Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Волго-Вятский экономический район

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


неравномерно. Так, плот¬ность населения Чувашской Республики составляет 74,4 чел. на 1 км2, а в Кировской области — 13,5 чел. на 1 км2. Индустриа¬лизация региона и высокий отток населения из сельской мест¬ности способствовали урбанизации населения. 70,1% населения региона проживает в городах. Наиболее высокий уровень город¬ского населения в Нижегородской (77,9%) и Кировской (70,4%) областях. Менее урбанизированы республики Мордовия, Марий Эл, Чувашская; в них на долю городского населения приходится 58,3; 62,6 и 60,6% соответственно.- Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона. Крупнейшую город¬скую агломерацию страны представляет Нижегородская, вклю¬чающая Нижний Новгород и города-спутники, прилегающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и другие, а также тяготеющие к нему поселки городского типа. Тенденция концентрации насе¬ления в немногочисленных точках региона при обезлюдении основной территории получила здесь широкое распространение. Воспроизводство населения в регионе в последние годы осуще¬ствлялось замедленными темпами. Многие показатели демогра¬фической ситуации (половозрастной состав, брачность, рождае¬мость, смертность, естественный прирост) свидетельствуют об отрицательных тенденциях в развитии демографических процес¬сов. Отток населения из сельской местности, особенно молоде¬жи, крайне осложнил демографическую ситуацию на селе. По¬казатели естественной убыли на 1,1% пункта превышают сред¬ние по стране и составляют —6,4%о в районе против —5,1%0 в стране. Отрицательный прирост населения характерен для всех административно-территориальных единиц, однако показатели выше среднерайонного отмечаются в Нижегородской и Киров¬ской областях. [12, с.243]

Население региона многонационально. Большую часть его представляют русские, из других национальностей преобладают чуваши, мордва, марийцы и татары.

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудо¬выми ресурсами. В течение длительного времени регион отно¬сился к районам, имеющим избыток трудовых ресурсов, и слу¬жил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Однако отнесение Волго-Вятского региона к трудоизбыточным в настоящее время следует пересмотреть. Численность экономически активного населения в районе за 1992— 1996 гг. снизилась на 203,1 тыс. чел., или на 4,6% и составила 4 063,6 тыс. чел., а занятых в экономике уменьшилась на 8,6%, что связано с дальнейшим сокращением работающих в сфере материального производства. Уровень безработных возрос за этот же период с 5,3 до 9,3%. Трудоспособное население состав¬ляет 4,0 млн чел., из них в общественном производстве занято 90,7%, в том числе в материальном производстве занято 69,6%, в непроизводственной сфере — 30,4%.|/В связи с развитием ры¬ночных отношений, банкротством нерентабельных предприятий, сокращением рабочих мест возрастает удельный вес безработ¬ных, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства. Поэтому в этих городах необходимо ши¬рокое развитие малого бизнеса, непроизводственной сферы, что способствовало бы дополнительному привлечению рабочей силы и смягчению уровня безработицы и социальной напряженности в регионе. [12, с.244]

Удобное географическое положение, устойчивые транспорт¬ные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, высококвалифи¬цированных кадров, создают благоприятные предпосылки для наращивания экономического потенциала региона.

4. Структура и размещение основных отраслей хозяйственного комплекса

4.1. Отрасли рыночной специализации

Удельный вес машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства со¬ставляет 38,2%. В регионе производятся автомобили, суда, стан¬ки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное обо¬рудование. Среди отраслей машиностроения рыночной специа¬лизации выделяется транспортное машиностроение, развитию которого способствовали наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы. Здесь возник крупнейший ком¬плекс автомобилестроения. Среди предприятий автомобиле¬строения выделяются акционерное общество «АвтоГАЗ», голов¬ное предприятие которого в Нижнем Новгороде выпускает лег¬ковые и грузовые автомобили, а также предприятия-смежники в малых и средних городах региона: моторный завод — в Завол¬жье, завод тормозных узлов — в Канаше, шинный завод — в Кирове, заводы автофургонов — в Шумерле, автосамосвалов — в Саранске, в Павловске выпускают автобусы для сельской мест¬ности.

Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона является судостроение, представленное веду¬щим предприятием страны АО «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях, совре¬менные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Судостроение представлено также в городах Нижегородской области — Навашино и Городец. [8, с.98]

Большое развитие в регионе получила и отрасль рыночной специализации — электротехническая промышленность. Круп¬ные предприятия этой отрасли возникли в столицах республик. Так, саранский завод «Электровыпрямитель» является головным заводом объединения «Светотехника» и выпускает значительную часть элетроламп и выпрямителей, производимых в России; в Саранске (Республика Мордовия) также расположено предпри¬ятие по производству кабельных изделий, в Чебоксарах (Чувашская Республика) — электроаппаратный завод.

Межрегиональное значение имеют станкостроение и инст¬рументальное производство, получившие развитие во всех круп¬ных городах региона. Более 1/2 фрезерных станков, производи¬мых в России, выпускает Нижегородский завод; крупнейшим предприятием по производству деревообрабатывающих станков является «Красный инструментальщик» (г. Киров). Среди пред¬приятий отрасли следует отметить завод по производству обору¬дования для химической промышленности (г. Дзержинск) и пищевой промышленности (гг. Нижний Новгород, Вольск). Среди предприятий машиностроения выделяется Чебоксарский тракторный завод. Развитие тракторостроения способствует дальнейшему углублению рыночной специализации района на производстве продукции машиностроения.

Следует отметить, что машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала. [8, с.99]

Среди отраслей рыночной специализации региона выделяет¬ся высокоразвитая химическая и нефтехимическая промышлен¬ность. В структуре производства товарной продукции региона на ее долю приходится 10%. Развитие отрасли опирается на ис¬пользование как местного, так и привозного сырья. Предпри¬ятия химической промышленности выпускают широкий ассор¬тимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, син¬тетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Среди центров химической промышленности выделяется г. Дзержинск, где сформировался крупнейший химический комплекс по выпуску полимерных ма¬териалов. Большое развитие получила лесохимия, продукция отрасли нашла широкое применение в хозяйстве и быту. В Ки¬рове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и рези¬нотехническая промышленность, имеющая тесную связь с автомобилестроением района. Собственные месторождения фосфо¬ритов пока используются только для производства фосфоритной муки. Однако в перспективе здесь возможно создание предпри¬ятий по производству сложных минеральных удобрений.

Одной из важнейших отраслей рыночной специализации яв¬ляется лесная, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. В структуре производства товарной продукции промышленности района на нее приходится 5,9%. Она уступает машиностроению и химической промышленности по объему, но имеет большое значение не только для данного, но и для прилегающих регио¬нов, особенно Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Однако чрезмерные вырубки леса привели к сокращению его запасов, а, следовательно, и к уменьшению объемов заготовок. Основные заготовки леса ведутся в Киров¬ской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовок, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов органи¬зована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар-Олы, Нововятска. Достаточно высокое развитие в регионе полу¬чила целлюлозно-бумажная промышленность. По производству бумаги Волго-Вятский район занимает 3-е место в России, усту¬пая Северному и Уральскому. Крупнейшим предприятием от¬расли является Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, использующий древесину не только хвойных пород, но и лист¬венных. ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске. [8, с.101]

Отсутствие собственной топливно-энергетической базы поста¬вило в сильную зависимость развитие топливно-энергетического комплекса региона от обеспеченности энергоносителями из других регионов России. В топливно-энергетическом балансе района велика доля дорогостоящих углей, поступающих из Печо¬ры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Урен¬гоя. Это позволило сократить использование твердых видов топ¬лива. Основная часть электроэнергии в регионе вырабатывается тепловыми электростанциями небольшой мощности. Гидро¬энергетика представлена двумя электростанциями: Чебоксарской (1 430 тыс. кВт) и Нижегородской (520 тыс. кВт). Энергетиче¬ский дефицит покрывается поступлением электроэнергии из Объ¬единенной энергетической системы европейской части страны.

К отраслям, дополняющим промышленный комплекс региона, относят и черную металлургию, которая частично обеспечивает потребности машиностроительных предприятий региона в ме¬талле. Металлургический комплекс представлен передельными заводами

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»