Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Государственное регулирование АПК

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


является необходимым условием рационального, хозяйско-го отношения к земле. На повестке дня—создание земельного рынка, который должен при¬вести к концентрации земли в руках умелых владельцев.

Однако все эти изменения не могут рассматриваться как само¬цель, а должны слу-жить условиями роста производства, повыше¬ния производительности труда и эффек-тивности агропромышленно¬го производства. Именно по этим основным позициям аг-рарное реформирование не достигло желаемых результатов. Напротив, сельское хозяй-ство и весь агропромышленный комплекс ныне на¬ходятся в состоянии затяжного сис-темного кризиса, который рас¬пространился как на экономическую, так и на социальную сферу.

В связи с тем, что снижается производство в крупных сельско¬хозяйственных пред-приятиях, падает товарность сельскохозяйственно¬го производства. Наряду с этим суще-ственно изменяется структура реализации — если ранее основная масса товарной про-дукции сель¬ского хозяйства реализовалась заготовительным организациям, то ныне (в 1996 г.) преобладающая часть продукции растениеводства (более 90% картофеля, около 70% овощей, 2/3 зерна), а также при¬мерно половина животноводческой продукции реа-лизуется по сво¬бодным рыночным каналам (на рынках, через собственную торго¬вую сеть, предприятия общественного питания и т. д.).

При этом сельское хозяйство, сами естественные условия кото¬рого ставят его в не-равноправное положение с другими отраслями (сезонность производства, замедленный оборот капитала, рассредоточенность на большой территории и невозможность в силу этого са¬мостоятельно противостоять отраслям-монополистам, необходимость, чтобы значительно повысить производительность труда, иметь более высокое органическое строение капитала, чем в промышленности, и т. д.), оказалось в более тяжелой ситуации, чем другие отрасли ма¬териального производства. Усилился диспаритет цен: цены на по¬требляемые в аграрной сфере промышленные средства производства и ресурсы в 1996 г. по сравнению с 1990 г. в 4,3 раза опередили совокупные цены на сельскохозяйственную продукцию. В результате доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве была на-много выше, чем в других отраслях производства. Если во всех отраслях материального производства рентабельность продукции, хотя и со¬кратилась, но сохранилась, то сель-ское хозяйство уже несколько лет подряд убыточно.

2.2 Формы государственного регулирования

Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания госу-дарственного регулирования и рыночных рычагов, вы¬зывает необходимость разработки теории и совершенствования прак¬тики государственного воздействия на макро- и мик-роэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.

Государственное регу¬лирование в АПК предполагает осуществление его преиму-щественно экономическими методами и включает защиту отечественного продо¬вольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от вы¬сокомонополизированных отраслей, производящих средства производ¬ства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохра¬нение и совершенствование функции го-сударства в качестве заказчи¬ка и инвестора применительно к условиям переходного пе-риода; со¬действие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государ¬ственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства. Регу¬лирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе пе¬рехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффектив¬ный механизм экономического регулирования.

При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности аграрно-го сектора—сезонность производства, медлен¬ный оборот капитала, повышенный произ-водственный риск, связан¬ный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованно-го земледелия.

Активное воздействие на развитие АПК экономическими мето¬дами государство может осуществлять через кредитное и налого¬вое регулирование, бюджетное финанси-рование, регулирование ус¬ловий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через го-судар¬ственные программы, госзаказы, эффективную таможенную полити¬ку и т. д.

Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйствен¬ной продукции предполагает строгое подчинение протекционист¬ской политики в аграрной сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи экономический механизм и ком-плекс мер поддержки сельских товаропроизводителей должны быть направлены на сти-мулирование более производительных вложений и рентабельного производства. Эта цель, в свою очередь, может быть достижима лишь тогда, когда система экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) будет в основном использовать-ся для стимулирования более рентабельных групп предприятий и более эффективных вложений по регионам. В системе агропромышленного регулирования агропромышлен-ного производства важно полнее использовать интервенционные то¬варные закупки и залог сельскохозяйственной продукции. В области ценовой политики должны действо-вать принципы свободного ценообразования в сочетании с государственном регулиро-ванием цен, установление гарантированного уровня на закупки по госзаказу, формиро-вания цен в соответствии со спросом и предложением при относительно жестком огра-ничении тенденций к их монополизации.

