Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Внешняя торговля Республики Молдова

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Молдовы. Так, в частности, в задачу Департамента ста¬ндартов, метрологии и технического надзора входит вы¬полнение Соглашения о технических препятствиях в торговле. Одно из по¬ложений предусматривает создание в Молдове электронного информаци¬онного центра, в котором находились бы данные о системе стандартов страны.

Целью вступления в ВТО Молдова поставила с времени обретения Независимости. Но основные, наиболее обширные и напряженные переговоры, которые реально приближают Молдову к вступлению в эту организацию, Республика начала проводить с 1998 года.

Так в 1998 году, в августе, состоялся второй раунд переговоров в Женеве по таможенным тари¬фам, предложенным Молдовой для вхождения во Всемирную торговую организацию, который оказал¬ся куда тяжелее первого. Однако в результате трехднев¬ных дискуссий удалось снять многие спорные моменты и приблизить позиции сторон по большинству обсуждаемых вопросов. Двусторонние переговоры на этот раз велись с представителями 7 членов ВТО - Японии, Швейцарии. Евросоюза, Турции, Чехии. Слова¬кии и Болгарии. В основном обсуж¬дались предложенные Молдовой таможенные пошлины на импорт промышленных товаров, т.к. тарифы на сельхозпродукцию взаимоувяза¬ны с субвенциями сельскому хозяй¬ству и эти два вопроса будут обсуж¬даться вместе.

До этого раунда переговоров у не¬которых членов ВТО была довольно жесткая позиция относительно им¬портных пошлин на некоторые това¬ры, заявленных Молдовой. В частно¬сти, Швейцария требовала значи¬тельно снизить тарифы на табачные и алкогольные изделия, а Евросоюз - на пиво. В принципе, если исходить из норм и правил ВТО, их позиция вполне обоснованна. Но молдавской стороне удалось убедить партнеров по переговорам, что на данном эта¬пе наши производители этих товаров нуждаются в поддержке и защите. Они согласились с приведенными аргументами и сочли приемлемым вариантом отложить снижение по¬шлин на 5-10 лет.

В целом в результате проведен¬ных дискуссий образовались три сектора по группам товаров. В пер¬вый вошли товары, на которые Мол¬дова подтвердила нулевую таможен¬ную пошлину. Это оборудование и запчасти для гражданской авиации, медицинское оборудование, черные металлы, фармацевтическая про¬дукция, рыба и рыбопродукты, науч¬ное оборудование, детские игрушки и т.д. По другой группе товаров Мол¬дова согласна также установить ну¬левую пошлину, хотя это и может на¬нести определенный ущерб мест¬ным производителям, зато будет во благо потребителям. Сюда вошли оборудование для сельского хозяй¬ства и строительной индустрии, а также бумага. Что касается пива, мебели, спирта, семян масличных культур и текстильной продукции, то здесь наша страна пока не может примкнуть к соответствующим секториальным соглашениям ВТО и тем самым снизить тарифы до уровня, практикуемого в торговле между членами этой организации. Молдо¬ва, как уже отмечалось, попросила отсрочки по выполнению данных требований и получила понимание со стороны своих партнеров.

Молдова должна предоставить вариант обязательств в сфере услуг с учетом замечаний после первого раунда переговоров и свои предложения по субвенциям в сельском хозяйстве. В последнем случае особая роль отводится государственным программам поддержки отрасли, где четко должны быть расписаны льготы, инвестиции, варианты прямого и косвенного субвенцирования, а также убедительные расчеты по получению реальной отдачи. От этого во многом будет зависеть и поддержка членами ВТО просьбы Молдовы о предоставлении переходного периода для снижения пошлин на последнюю группу товаров. В ходе переговоров было прямо заявлено, что наши аргументы их окончательно не убедили в том, что протекционистская политика не будет вестись слепо и что это поможет отрасли встать на ноги и выйти из кризиса Государственные программы и должны переломить это мнение.

Очередной раунд переговоров состоялся в апреле 1999 года. Результатом стал вывод, что присоединение Молдовы к ВТО не состоится в середине лета, как на это рассчитывали в Прави¬тельстве. Это стало оче¬видным после про¬шедшего 16 апреля заседания ра¬бочей группы в Женеве.

Как и на прошлом заседании, ос¬новными партнерами Молдовы на пе¬реговорах выступили США, Австра¬лия, Евросоюз, Швейцария, Болгария, Турция и некоторые другие страны. В центре внимания по-пре¬жнему оставались субвенции сельскому хозяйству и некоторые требования по таможенным тарифам и услугам. Удалось полностью снять проблемы по пошлинам с Турцией, сблизить по¬зиции с Чехией, Словакией и Польшей. Но остаются нерешенными проблемы с Болгарией, а также с Евросоюзом и Австралией.

Но особенно тяжело Мол¬дове отстоять свои позиции по вопросу суб¬венций в сельском хозяйстве. Отсут¬ствие четких программ и обоснован¬ных механизмов поддержки сельхозпроизводителей встречает неприятие со стороны многих членов ВТО. Чтобы сблизить позиции сторон, секретариат ВТО предложил провести 10 мая в Женеве ’’круглый стол" по вопросам сельского хозяйства в Молдове с уча¬стием всех заинтересованных стран. Многие партнеры по переговорам вы¬разили желание, чтобы в этом мероп¬риятии приняли участие и высшие дол¬жностные лица Молдовы, от которых зависит принятие решений и проведе¬ние реформ в сельском хозяйстве.

