Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Государственное регулирование АПК

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Государственное регулирование АПК

План.

Введение

1. Современная ситуация в агропромышленном комплексе. Ее причины

2. Особенности регулирования АПК

2.1 Цели преобразований

2.2 Формы государственного регулирования

3. Основные направления государственной политики в АПК

Заключение

Список литературы

Введение

Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей—сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% ра-ботников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.

Начиная с 1992 г., в агропромышленном комплексе осуществляются институцио-нальные преобразования, реформирование сельскохозяйственных предприятий, совер-шенствование их внутрихозяйственных отношений, а также активизация межфермер-ской кооперации. Следует отметить, что принципиальные изменения сложившейся сис-темы аграрных отношений были неизбежны, и, прежде всего, была необходима замена административно-распределительных, ко¬мандных методов хозяйствования преимуще-ственно экономически¬ми, основанными на законах рынка. Но аграрные преобразования нужны и важны не сами по себе, а как условие повышения эффективности производст-ва, обеспече¬ния продовольственной безопасности страны.

Однако, к сожалению, наряду с позитивными изменениями — расши¬рением спек-тра форм хозяйствования, включая воссоздание кресть¬янского уклада, ликвидацией го-сударственной монополии на землю, расширением прав сельскохозяйственных пред-приятий, которые ны¬не сами определяют специализацию и объемы производимой про¬дукции и свободно распоряжаются ею, созданием условий перехо¬да к рыночным отно-шениям в аграрной сфере и т.д., произошли негативные изменения, приведшие аграр-ный сектор к кризису. И случились они главным образом вследствие ошибок и поспеш-ности в проведе¬нии аграрного реформирования.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные задачи, которые стоят перед государственной налоговой политикой в современных условиях, выделить основные противоречия действующей ныне в России налоговой системы, а также представить конкретные меры, которые необходимо осуществить, для того чтобы увеличить стиму-лирующее воздействие налогов на сферу производства и в то же время, чтобы остано-вить сокращение доходов бюджетов всех уровней.

В первой главе я рассмотрела ситуацию, сложившуюся в аграрном секторе России, а также конкретные причины кризисного со¬стояния агропромышленного комплекса.

Вторая глава содержит определение целей, для достижения которых началась аг-рарная реформа, и необходимые условия, которые должно соблюдать государства для преодоления сегодняшнего затяжного кризиса в сельском хозяйстве и сопутствующих отраслях. Здесь же рассмотрены основные инструменты государственного регулирова-ния, которые приемлемы в нынешних условиях для стабилизации ситуации и создания предпосылок к росту агропромышленного производства.

В третьей главе изложены возможные пути выхода из кризиса в экономи¬ческой и социальной областях агропромышленного комплекса, а также основные направления государственного регулирования в аграрном секторе экономики.

1. Современная ситуация в агропромышленном комплексе. Ее причины

Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяй¬ственных комплексов, определяющих ус-ловия поддержания жизне¬деятельности общества. Значение его не только в обеспечении по¬требностей людей в продуктах питания, но в том, что он сущест¬венно влияет на заня-тость населения и эффективность всего на¬ционального производства.

АПК — самый крупный из основных (базовых) комплексов в экономике страны. В АПК России в настоящее время занято око¬ло 35% всех работающих в сфере материаль-ного производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйст¬венного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграр¬ным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится при¬мерно 70% всего набора производимых в стране предметов по¬требления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют пример-но половину.

К агропромышленному комплексу относятся все виды производств и производст-венного обслуживания, создание и разви¬тие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сырья.

Аграрные преобразования в стране происходили по нескольким на¬правлениям. Первое - реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов и совхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, пере¬рабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию. В стране фор¬мируются новые земельные отношения, основу которых со-ставляет частное землевладение, представленное сельскохозяйственными предприятия-ми, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения, вклю¬чающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные това¬рищества. Из табл.1.1 видно, как в течение 1991-1997 гг. изменилась соци¬альная структура сельскохозяйст-венных землепользователей в результате земельной реформы. Доля государственного сектора в использовании сель¬скохозяйственных угодий уменьшилась с 56% в 1991 г. до 13,4 в 1997 г., в то время как удельный вес частных (коллективных и индивидуально-семейных) хозяйств возрос с 40,3 до 70,9%. За годы реформы приватизиро¬вано 91% пе-рерабатывающих предприятий и 77% предприятий агросервиса.

