←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
бюджетных ассигнований, а за счет капиталовло-жений организаций деревенской коллективной эко¬номики (т.е. внебюджетных средств) или крестьян.
Для нашей страны с весьма продолжительной зимой, т.е. пе¬риодом сельскохозяй-ственного межсезонья, большое значение имело бы восстановление промысловой коо-перации, развитие которой бы¬ло прервано в 50-х годах, сельского туризма и других форм обес¬печения полной занятости и получения селянами дополнительных доходов.
Процесс реформирования, безусловно, предполагает изменения в законодательной базе по мере перехода от одного этапа рефор¬мы к другому. Однако нынешняя непосле-довательность законополо¬жений лишает аграрное законодательство необходимой опре-делен¬ности и стабильности, что ведет к правовому нигилизму.
В этой связи представляется необходимым наряду с разработ¬кой новых норматив-но-правовых документов в ближайшее время осуществить инвентаризацию аграрного законодательства, устранив в нем противоречивые нормы (следствие постепенного от-каза от идеологических догм), неопределенность и половинчатость (следст¬вие компро-миссов между отдельными звеньями власти, прежде всего между парламентом и прави-тельством), а также обеспечить относительную устойчивость законов и контроль за их исполнени¬ем. Должны быть ускорены подготовка и принятие базовых зако¬нопроектов, определяющих ход аграрного реформирования.
Правильное определение стратегии и правовая стабильность за¬конодательства имеют особое значение для регулирования отноше¬ний в области недвижимости, и, пре-жде всего земельных отноше¬ний. Это предполагает скорейшее принятие Земельного ко-декса и законов, регулирующих земельные отношения.
Медленное прохождение законопроектов через законодательные органы страны вызывает, с одной стороны, попытки местных вла¬стей заполнять пробелы в законода-тельстве собственным творчест¬вом, с другой, порождает многочисленные президент-ские указы, выходящие в свет при облегченной процедуре их создания и пото¬му зачас-тую недостаточно согласованные с основной законодатель¬ной базой.
Таким образом, суммируя вышесказанное, можно выделить следующие основные направления реформы агропромышленного комплекса. Надо сформировать систему го-сударственной поддержки сельского хозяйства и тем самым усилить влияние государст-ва как гаранта развития рынка в аграрном секторе. Государство должно косвенно воз-действовать на спрос и предложение сельскохозяйственных товаров, межотраслевой обмен в АПК с целью создания в его отраслях равных условий для получения до¬ходов, заботиться наряду с муниципалитетами о социальном развитии села, улучшении приро-доохраны. При этом необходим поэтапный переход от сложившейся системы государст-венной поддержки АПК, ориентированной в основном на дотирование производства, компенсацию производственных затрат и централизованное кредитование, к системе, предусматривающей программно-целевую, избирательную поддержку доходов сельско-хозяйст¬венных товаропроизводителей, развитие рыночной инфраструктуры и ры¬ночной информации, совершенствование системы кредитования, стимули¬рование спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.
Заключение
Подводя итог, следует подчеркнуть, что госрегулирование – это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство уча¬ствует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отноше¬ний, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производ¬ства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и ря-дом экономических просчетов в проведении аграрной политики.
Статистический анализ позволяет сделать вывод, что экономиче¬ское, техническое и социальное положение в агропромышленном комплексе по-прежнему остается напря-женным. Принятые организационно-технические меры, в том числе предусмотренные постановлением Правительства РФ "Об экономиче¬ских условиях функционирования аг-ропромышленного комплекса Российской Фе¬дерации в 1997 году", существенно не из-менили условий сельскохозяйственного производства, не усилили мотивацию труда. Низкий уровень платежеспособного спроса товаропроизводителей на материально-технические ресурсы, недостаточные инвестиции, экономически необоснованное соот-ношение цен на продукцию сель¬ского хозяйства и промышленных предприятий стали следствием неэффективного сельскохозяйственного производства в целом. У более чем 80% сельскохозяйствен¬ных предприятий уровень рентабельности составляет примерно минус 20%. Это говорит о том, что требуется глубокое осмысление стратегии и тактики проводив¬шихся аграрных реформ, что основные направления аграрной политики, реали-зация которых будет способствовать стабилизации и переходу к эко¬номическому росту в сельском хозяйстве, нуждаются в совершенствова¬нии.