Молдавская делегация, которую возглавлял вице-министр экономики и реформ Дмитрий Брагиш, надеялась в ходе нынешних переговоров разре¬шить все противоречия и что на рабо¬чем заседании будет утвержден ра¬порт о присоединении Молдовы к ВТО. Рапорт секретариатом подготов¬лен, но его представление теперь пе¬реносится на следующее заседание рабочей группы в июне. И то в случае успеха на двусторонних переговорах по нерешенным еще проблемам.

Помимо этих ключевых позиций, которые необходимо разрешить, чтобы вступить в ВТО, необходимо упомянуть и о такой сфере внешнеэкономических связей, как рынок услуг. И здесь Молдова также должна выполнить ряд обязательств необходимых для принятия в ВТО.

Генеральное со¬глашение по торговле услугами (ГАТС) было разработано и принято в рамках ГАТТ одним из последних. Лишь в конце 70-х годов наиболее развитые страны, и в первую оче¬редь - Соединенные Штаты, начали активно продвигать идею открытия мировых рынков для торговли услу¬гами.

Политика большинства стран в сфере услуг до сих пор характеризу¬ется пристрастием к протекциониз¬му. Это обусловлено как социальной значимостью некоторых видов услуг (медобслуживание, почта, образова¬ние, транспорт), так и их влиянием на экономику страны и даже ее бе¬зопасность (банковско-финансовая сфера, телекоммуникации и т.д.). Но, с другой стороны, именно это и стало в конечном итоге главной со¬ставляющей успеха переговоров. Развивающиеся страны вынуждены были признать, что сфера услуг - слишком важная составляющая на¬циональной экономики. В наиболее развитых странах, например, сфера услуг обеспечивает на две трети за¬нятость населения. И внедрение принципов открытой конкуренции, единых "правил игры" только обес¬печит рост как этого сектора, так и экономик развивающихся стран в целом, скажется на увеличении по¬тока инвестиций в Молдову.

Таким образом, с принятием ГАТС в истории мировой торговли впервые была создана система пра¬вил и принципов в области регули¬рования рынка и деятельности меж¬дународных поставщиков услуг. Со¬глашение призвано обеспечить ли¬берализацию торговли услугами. Однако, учитывая слишком высокий уровень регулирования в этой сфе¬ре и множественность различных видов услуг, с самого начала участ¬ники переговоров согласились на то, чтобы не устанавливать общего мо¬ратория на любые ограничения в этой сфере, а ограничиться предос¬тавлением права каждой стране оп¬ределить сектор для исключения из единого режима. И хотя наиболее развитые страны и некоторые разви¬вающиеся сразу отказались от этой привилегии, многие участники согла¬шения пользуются правом льгот для той или иной отрасли.

Столь подробный рассказ о ГАТС и условиях его заключения не¬обходим для того, чтобы более от¬четливо показать значимость присо¬единения Молдовы к этому соглаше¬нию. Вступление в ВТО означает, что с этого момента наша страна прини¬мает на себя общепринятые прави¬ла игры в мировой торговле, в том числе и в сфере услуг. Это, однако, вовсе не значит, что до сих пор мы "играли" по другим правилам. Если внимательно изучить специфичес¬кие обязательства Молдовы, то не¬трудно заметить, что в этой части уже сегодня не существует ограни¬чений в национальном законода¬тельстве.

Начальник управления ВТО Мин¬экономики Евгений Христеа считает, что длительная подготовитель¬ная работа позволила Молдове по¬дойти к рубежу изменения своего статуса "естественным путем". По¬этому резких изменений внутренне¬го рынка и поведения на нем мест¬ных или иностранных фирм ждать не приходится. Более того, националь¬ное законодательство в отдельных сферах становится уже достаточно "тесным" для местных фирм и они сами предлагают отменить те или иные ограничения, которые еще дей¬ствуют. Например, страховые компа¬нии, которые раньше выражали опре¬деленные опасения в связи с возмож¬ной экспансией зарубежных страхов¬щиков в случае открытия рынка, те¬перь сами уже предлагают изменить законодательство и разрешить со¬здание СП в этой сфере. Обязательства Молдовы в сфе¬ре услуг вполне укладываются в нор¬мы, заложенные в ГАТС. Поэтому пе¬реговоры по ним прошли без особых проблем и практически завершены. При этом Молдова воспользовалась своим преференциальным правом в рамках соглашения. Например, ого¬ворена монополия °Молдтелекома" на предоставление услуг до 2003 года. После этого срока рынок телекоммуникаций придется открыть. А структурные преобразования "Молдтепекома" необходимо провести до вступления в ВТО. Сохранена и же¬сткая регламентация деятельности филиалов иностранных банков на территории республики, но эти меры вполне вписываются в требования ГАТС. В то же время в ходе перего¬воров наша страна взяла на себя обязательство в законодательном

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»