Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Особенности размещения предприятий сервиса

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


Содержание

Введение 3

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА 7

1.1. Обслуживание населения - предмет исследования экономической и социальной географии 7

1.2. Экономико-географические методы сравнения региональных уровней развития сервиса 10

1.3. Основные принципы внутрирегионального размещения предприятий сферы обслуживания 19

2. Географические аспекты взаимодействия социальной инфраструктуры и миграции населения 27

2.1. Региональная дифференциация пропорций между материальным производством и сферой обслуживания 27

Заключение 34

Список литературы 36

Введение

Под сферой обслуживания понимается совокупность отраслей производ-ственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выпол-няемой функции - непо¬средственного удовлетворения потребностей населе-ния в услугах. Это позволяет отличать сферу обслуживания от непроизводст-венной сферы и сферы услуг. При этом ха¬рактер выполняемой функции обу-словливает круг отрас¬лей, относящихся к сфере обслуживания, и роль этой сфе¬ры в народном хозяйстве.

Для правильного определения места сферы обслужи¬вания в народном хозяйстве предлагается придерживать¬ся следующих оснований распределе-ния отраслей народ¬ного хозяйства по отдельным сферам:

- отношение видов деятельности к созданию и по¬треблению националь-ного дохода; позволяет распределить все отрасли между производственной сферой (националь¬ный доход создается и потребляется) и непроизводствен¬ной (в ней национальный доход только потребляется);

- характер результатов труда; позволяет разделить народное хозяйство на материально-вещественное произ¬водство (производство вещей) и сферу услуг (результат труда - не вещь, а услуга);

- характер предоставляемой услуги: позволяет разде¬лить сферу услуг на отрасли, предоставляющие услуги производственного и непроизводственно-го назначения;

- объектная направленность услуги: позволяет выде¬лить в сфере услуг отрасли, обслуживающие материаль¬ное производство (услуги, связанные с воздействием на вещи в процессе их обращения в сфере производства), насе-ление (воздействие на конкретного индивидуума) и общественное сознание.

Рассмотренное выше соотношение сфер народного хо¬зяйства отражает статистический подход к классификации отраслей, без учета их взаимодейст-вия в процесс реализации своих функций. Функциональный подход к клас-сификации отраслей позволяет выделять в рассмат¬риваемых сферах более дробные блоки отраслей и видов деятельности благодаря учету при класси-фикации отрас¬лей функциональной направленности конкретных видов дея-тельности (наряду с учетом характера труда и его объектной направленно-сти).

Так, при членении непроизводственной сферы учет характера труда ве-дет к выделению в качестве самостоя¬тельных блоков творческих союзов, пауки, а учет функ¬циональной направленности услуги - к выделению таких блоков, как подготовка кадров, финансовая система, управление, охрана пра-вопорядка и т. д.

Учет этих блоков необходим, поскольку при анализе взаимодействия разных сфер народного хозяйства между блоками могут возникать дополни-тельные взаимосвязи, приводящие к изменению границ между сферами, уста¬новленных при статическом подходе к классификации отраслей.

Например, при анализе взаимодействия сферы обслу¬живания и матери-ального производства в состав послед¬него кроме материально-вещественного производства не¬обходимо включать и транспорт в части обслуживания про-изводства, развитие которого определяет состояние транспортной сети, ока-зывающее не меньшее воздействие на развитие и территориальную органи-зацию сферы об¬служивания, чем отраслевая структура хозяйства соответ¬ствующего района.

В соответствии с излагаемым подходом в состав мате¬риального произ-водства входят основные группы отраслей производственной сферы - про-мышленность, сельское хо¬зяйство, строительство, транспорт в части обслу-живания производства, а в сферу обслуживания - торговля, быто¬вое обслу-живание, транспорт и связь в части обслужива¬ния населения и т. д. Такие от-расли, как связь в части обслуживания производства, заготовки, материаль-но-техническое снабжение и сбыт, ремонт обо¬рудования, а также прочие ви-ды деятельности материаль¬ного производства образуют прочие отрасли про-изводст¬венной сферы, а управление, финансы и кредит, вся наука и научное обслуживание - прочие отрасли непроизводст¬венной сферы, в которых при необходимости могут быть выделены более дробные подразделения.

Предполагаемый подход позволяет упорядочить состав отраслей, под-лежащих учету при анализе взаимодействия материального производства и сферы обслуживания в территориальных комплексах. Однако существующая статистическая отчетность затрудняет соблюдение указанных правил. Так, при распределении капитальных вложений между производством и сферой обслуживания нельзя выделить вложения в транспорт и связь в части обслу-живания населения: нельзя отделить вложения в народное образование, куль-туру и искусство от вложении в науку; капиталовложения в торговлю, ком¬мунальное хозяйство, здравоохранение от вложений в лесное хозяйство и за-готовки. Все это ведет к необходимости соответствующих допущений, кото-рые делают излишними для наших целей дискуссии о том, относить ли к сфере обслуживания все народное образование или же учиты¬вать его без высшего, среднего специального и профессио¬нально-технического образова-ния, а также финансы и кредит.

