Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Волго-Вятский экономический район

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


химической и нефтехимической промышленности в 1995г. по району составляет: Нижегородской области —около 60%, Ки¬ровской — 9,2%, Чувашской, Мордовской и Марийской республик — соответственно 21,4; 7,3; 2,1%.

Центры по производству искусственных кож — Богородск, Йош¬кар-Ола, Киров, резинотехнических изделий - Саранск, автомобиль¬ных шин — Киров. Производство продукции лесохимической промыш¬ленности на базе отходов лесозаготовок и деревообработки размещено вблизи соответствующих лесозаготовительных и деревообрабатываю¬щих предприятий в основном в Кировской и Нижегородской областях (Балахнинский лесопромышленный комплекс, поселки Вахтан, Вет-лужский).

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышлен¬ность Волго-Вятского экономического района является специализиру¬ющей, в 1996 г. она составляла около 6% лесной промышленности Рос¬сийской Федерации; преобладает промышленное производство на соб¬ственном древесном сырье. Около 90% древесины в ВВЭР заготавли¬вается в Кировской и Нижегородской областях. В районе отмечается переруб расчетной лесосеки.

Деревообрабатывающие производства размещаются как в местах лесозаготовок, так и в местах потребления.

Деревообрабатывающее производство в структуре лесной промы¬шленности в 1995 г. составило почти 50%. Это лесопиление, домостро¬ение, мебельное, спичечное производство, выпуск спортинвентаря, ДВП и ДСП. Производство бумаги и картона главным образом сосре¬доточено на Балахнинском лесопромышленном комбинате (ЛПК). По этому показателю район занимает третье место в стране. Производство бумаги составляет более 50% всей продукции района, размещено в Зу-енке, Волжске, Новочебоксарске, Кондровке. Продукция лесной промышленности направляется в Поволжский, Центральный, Северо-Кав-казский районы и на Украину благодаря наличию густой транспортной сети и удобных сплавных рек (Волги, Вятки, Ветлуги).

Главная задача развития лесной промышленности - наиболее пол¬ное использование лесного сырья, увеличение механической и хими¬ческой переработки древесины и усиление работы по расширению ле-совосстановления и охраны лесов района.

Промышленность строительных материалов района не обеспечива¬ет полностью потребность района в строительных материалах. Произ¬водство в районе цемента, стекла, железобетонных изделий, кирпича остается дефицитным.

Легкая промышленность Волго-Вятского экономического района представлена швейной, хлопчатобумажной, льняной, шерстяной, ко-жевенно-обувной, меховой отраслями, народными промыслами. В структуре промышленности района в 1995 г. она составила 3,9% (в 1990 г. - 12%) и занимала второе место после машиностроения. В районе производятся хлопчатобумажные ткани (Чебоксары) на при¬возном хлопке, льняные (в Кировской и Нижегородской областях и в Мордовии) - на собственном сырье. Кожевенное и овчинно-шубное производство размещается в Нижнем Новгороде, Кирове, Богородске, Йошкар-Оле, Слободском, Вахруши. Высокого уровня достигли худо¬жественные промыслы — изготовление декоративно-прикладных из¬делий из дерева (“хохломская роспись”), резьба по дереву, искусство инкрустации, изготовление дымковской игрушки из глины (Киров), металлических художественных изделий, производство столовых набо¬ров (Павлове), вышивка, поставленные в значительной степени на про¬мышленную основу.

Пищевая промышленность района наряду с легкой в 1995 г. занимала второе место после машиностроения. Производство продуктов питания в ВВЭР в целом не полностью удовлетворяет спрос, в расчете на душу насе¬ления находится ниже среднего уровня по Российской. Федерации. Раз¬мещена пищевая промышленность по территории района повсемест¬но, включает в себя мясную, маслодельную, крупяную, заготовку гри¬бов, лесных ягод. Основывается пищевая промышленность преимуще¬ственно на собственном сельскохозяйственном производстве.

Топливно-энергетический баланс Волго-Вятского экономического района - остродефицитный. Значительные потребности района в эле¬ктрической и тепловой энергии далеко не удовлетворяются местными ресурсами торфа. Топливно-энергетическое хозяйство формируется в основном на привозных топливно-энергетических ресурсах (ТЭР): угле Печорского, Подмосковного, Кузнецкого бассейнов (уголь доставля¬ется по железнодорожным магистралям) и природном газе и нефти, поступающих из Поволжского и Западно-Сибирского районов по ма¬гистральным трубопроводным транспортным артериям. Газ поступает из Уренгоя, Ямбурга (по газопроводам Уренгой — Центр, Уренгой — По¬моры - Ужгород, Уренгой - Пунга - Киров, Ямбург - Пунга - Киров, Ямбург — Пунга — Нижний Новгород); нефть поступает из Западной Сибири (по нефтепроводам Среднее Приобье — Ижевск — Нижний Новгород, Омск — Челябинск - Уфа — Кстово) и из Поволжья (Альме¬тьевск - Кстово). Тепловые электростанции работают на угле, газе и мазуте, получаемом с нефтеперерабатывающих заводов из Нижнего Новгорода и Кстово. Крупнейшие тепловые электростанции и тепло¬электроцентрали — Балахнинская, Горьковская, Дзержинская, Киро-во-Чепецкая, гидроэлектростанции — Горьковская, Чебоксарская, атом¬ная станция теплоснабжения - Горьковская АСТ.

