Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Государственное регулирование АПК

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


нуждается и реализация про¬дукции сельского хозяйства. Для производителя продукции трудности реализации связаны с ее неконку-рентоспособностью, высокой себе¬стоимостью, низким качеством и отсутствием профес-сиональной мар¬кетинговой службы. Со стороны потребителя в лице населения про¬блема сбыта осложняется его невысоким платежеспособным спросом (нередко низкой и нечасто выплачиваемой зарплатой). Проблема реализации в современных условиях не имеет одно¬значного решения и требует комплексного подхода, включающего гарантии, стимулы и правовую защиту для производителей продо¬вольствия, создание централизо-ванной маркетинговой службы по сбыту продукции и др.

Для производителей продукции следует определять объем реги¬ональных закупок по каждому району и хозяйству. На 3-5 лет дол¬жен заключаться договор, в котором ус-танавливаются гарантирован¬ные цены с последующей индексацией (на уровне не ниже рыноч¬ных). При этом должна быть предусмотрена система авансирования: 50% - под посевные работы, 50% - по мере поступления продукции.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо ввести дотации. Дело в том, что ни увеличение таможенных пошлин, ни установление квот не окажут существенного влияния на ограничение импорта и рост объемов внут-реннего производства. Как известно, зарубежный импорт в значительной мере дотиру-ется стра¬ной-производителем, и "захват" нашего рынка нередко идет за счет установле-ния демпинговых цен ниже розничных цен отечественной продукции. Дотации произ-водителям отечественной продукции по¬зволят им реально конкурировать с импортной продукцией. Кроме того, вся сумма таможенных платежей, связанная с импортом, долж¬на переводиться в специальный фонд поддержки предприятий АПК.

На базе региональной продовольственной корпорации или ка¬кой-либо другой сис-темы должны концентрироваться денежные и ма¬териально-технические ресурсы, позво-ляющие заготовителям креди¬товать проведение посевных и уборочных работ под ко-нечную про¬дукцию, оцениваемую по рыночным ценам. Одновременно корпора¬ция бу-дет гарантировать и закупку излишков продукции по рыночным ценам. Государство тем самым может получить продукцию в объеме, обеспечивающем внутренние потребности страны, регулиру¬ющем уровень рыночных цен и создающем возможности для широко¬го выхода на внешний рынок.

Одна из серьезных проблем сельскохозяйственного производства, как и всей эко-номики, - резкое снижение объема инвестиций. Низкая рентабельность отраслей АПК в целом, закредитованность и постоян¬ный недостаток собственных оборотных средств, а также отсутствие ликвидного залогового имущества делают его отрасли неперспектив¬ными для капитальных вложений, а, следовательно, обрекают их на стагнацию. Сниже-ние инвестиционной активности ведет к физичес¬кому и моральному старению основных фондов, износ которых по отдельным отраслям АПК составляет от 50 до 70%.

Наряду с недостатком средств надо отметить и тот факт, что банковская система и рыночная инфраструктура не имеют отработанно¬го механизма по точечному, наиболее эффективному концентрирован¬ному использованию инвестиционных ресурсов. Необ-ходим переход и к дифференцированной политике использования государственных до-таций и инвестиций с учетом конкретных условий и целесообразности поддержки того или иного предприятия. Инвестиции для формиро¬вания производственной и социальной инфраструктуры и обеспечения экологической безопасности следует осуществлять (на данном этапе развития) за счет средств федерального и региональных бюджетов, при-влечения лизинговых компаний и других коммерческих структур к финансированию долгосрочных проектов АПК, сбережений населе¬ния, иностранных инвестиций и др. Привлечение инвестиций в реги¬оны, в том числе и зарубежных, возможно только при очень надежных гарантиях Центрального банка или Минфина РФ под матери¬альные ценности - основные фонды, землю, полезные ископаемые.

Одним из вариантов улучшения финансирования сельского хозяй¬ства может стать возрождение в широком плане сельской кредитной кооперации. Кооперативы могут объединять собственные средства, свободные средства сельского населения, а также жителей малых горо¬дов. Но здесь на первых порах со стороны государства должна быть оказана конкретная помощь в виде льготных банковских кредитов.

Наряду с мероприятиями по усилению госрегулирования сельско¬го хозяйства не-обходима активизация роли государства в регулиро¬вании деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей про¬мышленности. Сокращение инвестиций и тяжелое финансовое положение большинства предприятий привели к тому, что ежегодное об-новление основных фондов в пищевой и перерабатывающей промышленности не пре-вышает 3-4%. Это в несколько раз ниже необходимого. Следова¬тельно, требуется при-ток инвестиций для технического перевооружения отрасли и в некоторых случаях - но-вого строительства предприятий. Актуальность такого подхода вызвана еще и тем, что населению в пере¬работанном виде реализуется лишь 1/3 произведенной продукции, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 90%. Только за счет сокраще-ния потерь и углубления переработки сырья можно увели¬чить производство продуктов питания в стране на 25-30%.

