Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Великобритания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 



Скачать реферат


прирост насе¬ления Великобритании оставался невысоким в течение всего периода с конца Х1Х в., темпы роста численности населения в значительной степени зависели от внешних миграций.

С начала ХХ в. постепенно увеличивается продолжительность жизни британс¬кого населения: средняя продолжительность жизни 69 лет для мужчин и 75 лет для женщин. В связи с уменьшением рождаемости и увеличением продолжительности жизни происходит процесс "старения" населения Великобритании, что резко уменьшает резервы рабочей силы.

7. Иммиграция.

Увеличилась иммиграция в Великобританию из Ирландии. Адаптация ирланд¬ских иммигрантов к новой среде происходила очень медленно. И сейчас они сох¬раняют еще обособленность и некоторую отчужденность в отношениях с англичана¬ми.

Довольно большую группу (около 500 тыс. человек) в Великобритании составляют евреи, живущие главным образом в Лондоне и других крупных городах. Основная масса евреев прибыла на Британские острова в конце Х1Х - начале ХХ в. из Восточной Европы, позже - в 1930-1940 годах - значительная их часть эмигрировала из Германии и захваченных ею стран.

После второй мировой войны в связи большими восстановительными работами и развитием промышленности увеличился приток в Англию рабочих из европейских стран. Сейчас в Великобритании живет около 1 млн. иммигрантов из различных государств Европы (не считая ирландцев).

Рост численности иммигрантов из бывших английских колоний послужил при¬чиной для возникновения вопроса о расовых взаимоотношениях на Британских ост¬ровах. Правительство Великобритании в специальных актах предприняло попытки ограничить иммиграцию из своих бывших колоний. Рост расовой дискриминации, увеличение числа конфликтов на расовой основе привели к тому, что с 1962 по 1971 г. был принят ряд специальных законов о расовых отношениях.

В 1970-х годах в связи с иммиграционными ограничениями и экономическими трудностями в самой Великобритании эмиграция начинает превышать иммиграцию. Больше всего уезжают в Австралию, Канаду и Новую Зеландию, несколько меньше - в США и капиталистические страны Европы. Эмигрируют в основном специалисты, происходит так называемая утечка мозгов.

8. Общественные классы.

Самый многочисленный класс английского общества - рабочие.

Большинство английских тред-юнионов с самого начала было организовано по профессиональному признаку (полиграфисты, строители и др.), во многие из них принимались только квалифицированные рабочие. Крупнейшее проф¬союзное объединение в Великобритании - Британский конгресс тред-юнионов. Он объединяет 112 профсоюзов (11,9 млн. человек).

Для социального состава населения современной Англии характерен также довольно высокий процент средних слоев, в том числе служащих различных кате¬горий. Это те пресловутые "средние англичане", о которых так много пишет анг¬лийская пресса, часто называя их "рабочими в белых воротничках". Среди них особенно выделяется большая армия клерков - конторских работников промышлен¬ных, финансовых и торговых предприятий.

Повсюду много средних по размерам ферм, на которых ведется хозяйство без применения наемного труда. Мелкое фермерство сосредоточено главным образом в Шотландии и Уэльсе.

УРБАНИЗАЦИЯ.

Великобритания - одна из наиболее густонаселенных и высоко урбанизированных стран в мире. В среднем на 1 кв. км. площади приходится 230 человек. (Плотность населения – 238 чел. на кв. км.) Однако по территории страны население распределяется очень неравномерно. Ос¬новная часть жителей Великобритании сконцентрирована в Англии, обладающей на¬иболее удобным географическим положением, благоприятными природными условиями и играющей ведущую экономическую роль на протяжении всей истории Британских островов. Здесь средняя плотность увеличивается до 356 человек на 1 кв. км. В пределах самой Англии наиболее густо заселен основной промышленный пояс стра¬ны, вытянутых вдоль оси Лондон-Ливерпуль: в этом поясе живет половина всего населения Великобритании. Самые же малонаселенные районы находятся в Шотлан¬дии с ее суровыми по сравнению с другими частями страны природными условиями и менее развитым хозяйством. На 1 кв. км. здесь в среднем проживает 86 чело¬век, причем население концентрируется в основном на побережьях, в долинах и низменностях (особенно вокруг Глазго и Эдинбурга), в то время как некоторые высокогорные районы практически безлюдны.

К концу Х1Х в. 3/4 населения Великобритании проживало в городах, и пре¬обладающим типом населения уже тогда были большие конурбации. С начала ХХ в. идет интенсивное переселение сельских жителей в города, где проживает теперь почти 4/5 населения страны. Провести границу между городскими и сельскими по¬селениями в такой высоко урбанизированной стране, как Великобритания, трудно. Многие деревни превратились в "спальни" близлежащих городов: сельские жители ежедневно ездят в города на работу.

