Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Внешнеэкономическая деятельность РФ

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


бесплатные поставки на сумму в 625 млн. дол. и предоставление целевого льготного кре¬дита на закупку американских товаров еще на 400 млн. дол. В конце прошлого года российское правительство просило США выделить на 2000 г. еще один крупный «пакет» такой помощи, который должен включать 1 млн. т продовольствен¬ной пшеницы, 1,5 млн. т фуражного зерна, 1,5 млн. т кукуру¬зы, 500 тыс. т соевых бобов и т. д. Пока США выразили готовность предоставить России в порядке гуманитарной помощи только 300 тыс. т продовольственной пшеницы, 200 тыс. т готовых продовольственных товаров и 20 тыс. т семян (соглашение об этом уже подписано). Остальную часть необходимой продукции России предложено закупить на условиях льготного долгосрочного кредита.

Доля в импорте машин и оборудования понизилась, при¬чем преимущественно из-за сокращения ввоза из стран даль¬него зарубежья, на 38 % (импорт из стран СНГ уменьшился на 27 %).

2. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ, КАК ГЛАВНАЯ ФОРМА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.

2.1. Внешняя торговля России в середине 90-х

В 90-е годы торгово-экономическое сотрудничество России ус¬пешно развивалось и в целом характеризовалось устойчивым еже¬годным ростом его объемов. Одна¬ко азиатский финансово-экономи¬ческий кризис, в результате кото¬рого существенно упали цены на основные товары российского экс¬порта, прежде всего энергоносители, а также кризис российской финансовой системы в августе 1998 г. ухудшили эти показатели.

В 1999 г. по оценке министра торговли РФ М.Е. Фрадкова, вы¬сказанной им на заседании колле¬гии Минторга РФ в конце февра¬ля 2000 г., развитие внешнеэко¬номических связей России проис¬ходило в достаточно сложных ус¬ловиях и характеризовалось про¬тиворечивыми тенденциями. Оно было направлено на стабилизацию социально-экономического поло¬жения в стране, поддержку реаль¬ного сектора экономики, создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей на¬селения.

Поступления от внешнеторго¬вой деятельности (тарифы, НДС, акцизы) составляют около трети налоговых доходов федерального бюджета. Положительное сальдо торгового баланса России состав¬ляет порядка 20 % ВВП страны и способствует улучшению структу¬ры ее платежного баланса. /12, c. 23/.

В 1999 г. внешнеторговый обо¬рот России (без учета неорганизо¬ванной торговли) составил 103,9 млрд. долларов, что на 11 % ниже показателей 1998 г.

Неблагоприятная для России конъюнктура цен и элементы дез¬организации экспортно-импортных операций, сохранявшиеся и в первом полугодии 1999 г., приве¬ли к резкому сокращению внешнеторгового оборота в этот период (на 26 %). Однако в дальнейшем обстановку удалось стабилизиро¬вать. Как экспортеры, так и им¬портеры заработали в нормальном режиме, что в сочетании с начав¬шимся ростом цен на мировом рынке энергоносителей позволило во втором полугодии 1999 г. перейти к устойчивому росту товарооборота (по сравнению с I полугодием 1999 г. - на 23 %, а со II полугодием 1998 г. - на 7 %).

Основной удельный вес во внешнеторговом обороте России занимают страны ЕС (34 %).

1998 г. стал первым годом реали¬зации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Сформированы и приступи¬ли к работе предусмотренные этим Соглашением двусторонние органы - Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества и Коми¬тет парламентского сотрудничест¬ва. Было заключено Соглашение о торговле текстильными изделия¬ми, предусматривающее полную отмену количественных ограниче¬ний в торговле данным товаром, а также Соглашение о междуна¬родных стандартах на гуманный отлов диких животных. /13, c. 5/.

На долю государств АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского эконо¬мического сотрудничества) и стран Центральной и Восточной Европы приходится соответствен¬но 17 % и 13 %.

В 1999 г. доля государств дальнего зарубежья составила 82 % (1998 г. – 78 %), а доля стран СНГ – 18 % (в 1998 г. – 22 %).

В 1999 г. российский экспорт составил 73,0 млрд. долларов (в стоимостном выражении он уве¬личился по сравнению с 1998 г. на 0,5 %, а его физический объем - на 10 %).

