рублей и скорее всего полностью уже не будет погашено никогда.

Нужны нетрадиционные решения, способные поддержать уникальные производства. К сожале-нию, надежды на конкретные программы пока не оправдываются.

Строительство морских буровых платформ, при разработке месторождений, о чем уже было ска-зано выше, стакнулись с проблемами недостаточ-ного финансирования, а масштабы других нево-енных проектов несопоставимы с потребностями Северодвинских предприятий.

Архангельская область является северным ре-сурсодобывающим районом со значительной без-работицей, которая на 1994 год составила 5,1%, но больше среднего российского – 2,4%.

Данный район характеризуется невысокой плотностью населения примерно 2,6 человек на 1 км2, в Ненецком автономном округе, еще меньше – 0,3 человека на 1 км2.

Этот округ не имеет районного деления. На территории округа расположены один город и два поселка городского типа. Административным цен-тром является город Нарьян-Мар.

Что касается этнической структуры данного района, то здесь нет большего национального разнообразия; в основном население русское – 66%, есть ненцы – 12%, хами – 9,5%, а также другие этнические группы.

Район характеризуется низкой детской смерт-ностью. Данная область не является благоприят-ной в экологическом смысле этого слова, она ха-рактеризуется низким уровнем здоровья, как го-родского, так и сельского хозяйства.

Из-за не расположенности к развитию сельско-го хозяйства, область характеризуется преобла-данием городского населения 73,4%, в тоже вре-мя сельское население, 26,6%, уровень урбани-зации составляет более 70%.

Что касается качества трудовых ресурсов, то их нельзя отнести к числу уникальных. Доля лиц с высшим образованием составляет 8,8%, что ни-же по сравнению со средними российскими пока-зателями – 11,3%.

Невысоки и показатели наличия студентов ву-зов, так в 1993 году на 10000 человек приходи-лось всего 96 студентов, а в среднем по России количество студентов на 10000 человек составля-ет 171 студент.

Что касается распределения населения по от-раслям народного хозяйства, то наибольшую долю здесь занимает число занятого населения в про-мышленности 32,2%, что выше среднего россий-ского – 29,9%.

Значительное количество населения Архан-гельской области заняты в торговле – 9,6%, что также выше средних российских показателей, ко-торые не превышают 9,1%.

В управлении работают 2,5% трудоспособного населения, что на 0,2% превышает показатели по России в среднем.

По другим отраслям хозяйства Архангельская область отстает от средних российских, так в сельском хозяйстве занято лишь 7,6% работни-ков, что на 5,2% меньше, чем в среднем по Рос-сии.

Эти цифры впрочем имеют свое логическое объяснение. Так высокая доля промышленности объясняется тем, что для Архангельской области не характерно сельское хозяйство, в силу своих климатических условий, и напротив, в силу раз-личных природных ресурсов и предпосылок здесь имеют место в большинстве своем добывающие и перерабатывающие отрасли промышленности.

Для Архангельской области характерно и еще одно явление, на мой взгляд, не очень приятное – это низкая плотность автодорог, что является необычно важной деталью при развитии экономи-ки и промышленности в целом.

Так в 1993 году на 100 км2 приходилось всего 9 км автодорог, опять же, по сравнению со сред-ними российскими показателями – 26 км на 1000 км2, это довольно низкий уровень освоения тер-ритории.

Основным видом транспорта для данного рай-она решено являться – железнодорожный транс-порт. В Архангельской области имеется железно-дорожный узел на Вологду, Северодвинск, Карло-горы.

Развит так же водный транспорт, что не явля-ется большой неожиданностью, учитывая распо-ложение этой области.

А также в Архангельской области есть не-сколько аэропортов, что можно признать большим плюсом для транспортного комплекта этого ре-гиона, учитывая его природные условия.

Для Ненецкого автономного округа основными видами транспорта является воздушный и мор-ской транспорт.

В округе действует два морских порта – Нарь-ян-Мар и Амдерма. Судоходство осуществляется по реке Печера. В Нарьян-Маре есть также и аэ-ропорт.

Другими крупными портами Архангельской об-ласти являются город Архангельск, Мезень и дру-гие.

В последние годы наблюдается относительное развитие транспортного комплекса, так по срав-нению с 1991 годом протяженность трамвайных линий увеличилась с 24 до 30 км, то же харак-терно и по отношению к автобусным линиям, про-тяженность которых с 1991 года увеличилась на 24 км.

А вот что касается парка легковых автомоби-лей, то он, напротив, значительно уменьшился – на 50 штук, что говорит о значительном падении уровня жизни населения, а также большем росте издержек, отсутствием рентабельности, что, я думаю, в большей степени касается государст-венных, то есть бюджетных организаций.

Неким образом, можно сделать вывод о том, что транспортная сфера хозяйства на сегодняш-ний момент не получила должного развития.

Однако нельзя не учитывать и того, что дан-ная отрасль требует больших финансовых вложе-ний, которые в настоящий момент скорее можно ожидать от инвесторов, чем от государства, хотя эта проблема во многом тормозит развитие Архан-гельской области, чем нельзя пренебречь.

Другим слабым местом данного района, как впрочем и всего Северного экономического рай-она, является слабая банковская система. В ос-новном в Архангельской области преобладают филиалы банков, можно лишь выделить банк Ар-хангельск Промстройбанк.

Практически тоже наблюдается в страховом бизнесе. Сейчас в области насчитывается около 11 страховых компаний, также в основном филиа-лы; в 1996 году страховая компания "Росгосстрах - Архангельск - Полис" входило в число пятиде-сяти крупнейших страховых компаний России.

Ситуация на рынке недвижимости относитель-но постоянна, хотя говорить о стабильности в на-стоящее время опасно.

Архангельская область относится к районам со средним достатком, около 20% жителей имеют доход ниже установленного прожиточного мини-мума.

Доходы выше среднего уровня имеют примерно 48,6% населения.

Район характеризуется высокой покупательной способностью, что является одним из парадоксов нашей "рыночной экономики".

Архангельская область относится к областям со средним доходом населения, что составляет разницу между "стоимостью" самых бедных и са-мых богатых в 8-10 раз, но это опять же лишь официальные цифры, действительности же эти данные могут иметь самую различную трактовку.

Проведенные уже сейчас реформы повысили долю частного сектора в капиталовложениях, ко-торая в январе - августе 1995 года составила 79,1%, что среднего российского – 75,8%.

Заметен рост в сфере негосударственного строительства, уже в 1994 году эта сфера хозяй-ства занимала 81,2%, что превышает средние российские показатели – 79,5%.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»