Всего в Великобритании около тысячи городов. Половина городских жителей страны концентрируются в семи конурбациях. Одна из них - Центральный Клайдсад (1,7 млн. человек) - находятся в Шотландии, а остальные в Англии. Это Тайн¬сад, в котором проживает 0,8 млн. человек, Западный Мидленд (2,4 млн.), Юго-Восточный Ланкашир (2,3 млн.), Западный Йоркшир (1,7 млн.), Мерснсайд(1,3 млн.) и Большой Лондон(7 млн.). Свыше 1/10 горожан живет в городах с населе¬ние более 200 тысяч человек в каждом, из них Шеффилд и Эдинбург имеют более чем по полмиллиона жителей. К средним в Великобритании относится 75 городов с население от 50 до 100 тыс. человек. Пять конурбаций и половина всех больших и средних городов страны сконцентрированы в промышленном поясе вдоль оси Лон¬дон-Ливерпуль, который часть называют мегалополисом.

Одно из последствий развития конурбаций и особенно их центральных горо¬дов - непомерно высокая скученность населения. В связи с этим предпринимаются меры по их разгрузке: часть избыточного населения переселяется в пригороды или в новые расширяющиеся средние города.

В "иерархии" британских городов Лондон, несомненно, занимает первенствующее положение как столица, главный политический и культурный центр страны, один из её крупнейших промышленных центров, самый большой морской порт и веду¬щий город наиболее важного экономического района Великобритании - Южной Анг¬лии. Кроме Лондона многие "столичные" функции выполняют ещё 10 городов Вели¬кобритании: Эдинбург, Кардифф и Белфаст как столицы соответственно Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии; Глазго, Ньюкасл, Лидс и Брэдфорд, Бирмингем, Ман¬честер, Шефилд и Ливерпуль - как центральные города конурбаций и региональные центры. Кроме того, свыше 150 городов по численности жителей и той роли, кото¬рую они играют в жизни близлежащих территорий, стоят выше основной массы го¬родов.

Мало в мире таких стран, в которых бы приморские города занимали столь важное место, как в Великобритании, в которой из 100 больших городов 44 - приморские. Лондон возник, прежде всего, как морской порт для торговли с континентальными европейскими государствами; через Гуль (Халд) издавна велась тор¬говля со странами бассейна Балтийского моря; Бристоль и Ливерпуль служили «воротами» в Новый свет. Вблизи крупных промышленных центров располагаются приморские города-курорты: Брайтон и Маргейт - около Лондона, Блэкнул - у Ланкширского угольного бассейна, Скарборо - на побережье Йоркшира. Вся перво¬начальная застройка тяготела к морю. У побережья строились все специализиро¬ванные квартиры и уже дальше - жилье.

Намного быстрее, чем остальные города, в последние два столетия возле угольных и железорудных месторождений росли крупнейшие промышленные центры: Глазго, Бирмингем, Манчестер, Шеффилд, Белфаст, Миддлборо и др. Развивающаяся промышленность требовала все больше рабочих рук, и рабочие кварталы, спешно застраивавшиеся спекулянтами, часто с самого начала были трущобами. Дома для рабочих строились по единому стандарту. Чаще всего это однообразные "терра¬сы" - ряды стоящих впритык однотипных домов. Монотонность рабочих кварталов в промышленных городах нарушается лишь огромными закопченными зданиями фабрик и заводов, складами и газораспределительными станциями. Железная дорога здесь, как правило, идет до самого центра города и служит как бы его "скелетом". Старые кварталы промышленных городов обрастают новой застройкой, в которой промышленная зона отделена от жилой.

До самого последнего времени все города Великобритании росли преимущест¬венно вширь, так как малоэтажная застройка дешевле и больше соответствует вкусам и традициям британцев. До сих пор еще некоторые неохотно селятся в многоквартирных домах, поскольку это означает жить без своего, пусть даже крошечного, садика. Города все более расширяют территорию за счет роста при¬городов, поглощая и без того дефицитные земельные ресурсы. Только в последнее десятилетие в британских городах стали появляться многоэтажные многоквартирные дома, однако жилье в них очень дорого. Поэтому большинство британцев про¬должает жить в старых домах, многие из которых были построены еще в прошлом веке. Острых жилищных кризис, сопровождаемый ростом квартирной платы, - одна из наиболее серьезных социально-экономических проблем страны.

В Великобритании распространены в основном два типа сельских поселений. В низменной восточной части Англии население живет преимущественно в дерев¬нях. Формы деревень разнообразны: чаще звездчатого плана, реже рядовой, улич¬ной планировки. Самая плотная сеть деревень - в северо-восточном Йоркшире, где они часто находятся не далее 2,5 км. друг от друга. Исключительно высока плотность сельских и полу сельских поселений в основном промышленном поясе страны и вок¬руг конурбаций Тайнсайд т Клайдсайд. Здесь поселки, в которых живут рабочие, занятые на промышленных предприятиях конурбаций, перемежаются с деревнями, хуторами и отдельными

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»