Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Внешнеэкономические связи

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


изделий машиностроения до 8 % (в торговле с западными странами она вообще приближается к нулю); в импорте возросла доля сырья и пот¬ребительских товаров при резком сокращении удельного веса обору¬дования и технологий (именно технологии являются основным фактором образования существенного активного сальдо во внешней торговле за последнее время), стагнации инвестиционного процесса в стране.

Важной составной частью стратегического курса на современном этапе социально-экономических реформ страны является коренная перестройка внешнеэкономической деятельности. На основе глубокого и всестороннего анализа внутренних проблем страны

8

и тенденций в современном мире раскрывается принципиально новая роль внешнеэ¬кономических связей на переломном этапе переходного периода к ры¬ночной экономике, необходимость проведения в жизнь более актив¬ной, целенаправленной внешнеэкономической политики. Такой подход основан на одной из наиболее

существенных объективных общемиро¬вых тенденций современности — углублении международного разде¬ления труда, росте хозяйственного общения между странами.

В настоящее время для каждого государства важным условием эф¬фективного развития своих производительных сил является использо¬вание тех выгод, которые заложены в международном разделении тру¬да. В связи с этим назрела необходимость активного использования внешнеэкономического фактора, решения задач интенсификации об¬щественного производства па основе научно-технических достижений. Коренным образом пересмотрены прежние положения о внешнеэконо¬мических связях как второстепенной сфере. Внешнеэкономическому комплексу в условиях перестройки отводится активная, преобразую¬щая роль, он становится важной неотъемлемой частью российской эко¬номики. Внешнеэкономические связи рассматриваются как равноцен¬ный, наряду с другими, фактор экономического роста, экономии хо¬зяйственных затрат, ускорения научно-технического прогресса, повышения уровня жизни населения, учи пения роли и влияния России в мировой экономике и политике.

Начало рыночных реформ в России положило конец существовав¬шей в бывшем СССР государственном монополии на внешнеэкономи¬ческую, в том числе внешнеторговую, деятельность, когда право вы¬хода на внешние рынки имел лишь весьма ограниченный круг специа¬лизированных государственных внешнеторговых организаций.

Фактически экономика СССР — одной из крупнейших индустри¬альных держав мира — развивалась в отрыве от мирового хозяйства: его доля в мировой торговле не превышала во второй половине 80-х годов 4 %.

9

Широкое вовлечение России в международное разделение труда и мировую экономику является одним из необходимых условий превра¬щения нашей страны в передовое демократическое государство с ры¬ночной экономикой.

Указом Президента РФ в ноябре 1991 г. внешнеэкономические свя¬зи были либерализованы, что явилось началом радикальной рыночной реформы. Участие во

внешнеэкономических операциях разрешалось всем заинтересованным юридическим и физическим лицам. Это озна¬чало ликвидацию государственной монополии внешней торговли как одной из основ социалистической экономики бывшего СССР. Однов¬ременно были ликвидированы и такие ее функции, как централизованное планирование внешнеэкономических связей, их осуществление небольшой группой (около 50) государственных монопольных экспорт¬но-импортных объединений. На смену им пришли общепринятые в мировой практике национальные инструменты регулирования внеш¬ней торговли: лицензирование, контингентирование, таможенная по¬литика.

Под контролем государства остались 1/4 экспорта и 1/3 импорта для централизованных нужд. Но преобладающим во внешнеторговых опе¬рациях стал частный сектор.

Одновременно внешнеэкономическая деятельность принимает все более открытый характер. Заметно расширилось число участников внешнеторговых операций. В соответствии с действующей Конститу¬цией Российской Федерации и Федеративным договором право на внешнеэкономическую деятельность получили непосредственно субъ¬екты Федерации — республики, края, области, автономные образова¬ния, а также отдельные предприятия и компании.

Согласно экспертным оценкам, во внешнеторговых операциях сре¬ди субъектов Российской Федерации лидируют Тюменская, Самарская, Нижегородская, Иркутская, Ростовская, Пермская области, Краснояр¬ский край, республики Татарстан и Башкортостан, города Санкт-Петербург и Москва, а также Московская и Мурманская области.