Итак, наряду с отраслями специализации в ВВЭР получили разви¬тие и обслуживающие отрасли: топливно-энергетическая, черная ме¬таллургия (на отхбдах металлолома и машиностроительных заводов -Нижний Новгород, Выкса, Кулебаки, Кировская область), промыш¬ленность строительных материалов (Алексеевский цементный завод в Мордовии, производство стеновых материалов во всех республиках и областях района, алебастра — в Нижегородской области, технического стекла в г. Бор), пищевая промышленность, кустарные промыслы, художественная обработка дерева (г.Семенов в Заволжье).

Сельское хозяйство Волго-Вятского экономического района не в полной мере обеспечивает местное население продовольствием и пи¬щевую и легкую промышленность сырьем.

Общая земельная площадь района 13,6 млн га, из них сельскохо¬зяйственных угодий — 10,2 млн га (4,7% от общероссийских). На долю пашни приходится 75,9% общих сельскохозяйственных угодий райо¬на, доля пастбищ составляет 15%, сенокосов — 8%.

Ведущая отрасль сельского хозяйства — растениеводство — пред¬ставлено зерновыми культурами. Зерновыми занято более половины по¬севных площадей района, преобладают посевы ржи, пшеницы, ячменя, овса, в лесостепной полосе в основном крупяные - гречиха, просо.

Главная техническая культура — лен-долгунец (Нижегородская, Кировская области), выращиваются также конопля, сахарная свекла, хмель (Чувашия); картофелеводство и пригородное овощеводство раз¬мещаются в районе повсеместно. В южной части района имеются по¬севы кукурузы.

Животноводство ВВЭР представлено скотоводством (мясо-молоч¬ного и молочно-мясного направлений по всей территории), овцевод¬ством, свиноводством, атакже кролиководством, птицеводством и пче¬ловодством. Кормовой базой животноводства служат травы пойменных лугов, лесных полян, кормовые культуры, сеяные травы.

За последние годы в структуре сельскохозяйственного производ¬ства Волго-Вятского экономического района произошли изменения, связанные с проведением в стране реформ. К концу 1995 г. в Волго-Вятском экономическом районе насчитывалось 8,2 тыс фермерских хозяйств со средними размерами участков 26 га (в России соответст¬венно 270 тыс хозяйств с 43 га), что составило менее 1 % от всех хозяйств в районе (в России около 2%). Удельный вес производства сельскохо¬зяйственной продукции фермерскими хозяйствами в ВВЭР в 1995 г. рав¬нялся по зерну 2%, по сахарной свекле — 1,5%, по мясу — 0,4%, моло¬ку—0,5% (в России соответственно 4,7; 3,5; 1,5; 1,5%).

Волго-Вятский район обладает всеми видами современного транс¬порта. Железнодорожный транспорт занимает более половины в общем объеме межрайонных перевозок (по трем транзитным широтным и од¬ной меридиональной железнодорожной магистрали, к которым под¬ходят местные железные дороги с высокой грузонапряженностью). Северная и южная территории района менее охвачены железными до¬рогами. Плотность шоссе иных дорог в районе выше среднероссийско-го показателя.

Речной транспорт обеспечивает внешние и внутренние связи рай¬она по таким судоходным рекам, как Волга, Ока, Вятка, Ветлу га. Круп¬ные речные порты района и страны — Нижний Новгород, Чебоксары. По рекам перевозятся лес, уголь, металл, соль, продукция машиност¬роения, строительные материалы, овощи, хлебные грузы.

Трубопроводный транспорт представлен несколькими газо- и неф-тетрубопроводными магистралями, обеспечивающими поступление (ввоз) топливно-энергетических ресурсов из Поволжского, Уральско¬го и Западно-Сибирского районов. Ввоз грузов — топлива, сырья, ме¬талла, зерна — значительно превышает вывоз готовой продукции (ав¬томобилей, станков, дизелей, речных судов, тракторов, изделий худо¬жественных промыслов, кожевенно-меховых изделий, древесины, про¬дукции деревообработки, бумаги, картона, изделий легкой промыш¬ленности). Волго-Вятский экономический район, ввозя продукцию, имеет тесные экономические связи с Уралом и Центрально-Чернозем¬ным районами (металл), Югом (уголь восточного крылаДонбасса), Се¬вером (апатиты), Поволжьем (нефть, хлеб, рыба, соль), Центром (ма¬шиностроительная продукция от предприятий-смежников), Западной Сибирью (топливо). Кроме того, он имеет связи с Южными экономи¬ческими районами, куда направляется из ВВЭР преимущественно лес и продукция деревообрабатывающей отрасли, машиностроения.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

Анализ размещения производительных сил Волго-Вятского эконо¬мического рай она позволяет разделить территорию района натри подрай¬она (зоны): Нижегородскую, Кировскую области и территорию респуб¬лик. Наиболее развитой в экономическом отношении является Нижего¬родская зона (30% — территории района, 44% населения, 52,4% — промы¬шленной продукции), определяющая специализацию ВВЭР (автомо¬билестроение

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»