Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Внешняя торговля Республики Молдова

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


департамента и четыре управления, каждое из которых будет заниматься своим направле¬нием деятельно-сти. Департамент коммерческой информации при¬зван осуществлять сбор данных об экспортном потенциале республи¬ки: производимых товарах и их ка¬честве, возможностях для выпуска новых изделий, основных произво¬дителях в тex или иных отраслях и т.д. Все это планируется разме¬щать в специальных торговых страничках Молдовы в Интернете, в базе данных Всемирной торговой организации (ВТО) и других между¬народных институтах в области торговли. Естественно, что обмен информацией будет взаимным, что поможет ОПЭМ правильно ориентировать и молдавских экс¬портеров. Кроме того, этот же де¬партамент должен аккумулиро¬вать все коммерческие запросы иностранных партнеров и деловые предложения производителей Молдовы и по возможности состы¬ковывать возможных партнеров по интересам.

В рамках этого же департа¬мента отдельное управление бу¬дет отслеживать проведение все¬возможных тендеров и конкурсных закупок в различных странах и в случае их привлекательности вы¬давать рекомендации государ¬ственным органам или отдельным производителям принимать в них участие. И, соответственно, помо¬гать им правильно сориентиро¬ваться в обстановке и составить необходимую заявку. Задача дру¬гого управления - вести скрупулез¬ный анализ внешнеторгового зако¬нодательства разных стран и в случае необходимости давать эко¬номическим агентам полную ха¬рактеристику торгового режима и наиболее оптимальные пути тор¬говли с тем или иным регионом.

Два других департамента ОПЭМ призваны оказывать произ¬водителям Молдовы консалтинго¬вые и маркетинговые услуги. Это как раз те два компонента, в кото¬рых молдавские бизнесмены пока не так сильны. Консультан¬ты ОПЭМ не только помогут пра¬вильно составить контракт, но и дадут квалифицированные сове¬ты по адаптации товаров к разным рынкам, наиболее оптимальным путям финансирования сделки и т.д. А департамент маркетинговых исследований на основе тщатель¬ного изучения всех факторов смо¬жет выдавать прогнозы развития ситуации на тех или иных рынках и перспективы продвижения мол¬давских товаров на них.

Правительство нашло воз¬можным взять на себя внутренние расходы ОПЭМ хотя бы на первом этапе. В дальнейшем предполага¬ется, что бюджет организации бу¬дет формироваться как за счет го¬сударственных дотаций, так и соб¬ственных доходов от платных ус¬луг, оказываемых предприятиям. Кроме того, большая надежда воз¬лагается на доноров. Среди них особое место занимают ТАСИС и германское агентство GTZ, кото¬рые давно уже реализуют про¬грамму продвижения молдавского экспорта. Не случайно представи¬тели этих донорских организаций войдут и в Совет ОПЭМ - руково¬дящую структуру, в котором также будут представлены пять основ¬ных министерств, две организа¬ции, поддерживающие экспорт, и 10 бизнесменов из разных отрас¬лей экономики. Такой состав Со¬вета, по мнению разработчиков положения, обеспечит баланс интересов государства и частного бизнеса в разработке политики продвижения экспорта. Ведь ОПЭМ призван реализовывать всего лишь операционный блок стратегии государства в продви¬жении национальных товаров. Но при этом, исходя из конкретного анализа и опыта, организация бу¬дет вырабатывать конкретные вы¬воды и предложения по совершен¬ствованию законодательства в области внешней торговли, устра¬нению ненужных барьеров в этой области.

Подобные организации существуют в боль¬шинстве стран мира, и при разра¬ботке положения об ОПЭМ внима¬тельно изучался опыт деятельно¬сти многих из них и все положительное нашло отражение в конеч¬ном варианте документа. Все организа-ции по продвижению экспорта, которые су¬ществуют в Молдове, так и будут работать в дальнейшем. Но если бизнес-центры призваны обслужи¬вать частные запросы клиентов, бюро в минсельхозе носит "узкопрофильный" характер и т.д., то ОПЭМ призвана стать как бы "го¬ловной" организацией в этом про¬цессе и координировать работу всех этих структур, а не дублиро¬вать их. Немаловажная роль в де¬ятельности ОПЭМ отводится так¬же субсидированию участия мол¬давских фирм в различных выс¬тавках, семинарах, деловых поез¬дках - то, чем занимаются многие аналогичные организации за рубе¬жом.

Таможенная статистика показы¬вает, что экспорт до сих пор держится на трех-четырех груп¬пах товаров. Все они основываются на сырьевой базе сельского хозяйства, а значит так или иначе зависят от природных ка¬таклизмов. На долю трех основных групп экспортных товаров приходит¬ся более 60% поставок молдавских товаров на зарубежные рынки. В нормальной экономике это недопу¬стимо. Поэтому как только упал спрос на алкогольную и консервиро¬ванную продукцию, сигареты и та¬бак, экспорт остался на голодном пайке. Заменить эти товары оказа¬лось нечем - промышленность без¬действует. Начальник отдела эконо¬мики и финансового контроля Киши¬невской таможни Петр Костин отме¬чает, что в последнее время значи¬тельно увеличился экспорт кукурузы, фасоли и орехов. Только во Фран¬цию и в Грецию в январе-феврале экспортировано орехов на 1,5 млн $ в каждую. Но объемы экспорта этих товаров никак не могут сполна ком¬пенсировать снижение поставок ал¬когольной и табачной продукции. Кроме того, орехи и фасоль вывозят за рубеж в основном посредники, скупающие его мелкими партиями у населения.