Включению России в мировые хозяйственные связи благоприятству¬ет изменение политического климата на планете. Существовавшие ра¬нее по отношению к СССР, а

10

затем и его преемнику — Российской Федерации — жесткие, дискриминационные ограничения на развитие торговли со странами Запада практически сняты.

Наметившийся в последние годы значительный рост удельного веса стран с развитой рыночной экономикой во внешнеторговом обороте России отражает те изменения в ориентирах внешнеэкономической де¬ятельности нашего государства, которые складываются под влиянием таких факторов, как изменение политических режимов и переход к рыночному хозяйству бывших социалистических стран Восточной Ев¬ропы, последовавший затем роспуск Совета экономической взаимопо¬мощи (СЭВ) и разрушение

сложившейся более чем за сорокалетний период существования системы международного социалистического разделения труда, переход к расчетам в торговле с большинством стран в конвертируемой валюте и др.

Распад СССР оказал значительное влияние на геополитическое положение России и на возможности развития внешнеэкономической деятельности. В России осталось девять морских пароходств, 39 морских портов. Из восьми балтийских портов бывшего СССР в России осталось только три — Санкт-Петербургский, Выборгский, Калининградский (единственная незамерзающая российская морская гавань на Бал¬тике). Два последних порта имеют небольшую мощность. Санкт-Пе¬тербург становится основным центром связи России с Европой, меж¬дународных транзитных перевозок из Западной Европы в страны Ази¬атско-Тихоокеанского региона.

Россия также лишилась 2/3 береговой линии на Черном море. Из десятков важнейших южных портов на Черном море в пределах Рос¬сийской Федерации осталось лишь два — Новороссийск и Туапсе. На¬ряду с изменением морских границ изменились и сухопутные западные границы, а следовательно, уменьшились внешнеторговые возможнос¬ти железнодорожного транспорта. Современная Россия имеет лишь два международных железнодорожных перехода из 25 в бывшем СССР — на северо-западе (в Финляндию) и на западе — в Калининградской области (в Польшу).

Современное геополитическое положение России благоприятству¬ет укреплению внешнеэкономических связей России со странами Ази¬атско-Тихоокеанского региона, что позволит усилить позиции страны и в Европе.

11

Глава 2. Формы внешнеэкономических связей:

Российская Федерация в своей внешнеэкономической деятельности использует многообразие форм внешнеэкономических связей: торговлю лицензиями, лизинг, банковскую систему и кредитование, информационные услуги, торговлю, свободные экономические зоны.

К перспективным формам научно-технического сотрудничества относят торговлю лицензиями, т. е. Разрешениями на передачу прав на применение изобретения, использования промышленного образца, товарного знака, а также продажу не защищенных патентами технологий (ноу-хау). Во всем мире обмен научной продукцией растет быстрыми темпами и уже достиг внушительных размеров. Наша страна в этом направлении делает первые шаги.

Одной из форм внешнеэкономического сотрудничества между Россией и другими странами является лизинг, т. е. долгосрочная аренда машин и оборудования. Преимущество лизинга как формы предоставления во временное пользование определенных видов машин и оборудования заключается в том, что позволяет арендатору получать необходимые ему технические средства до выплаты полной стоимости, избегать расходов на ремонт и в условиях растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного оборудования на новое.

Важное место в развитии экономики и внешнеэкономических связей занимает формирование банковской системы и кредитования. Российская Федерация устанавливает тесные контакты с основными международными финансовыми институтами - Международным валютным фондом, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

ЕБРР принял обязательства о предоставлении кредитов, в основном совместным предприятиям, на сумму более 600 млн. долл., приступил к созданию ряда региональных фондов в размере до 50 млн. долл. каждый, в том числе в Смоленске, Мурманске, на Урале. Одна из наиболее крупных организаций мира в области страхования иностранных частных инвестиций – “Оверсиз прайвит инвестмен корпорейшен” ( ОПИК ) предоставила России кредиты, гарантии и страхование совместным предприятиям с американским участием на сумму свыше 2,5 млрд. долл. В 1993 году между правительственным Эксимбанком США и Министерством топлива и энергетики,

12

Минфином и Центральным банком России было подписано Рамочное соглашение о долгосрочном кредите на развитие и реконструкцию предприятий нефтегазового комплекса российских компаний “ Пермьнефть” и “Нижневартовскнефтегаз”. Их кредитором, под гарантии

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»