Исходя из построения официально публикуемых еже¬годников, в после-дующем анализе финансы и кредит пол¬ностью отнесены к прочим отраслям сферы услуг, а на¬родное образование - к сфере обслуживания.

Практическое значение предложенного нами подхода к разграничению непроизводственной и производственной сферы и сферы обслуживания мо-жет быть проиллюстри¬ровано следующими данными. По действующей клас-си¬фикации отраслей ЦСУ СССР, в 1975 г. из 119 млн. чело¬век, занятых в на-родном хозяйстве, 89.5 млн., пли 75,2 %, приходилось на производственную сферу и 29.5 млн., или 24,8%, - на непроизводственную сферу. В соответст-вии с нашей трактовкой границ отдельных сфер в материально-вещественном производстве было занято 73,4 млн. и в сфере услуг - 45,6 млн. человек, в це-лом по материаль¬ному производству - 79,4 млн., или 66,6% работающих в народном хозяйстве; в сфере обслуживания - 29,5 млн., или 24.8% всех рабо-тающих; в прочих отраслях производ¬ственной и непроизводственной сфер - соответственно 3,3 и 6,8 млн. человек.

Таким образом, численность занятых в сфере обслу¬живания (29,3 млн. человек) практически равна числен¬ности занятых в непроизводственной сфе-ре (29.5 млн. человек). Подобная степень соответствия характерна и для ус-ловий 1980 г. (33,3 млн. человек в сфере обслужи¬вания и 33,5 млн., человек в непроизводственной сфере).

Конечно, в региональном аспекте отклонения между чис¬том работаю-щих в сфере обслуживания и в непроизвод¬ственной сфере могут быть более существенными. Но для целей анализа взаимодействия материального произ-вод¬ства и сферы обслуживания в территориальных комплек¬сах этими разли-чиями можно пренебречь. Поэтому при изучении распределения рабочей си-лы между двумя сфе¬рами можно пользоваться отчетными данными по обще-му количеству занятых в непроизводственной: сфере, считая их условно чис-ленно равными количеству занятых в сфе¬ре обслуживания.

Сложнее вопрос с распределением основных фондов и капитальных вложений между сферой обслуживания и материальным производством. В дальнейшем принята следующая схема расчетов. В основные фонды сферы об¬служивания включены фонды здравоохранения и просве¬щения (в 1975 г. в СССР они составляли 76 млрд. руб., в 1980 г. -106 млрд. руб.), фонды жи-лищного и комму¬нального хозяйства, бытового обслуживания (соответ¬ственно 323 и 417 млрд. руб.), а также торговли, общест¬венного питания с учетом прочих отраслей производст¬венной сферы (соответственно 47 и 66 млрд. руб.).

Такое объединение допустимо по той причине, что стоимость основных фондов культуры и искусства учи¬тывается вместе со стоимостью основных фондов других отраслей непроизводственной сферы. Что касается основ¬ных фондов транспорта и связи в части обслуживания населения, то их выделить по имеющимся публикациям невозможно.

Безусловно, подобное допущение занижает основные фонды сферы об-служивания, но важно отметить следую¬щий момент. В 1975 г. общая стои-мость непроизводствен¬ных основных фондов оценивалась в 451 млрд. руб., в 1980 г. - в 595 млрд. руб.. а согласно принятой нами схе¬ме расчетов, стои-мость основных фондов сферы обслужи¬вания составила соответственно 445 и 589 млрд. руб., т. е. с известным допущением стоимость основных фондов сферы обслуживания можно принимать численно равной стоимости основ-ных непроизводственных фондов. Это очень упрощает проведение после-дующего анализа.

Рассмотрим вопрос о содержании термина «социаль¬ная инфраструкту-ра». Сфера обслуживания представляет собой социально-экономическую систему, развитие кото¬рой определяется функционированием двух структур - материально-вещественной (здания, оборудования, соору¬жения) и личност-ной (рабочая сила). Результатом соеди¬нения рабочей силы со средствами производства высту¬пают объем и качество предоставляемых услуг. С этих позиций следует считать правильной точку зрения на социальную инфра-структуру как материально-техниче¬скую базу сферы обслуживания. В этом смысле термин «социальная инфраструктура» может рассматриваться как синоним термина «сфера обслуживания».

Итак, при изучении географии сервиса в качестве объ¬ектов исследова-ния выступают отрасли сферы обслужи¬вания. Она включает в себя такие от-расли производствен¬ной и непроизводственной

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»