Инвестиции в пищевую промышленность, как и в сельское хо¬зяйство, - стратегиче-ское направление для цивилизованного вхожде¬ния в рынок. Важно, чтобы инвестиции в отрасли использовались на модернизацию и строительство на базе новейших достиже-ний науч¬но-технического прогресса. Для этого необходимо, во-первых, выде¬ление фи-нансирования пищевых и перерабатывающих предприятий отдельной защищенной строкой в бюджете, во-вторых, широкое при¬влечение банковского капитала под залог акций и имущества.

Одним из внутренних источников повышения эффективности АПК, которые долж-ны быть включены в сферу госрегулирования, выступает развитие кооперации и инте-грации по горизонтали и вер¬тикали, причем в зависимости от субъектов хозяйствования могут использоваться различные их формы:

- кооперирование на уровне первичного хозяйственного звена, объединение кре-стьян и фермеров по производству и переработке продукции, формирование кооперати-вов на базе ЛПХ и интеграция их с общественными хозяйствами;

- межхозяйственное кооперирование объединений по всем тех¬нологическим стади-ям, включая переработку и реализацию продук¬ции на базе хозяйства-интегратора;

- кооперирование на уровне административного района путем объединения всего ресурсного потенциала для выпуска конечной продукции;

- создание межрайонных агропромышленных ассоциаций по про¬изводству, напри-мер, сахара на базе хозяйств сырьевых зон, и дру¬гой продукции.

Для выхода из кризис¬ного состояния в социальной сфере села требуется комплекс-ный подход, предусматривающий систему целенаправленных мер на фе¬деральном и ме-стном уровнях по льготному кредитованию и нало¬гообложению сельского жилищного и культурно-бытового строи¬тельства, государственной поддержке предприятий и органи-заций потребительской кооперации и бытового обслуживания, развитию малого пред-принимательства в социальной сфере и т. д.

Преодоление отставания и кризисных явлений в жизни села требует бюджетных средств (федерального и местных бюджетов). Без них не обойтись. Это показывает и опыт других стран, где социальное развитие сельской местности осуществляется в зна-чи¬тельной мере за счет государственных средств.

Для ликвидации отставания в развитии сельской социальной сферы необходимо перераспределение в пользу села бюджетных средств, направляемых на развитие соци-альной сферы; привлечение средств городских хозяйственных субъектов и горожан, ис-пользую¬щих сельский природный и инфраструктурный потенциал; расши¬рение выпуска органами местного самоуправления коммунальных облигаций (займов) и др.

Для аккумуляции и последующего распределения средств, на¬правляемых на разви-тие социальной сферы села и инженерное обустройство сельских территорий по различ-ным каналам, а также в целях обеспечения контроля, оперативного управления и эффек¬тивного использования этих средств следует создать целевые феде¬ральный и местные фонды социального развития села.

В условиях продолжающегося спада сельскохозяйственного про¬изводства и воз-растающей в связи с этим на селе безработицы важное значение приобретает развитие на селе малого предприни¬мательства как в сфере производства, так и в сфере услуг. Эта деятельность обеспечивает сельскому населению повышение занято¬сти и расширение ее видов, снижение сезонности производства, способствует росту доходов и благосостоя-ния сельских жителей, более полному использованию местных ресурсов. Возрождению сельских промыслов, расширению предпринимательской деятельно¬сти на селе благо-приятствует относительная дешевизна рабочей си¬лы, земли и помещений.

В этом отношении весьма поучителен опыт Китая, в относи¬тельно короткие сроки развившего мелкую промышленность в сельской местности (так называемые волостные и поселковые предприятия), которая ныне занимает большое место в экономике этой страны. В 1997 г. на долю сельской промышленности в мас¬штабах страны приходилось: 1/4 валового внутреннего продукта, 3/5 добавленной стоимости общественного продук-та села, 1/2 до¬бавленной стоимости промышленной продукции, 1/4 финансовых дохо-дов, 1/3 валютных доходов от экспорта и треть доходов крестьян. На предприятиях сельской промышленности Китая в настоя¬щее время работает более 130 млн. крестьян (т.е. половина избы¬точной сельскохозяйственной рабочей силы деревни). Весьма важ¬ным при этом является то, что стоимость создания одного рабоче¬го места на предпри-ятиях сельской промышленности, по расчетам китайских специалистов, обходится в че-тыре раза дешевле, чем на государственных. Главное — развитие этой промышленности финан¬сируется в основном не за счет бюджетных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»