Существуют как внешние, так и внутренние причины тяжелого состояния сельско-хозяйственного производства. Внешние - ин¬фляция, дефицит бюджета, резкое удорожа-ние кредитных ресурсов, непла¬тежи; политическая нестабильность, обусловившая на-рушение или полный распад межотраслевых и территориальных связей; ослабление го-сударст¬венного управления аграрной экономикой, изменение правил экономиче¬ского поведения и противоречивость земельного и аграрного законодатель¬ства; снижение уровня доходов большинства населения, что обусловило его низкую покупательную способность и сокращение платежеспособного спроса на продукты питания. Внутренние - несовпадение между преобразо¬ваниями отношений собственности (приватизация зем-ли и имущества предприятий) и изменениями общеэкономических условий хозяйство-вания в АПК, включая развитие рыночной инфраструктуры.
Чтобы выйти из кризисного состояния, необходимо устра¬нить вышеуказанные причины и принять следующие меры.
1. В сложившихся кризисных условиях наряду с приня¬тием регионами локальных мер по защите внутреннего рынка продовольствия необходимо усиление роли системы государ¬ственных закупок продовольствия. При определении объема го¬сударственных закупок основных сельскохозяйственных продук¬тов и финансовых ресурсов, направ-ляемых на эти цели, следует учитывать возможности бюджетов всех уровней, средние миро¬вые цены важнейших продуктов питания и сельскохозяйствен¬ного сырья; приори-тетность продуктов для страны.
2. Для осуществления государственных закупок целесообразно создание специаль-ной государственной системы, имеющей в распоряжении необходимую материально-техническую базу.
3. Основной упор в выделении средств федерального бюджета на финансирование АПК должен быть сделан на финансирование разработанных федеральных программ, количество которых должно соответствовать финансовым возможностям бюджета.
4. Необходима целевая поддержка из федерального и ре¬гиональных бюджетов наи-более жизнеспособных предприя¬тий АПК, вокруг которых могут успешно функциони-ро¬вать и другие предприятия этой сферы.
5. Важнейшей задачей является отработка процедуры бан¬кротства и санации пред-приятий АПК.
6. Необходимо улучшить практику применения основ¬ных финансовых рычагов развития АПК, включая:
создание системы сельскохозяйственных кредитных коо¬перативов; государствен-ное кредитование сельскохозяйствен¬ных предприятий, которые не могут получить кре-дит в ком¬мерческих кредитных организациях на жилищное строитель¬ство, реформиро-вание структуры производства, на разви¬тие производства мелких фирм; кредит пред-приятиям АПК, участвующим в государственных закупках продуктов пита¬ния и сель-скохозяйственного сырья (под залог урожая, на строительство хранилищ и перерабаты-вающих предприятий).
7. Усовершенствовать систему государственной поддерж¬ки АПК через использо-вание созданных в предыдущие годы возвратных фондов: лизингового фонда; фонда льготного кредитования; фондов для формирования федеральных и региональных про-довольственных фондов и др.
Кроме того, необходимо помнить, что подъем в агропромышленном секторе воз-можен только после достижения устойчивой макроэкономической стабилизации и роста показателей в промышленных отраслях.
Список литературы
1. Современная экономики. / Под ред. д.э.н. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 1998.
2. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М., 1997.
3. Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М., 1998.
4. Амосов А. Прогноз агропромышленного комплекса до 2003 года. // Экономист, № 12, 1998, с.14-20.
5. Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного произ-водства. // Экономист, № 6, 1998, с.90-93.
6. Зельднер А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономи-ки. // Вопросы экономики, № 6, 1997, с.83-90.
7. Иванова В.П. Обсуждаются проблемы АПК. // Финансы, № 2, 1999, с.64.
8. Петриков А. Экономическая политика в АПК. // Экономист, № 7, 1998, с.31-39.
9. Селезнев А. АПК: итоги 1997 г. и перспективы на 1998 г. // Экономист, № 4, 1998, с.30-33.
10. Серова Е., Янбых Р. Государственные программы поддержки сельскохозяйственного кредита в переходных экономиках. // Вопросы экономики, № 11, 1998, с.127-136.
11. Хорохорин А. О проблемах функционирования АПК и путях их решения. // Эконо-мист, № 9, 1998, с.88-92.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|