С другой стороны, местные предприниматели далеко не всегда исходят из соображений ликвидации отрицательного торгового сальдо го¬сударства. У них свои интересы. Поэтому часто экспортные цены на одни и те же товары поражают сво¬им разбросом и величинами. Напри¬мер, цена на те же орехи колеблет¬ся от тысячи долларов за тонну до 3,5 тысяч. Поставщики объясняют это разным качеством товара и сте¬пенью его переработки: половинные дольки ценятся куда больше, чем четвертинки, а нечищенные орехи в два-три раза дешевле очищенных. Тем не менее, у таможни иногда возникают вопросы к стоимости экспортируе¬мых товаров, и тогда они требуют обоснования чересчур низких цен. Но по сути у таможни не так много рычагов воздействия на экспортные цены: ог¬раничений на экспорт нет, а индика¬тивные цены далеко не всегда указ для экспортера. Поэтому единствен¬ное, что остается государству, так это взять под контроль репатриацию валютной выручки за вывезенный товар.

Кстати, проблема занижения эк¬спортных цен характерна не только для Молдовы - даже в Германии она весьма актуальна. Тем более, что в молдав¬ском экспорте довольно много мес¬та занимает бартер и поставки в счет погашения задолженностей за им¬портируемые газ и электроэнергию. В этих случаях довольно тяжело до¬казать невыгодность сделки и зани¬жение цены.

По данным таможенных декла¬раций, Молдова ведет торговлю с более чем ста странами мира. Но при этом на долю десяти основных торговых партнеров приходится око¬ло 90% экспортно-импортных опера¬ций. Торговля с большинством ос¬тальных стран носит случайный и эпизодический характер. Например, в прошлом году в Бразилию экспор¬тированы на 24 тыс $ микросхемы, в Австралию - кожа и игрушки. Да и не всегда товар обязательно попада¬ет в страну, указанную в декларации - фирма-реципиент может быть за¬регистрирована в Великобритании, а товар она вправе отправить куда угодно. Отчасти этим объясняется то, что среди импортеров молдавс¬кого зерна, например, можно встре¬тить США и Сингапур, а без наших табачных изделий никак не могут обойтись в Англии или на Сейшель¬ских островах. Но столь обширная "география" не исключает и более нежелательного варианта-деклари¬рования "ложного экспорта", когда товар лишь по документам отправ¬ляется в дальние страны, а на са¬мом деле не покидает пределы Мол¬довы. Как бы то ни было, экспорт Мол¬довы по-прежнему носит бессистем¬ный и "полудикий" характер.

В апрельской встрече молдавской делегации с представителями стран Евросоюза в ходе переговоров выявилось нема¬ло проблем, требующих скорейшего решения со стороны Молдовы. Например, эксперты ЕС вырази¬ли обеспокоенность расхождением статистических данных сторон по взаимному товарообороту. Это не пустая формальность, а весьма зло¬бодневная проблема. Еще в 1993 году Молдова и ЕС подписали от¬дельное соглашение по текстилю и текстильным изделиям, в результа¬те чего мы получили существенные льготы при экспорте товаров этой группы в страны ЕС. Из всего объе¬ма поставок молдавских товаров на западно-европейский рынок треть приходится именно на текстильные изделия. При этом больше полови¬ны товаров экспортируется предпри¬ятиями Приднестровья, что не нахо¬дит отражения в статистических от¬четах Молдовы (однако сертифика¬ты на экспорт текстиля и этом слу¬чае выдает Минэкономики РМ). Про¬блема содержит в себе и другой ас¬пект - продукция от "Тиротекс", "Одемы", "Флоаре" и некоторых других приднестровских предприятий реа¬лизуется в странах ЕС по явно демпинговым ценам, что не вписывается в рамки двусторонних договорен¬ностей.

Несмотря на это Европейская комиссия готова расширить спектр товаров из Молдовы для их облег¬ченного доступа на рынок Евросоюза. В частности, большие перспекти¬вы связаны с возможностью поста¬вок экологически чистых продуктов, потребность в которых в ЕС удовлет¬воряется примерно на треть. В то же время в Молдове, по определению западных экспертов, необычайно чистые почвы, каких нет ни в одной стране Евросоюза. Поэтому наши партнеры поставили вопрос о выра¬ботке Молдовой отдельной страте¬гии производства и поставок в Евро¬пу такой продукции, обещая всячес¬кую поддержку и помощь. Более того, Евросоюз готов создать и фи¬нансировать генетический банк се¬мян растений, произрастающих в Молдове.

У Молдовы есть шансы намного эф¬фективнее сотрудничать и торговать с Евросоюзом по многим направле¬ниям, но для этого нужно зани¬маться этими проблемами не пери¬одически, а каждоднев¬но. Например, минсельхозпрод еще два года назад подготовил список то¬варов, на которые мы бы хотели по¬лучить преференции в торговле с ЕС. Но этот перечень так и не дошел до ЕС, а с нашей стороны тоже

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»