В области кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое использова-ние кредитов с пониженной для сельского хо¬зяйства процентной ставкой.

В налоговой политике необходимо исключить многоканальность и дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики должен стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога, дифференцированного в зависи-мости от качества и местоположения земельных участков. При этом земель¬ный налог должен иметь уровень, побуждающий к эффективному использованию земли.

Задачам овладения рыночным механизмом и методами государ¬ственного регули-рования в условиях рынка будет отвечать принци¬пиально новая система управления АПК. В этих целях целесооб¬разно осуществить переориентацию государственных функций от управления предприятиями и отраслями к экономическому регули¬рованию взаимодействия между субъектами рыночного хозяйства.

Государственное регулирование АПК обязательно включает и внешнеэкономиче-ское направление. Оно в качестве одной из важ¬нейших задач имеет защиту отечествен-ного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного про-текцио¬низма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного произ¬водства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и конкуренто-способности отечественной продук¬ции.

В этой проблеме, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, есть и дру-гая сторона—потребители, интересы которых далеко не всегда и не во всем совпадают с интересами отечест¬венных товаропроизводителей. Это означает, что характер и уро¬вень аграрного протекционизма должны носить компромиссный ха¬рактер, являясь результа-том учета многих разнонаправленных сил.

В будущем представляется вполне реальным повышение экс¬портных возможно-стей аграрного сектора России. В частности, перспективным ресурсом для экспорта яв-ляется зерновое хозяйство, где можно добиться радикального перелома при наличии ря-да ус¬ловий—коренной реорганизации закупочной системы, создания лучшей складской и транспортной инфраструктуры, экономии по¬севного материала, а также при достиже-нии паритета цен на сель¬скохозяйственную продукцию с ценами на средства производ-ства. При этих условиях зерновое хозяйство в перспективе сможет вы¬делять экспортные ресурсы.

Во внешнеэкономических связях АПК нужна тщательная поста¬тейная проверка не-обходимых пропорций сочетания протекциониз¬ма, свободной торговли и сотрудничест-ва с учетом большой раз¬ницы между первой сферой (кроме промышленности по произ-вод¬ству средств защиты растений, где трудно предвидеть сроки дос¬тижения самообес-печенности) и пищевой промышленностью и хра¬нением, которые, однако, остро нуж-даются в западных капиталах и технологиях.

В связи с изменениями в социально-экономической структуре сельского хозяйст-ва—падением производства и повышением про¬изводства и доли в валовой сельскохо-зяйственной продукции хо¬зяйств населения—требуется большее внимание уделить ин-дивиду¬альному сектору аграрной экономики. Поддержку хозяйств населе¬ния следует выдвинуть в число приоритетных задач аграрной по¬литики именно сейчас, когда произ-водство в крупных сельскохо¬зяйственных предприятиях падает, а крестьянские хозяйст-ва и их ассоциации организационно не окрепли и не получили сколько-ни¬будь весомого развития с точки зрения их вклада в продовольст¬венное обеспечение страны. В 1997 г. хозяйства населения произ¬вели 91% картофеля, около 77% овощей, 79% плодов и ягод, 55% мяса, в том числе 69% свинины и 77% баранины, 47% молока, 51% шерсти, 85% меда, 30% яиц. Эти цифры свидетельствуют об огромном вкладе хозяйств населения в продовольственное обеспе¬чение страны.

Представляется, что без реального учета в аграрной политике участия отдельных секторов в создании продовольственного фонда страны нельзя рассчитывать на прекра-щение спада сельскохозяйст¬венного производства и сокращение сроков выхода из аг-рарного кризиса.

Крупные сельскохозяйственные предприятия заслуживают прове¬дения в отноше-нии их избирательной политики. Они должны по¬лучать кредиты по строго целевому на-значению, с обязательным контролем за использованием выделенных средств и исклю-чением практики огульного списания полученных ссуд. Средства предпри¬ятиям должны выделяться в рамках специальных программ на конкурсной основе. В этих условиях средства получат те хозяйст¬ва, которые и в нынешних трудных условиях «держатся на пла¬ву»,

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»