Таблица 1.1

Удельный вес различных категорий землепользователей в об-щей площади сельскохозяйственных угодий, %

На 1.01. соответ-ствующе-го года Государствен-ный сектор Сельскохозяйственные организации Частный сектор, индивиду-альные семейные хозяйства Земли запаса и другие

Государствен-ные предприятия Колхозы Новые формы Фермерские хозяйства Хозяйства на-селения

1991 г. 56,0 38,2 0,3 0,1 1,7 3,7

1992 г. 51,2 35,6 0,6 0,6 2,5 9,5

1993 г. 24,0 18,3 36,9 2,9 3,9 14,0

1994 г. 16,0 15,7 45,8 4,4 3,9 14,2

1995 г. 14,4 14,5 47,4 4,6 4,2 14,9

1996 г. 13,8 14,1 47,5 4,7 4,6 15,3

1997 г. 13,4 13,8 47,7 4,9 4,5 15,7

Второе - разгосударствление системы закупок и реализации продукции, продо-вольственной оптовой и розничной торговли. В результате резко со¬кратились закупки сельскохозяйственной продукции государственными заготовительными организациями и потребительской кооперацией. Стали развиваться новые каналы реализации, в том числе оптовые рынки, биржи, ярмарки и др. Удельный вес централизованных закупок зерна в общем объ¬еме его реализации уменьшился с 63% в 1993 г. до 25 в 1997 г., кар-тофеля соответственно - с 52 до 29, овощей - с 71 до 40, мяса скота и птицы - с 79 до 45, молока и молочных продуктов - с 97 до 82, яиц - с 92 до 74%.

Третье - изменение системы государственного регулирования аграрно¬го сектора: перестройка организационных структур и методов управления АПК. Начинает форми-роваться адекватная рынку финансово-кредитная система, включающая ценовые дота-ции и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях (не более 25% учетной ставки ЦБ), ли¬зинг на поставку техники и оборудования, добровольное страхо-вание сель¬скохозяйственной деятельности. Сельским товаропроизводителям предос¬тавляются льготы по налогообложению. Начиная с 1994 г., складывается система защи-ты внутреннего рынка от импортных товаров путем установ¬ления таможенных пошлин, однако общий уровень тарифов у нас ниже, чем во многих странах с развитой экономи-кой.

Четвертое направление реформы связано с попытками освободить сельскохозяй-ственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством пе¬редачи последних в ведение сельских му-ниципалитетов, сформировать сис¬тему социальной защиты безработных и стимулиро-вать несельскохозяйст¬венную занятость населения.

Предпринятые в ходе аграрных преобразований меры не привели к рос¬ту сельско-хозяйственного производства, а, наоборот, за период 1991-1997 гг. произошло его суще-ственное сокращение – около 40% (рис.1.1). В агропромышленном комплексе продол¬жаются процессы сокращения ресурсного потенциала, ухудшения финансового со¬стояния хозяйств, а также снижение почвен¬ного плодородия земель. За последние годы про¬изошло сокращение доли сельского хозяйства и всего АПК в ВВП: с 1991 по 1997 г. доля сельского хозяйства в ВВП умень¬шилась с 13,7 до 8,4%.

Индексы объема продукции сельского хозяйства (в процентах, 1990 г.=100%)

Рис.1.1

Резко сократилась государственная поддержка сельского хозяйст¬ва. Доля сельского хозяйства в расходной части бюджета по срав¬нению с долей сельского хозяйства в ВВП резко уменьшилась (с 1991 по 1997 г. она упала с 12 до 2,4%). Почти полностью пре¬кращены работы по восстановлению и повышению плодородия зем¬ли. В 1997 г. против 1990 г. целевые дотации и субсидии сельско¬хозяйственному производству уменьшились до 33%, формирование лизингового фонда — до 37%, затраты капитального характера со¬ставили всего 8% от уровня 1996 г., а общее финансирование сельского хозяйства—71%.

Выбытие основных производственных фондов в 1997 г. в 5 раз опережало

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»