Произошедшее наращивание физических объемов поставок только частично компенсировало снижение цен на товары россий¬ского экспорта, что обусловило увеличение стоимостных объемов экспорта только на 0,5 %, несмот¬ря на то, что во второй половине 1999 г. на мировом рынке сложи¬лась благоприятная конъюнктура по сырьевым товарам, составляю¬щим основу российского экспорта (выросли цены на энергоресурсы и цветные металлы, на целлюлозно-бумажную продукцию и про¬дукцию химической промышлен¬ности). /14, c. 80/.

Рост физического объема экс¬порта оказал позитивное влияние на стабилизацию производства ря¬да отраслей российской экономи¬ки, ориентированных на внешний рынок. Улучшилась ситуация прежде всего в топливно-сырьевых отраслях. На фоне стабили¬зации доли продукции, отгружае¬мой на экспорт отраслями ТЭК, заметно усилилась экспортная ориентация лесной, целлюлозно-бумажной промышленности.

В то же время произошло со¬кращение на 4 % экспортных по¬ставок продукции российского машиностроения (7,8 млрд. долла¬ров). Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспор¬те составила 11 % и сохранилась на уровне 1998 г.

В 1999 г. по сравнению с 1998 г. объемы импорта без учета неорга¬низованной торговли сократились на 30 % и составили 30,9 млрд. долларов. Его физический объем уменьшился на 13 %. Основным фактором падения объемов рос¬сийского импорта было продолжа¬ющееся сокращение платежеспо¬собного спроса населения и инве¬стиционных возможностей россий¬ских предприятий, а также пере¬ориентация импорта на ввоз бо¬лее дешевых товаров. Цены по импортным закупкам упали на 19 %. В известной степени сокра¬щению импорта способствовало развитие процессов импортозамещения.

Вместе с тем, несмотря на преобладание понижательных тен¬денций в динамике импорта, с сентября 1999 г. наблюдалось не¬которое увеличение его стоимост¬ных объемов, что объясняется, в первую очередь, постепенным вос¬становлением потребительского и инвестиционного платежеспособ¬ного спроса. /15, c. 210/.

Наряду с развитием внешне¬торгового комплекса страны пра¬вительством особое внимание уделялось либерализации инвестици¬онного режима в России, созда¬нию благоприятной инвестиционной среды, привлекательной как для отечественного, так и для иностранного капитала.

В соответствии с действующим инвестиционным законодательст¬вом иностранные предпринимате¬ли имеют возможность осуществ¬лять свою деятельность на усло¬виях национального режима.

В ряде случаев инвесторам предоставляются даже лучшие ус¬ловия, чем национальным. Так, при создании предприятия не взи¬маются таможенные пошлины на имущество, ввозимое на террито¬рию России в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.

Для предприятий с иностран¬ными инвестициями в первые че¬тыре года работы установлен льготный налоговый режим.

Иностранным инвесторам га¬рантируется репатриация прибы¬ли. Российское земельное законодательство не содержит различий в порядке приобретения и пользо¬вания приватизированными участ¬ками земли для российских и иностранных инвесторов./16, c. 114/.

Емкость российского рынка, объем природных ресурсов, имею¬щийся производственный потенци¬ал в условиях ограниченности в настоящее время собственных средств создают взаимную заинтересованность и открывают значи¬тельные возможности для осуще¬ствления капиталовложений в российскую экономику.

2.2 Стратегическое направление внешнеэкономической политики

Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является дальнейшая интеграция России в мировое экономиче¬ское сообщество в целях макси¬мального использования внешне¬экономических связей для реали¬зации долгосрочной структурной перестройки российской экономи¬ки. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товара¬ми, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовле¬чена в международную коопера¬цию производства, торговлю услу¬гами, международную миграцию капитала в форме прямых инве¬стиций, а также в межстрановой

научно-технический и информа¬ционный обмен. Экономика Рос¬сии оказалась зависимой от экс¬порта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта мно¬гих потребительских товаров. Степень ее открытости на опреде¬ленном этапе перестала соответст¬вовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

В этой связи для решения за¬дач по стабилизации роста наци¬ональной экономики с учетом тенденций развития мировой эко¬номики и торговли, а также обес¬печения равноправной интеграции России в мировую экономику не¬обходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей:

- повышение конкурентоспо¬собности российской экономики;

- сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и воен¬ная техника), а также дальней¬шее расширение экспорта готовых изделий и услуг;

обеспечение равноправных условий доступа российских това¬ров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутрен¬него рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практи¬кой международных экономиче¬ских отношений;

проведение таможенно-тарифной политики, способствую¬щей созданию благоприятных ус¬ловий для расширения националь¬ного производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рын¬ке;

- сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли пу¬тем

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»