Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Проблемы топливно-энергетического комплекса Африки

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


1. Проблемы топливно-энергетического комплекса Африки

В последнее время значительно возросло внимание исследователей к экономическим и социальным проблемам стран Африки. Интерес этот не случаен. Именно к этой "компактной половине" всех развивающихся стран чаще всего относятся определения со словами "самый": самая отсталая зона современного мира, самое большое число "наименее развитых" – по класси-фикации ООН – стран, самый "голодающий" континент – единственный, где численность населения уже продолжительное время возрастает быстрее, чем производство продуктов питания.

Африканская экономика продолжает основываться на малопродуктив-ном сельском хозяйстве и кустарном производстве, характеризующимся тех-нической отсталостью и низкой квалификацией рабочей силы. Общая эконо-мическая отсталость африканских стран наглядно проявляется в величине ВВП на душу населения, которая является самой низкой среди всех разви-вающихся стран мира. В 1995 году этот показатель составил немногим более 600 долларов (почти в 20 раз ниже, чем в развитых странах). К тому же в 16 странах этот показатель ниже 300 долларов, что позволяет отнести их к числу наименее развитых государств мира. В числе 10 беднейших стран мира (ВВП менее 200 долларов на душу населения) 9 африканских. Вместе с тем отдель-ные страны континента сумели за счет экспорта ценного сырья достичь до-вольно высокого показателя ВВП – более 2 тысяч долларов (Ливия, ЮАР, Алжир, Габон, Ботсвана, Маврикий, Сейтельские острова). Тем не менее в целом можно говорить об Африке как о беднейшем континенте мира [14]. За последние пять лет экономическая ситуация на континенте не изменилась.

В настоящее время на Африканском континенте проживает около 13% населения мира и сосредоточены значительные мировые запасы многих важ-ных полезных ископаемых, удельный вес Африки в мировом промышленном производстве составляет 2,5%.

В последние два десятилетия в странах Африки отмечается резкое за-медление темпов экономического развития – с 4,3% в 1970 – 80 годах до 1,1% в 1990 – 2000 годы. Подавляющее большинство африканского населе-ния продолжает оставаться неграмотным. Резко возрастает внешняя задол-женность африканских стран, которая в сумме составляет 320 млрд. долла-ров.

Отсталость освободившихся государств порождает глубокую специфи-ку социально-экономических проблем.

Для решения многих национальных вопросов немаловажную роль иг-рает рассмотрение проблем развития топливно-энергетического комплекса. В настоящее время экономика и ТЭК африканских стран сталкивается со сле-дующими проблемами, от решения которых зависит экономическое развитие континента:

1) проблема усиления роли государства и эффективного контроля в решении государственных задач;

2) влияние иностранных монополий на формирование и развитие ТЭ-Ка;

3) проблема рационального природопользования;

4) отсталость инфраструктуры и узость внутреннего рынка.

1.1. Проблема усиления роли государства и эффективного

контроля в решении государственных задач

В любой общественной системе присутствует системообразующий и интегрирующий элемент, который в общих чертах определяет содержание и дисциплину развития системы.

В условиях колониальной зависимости метрополия внеэкономически-ми и экономическими методами регулировала в своих интересах течение со-циально-экономических процессов в колониях. После достижения независи-мости в силу слабости частного национального капитала движущей силой консолидации воспроизводственных процессов мог стать либо национальный государственный, либо иностранный капитал.

В условиях дезинтегрированности хозяйства и не сформировавшегося гражданского общества государство является силой, способной ускорить процесс развития, преобразовать традиционные отношения. [20]

Вся история формирования национальной экономики развивающихся стран убедительно свидетельствует о том, что экономическая отсталость мо-жет быть преодолена только при условии значительного расширения эконо-мических функций государства. В настоящее время государство наряду с иностранным капиталом играют решающую роль в развитии экономики стран Африки. Государство практически повсеместно стремится не только укрепить свои позиции, но и использовать в экономическом развитии такие рычаги, как регулирование и планирование экономики. [14]

Расширение экономических функций государства в странах Африки необходимо, во-первых, для преодоления экономической отсталости, посте-пенного внедрения современных методов производства и становления новых производственных отношений в экономически отсталом обществе. В странах Африки государство является единственной национальной силой, способной изыскать средства и осуществлять развитие инфраструктуры, в том числе и энергетической, отраслей ТЭКа, выступать контрагентом в международной торговле. [14]

Дальнейшее усиление позиций госсектора в сфере разработки нацио-нальных природных ресурсов становится мощным фактором формирования новой промышленной структуры, создания индустриально-аграрных ком-плексов, значительного укрепления и расширения позиций государства в на-родном хозяйстве в целом. Ярким примером этого может служить развитие в госсекторе нефтехимических отраслей и их воздействие на народное хозяй-ство в основных нефтедобывающих странах (Нигерия, Алжир, Египет, Ли-вия). [32]

Во-вторых, расширение вмешательства государства в экономику дик-туется задачей обеспечить наиболее рациональное использование мобилизи-руемых ресурсов. В годы независимости собственностью государства в большинстве африканских стран стали добыча нефти, природного газа, дру-гого энергетического сырья. В вопросе о путях развития этой промышленно-сти могла возникнуть такая альтернатива – либо передача ее в руки государ-ства, либо сохранение и дальнейшее усиление позиций иностранного капита-ла. Национальному частному капиталу разработка этих богатств не под силу, а сохранение контроля иностранных монополий ведет к хищническому ис-пользованию этих ресурсов. Поэтому государство вынуждено брать отрасли ТЭК под свой контроль, увеличивать долю участия государства в эксплуата-ции месторождений. Задача строительства гидросооружений, тепловых элек-тростанций, линий электропередач, трубопроводов, нефтеперерабатывающих заводов также не может быть решена в этих странах ни путем использования иностранного капитала, ни тем более национальным капиталом, размеры и ограниченные цели которого не могут соответствовать необходимым для этого масштабом усилий. Только постановка этой задачи в общенациональ-ном масштабе, целенаправленные усилия государства в финансовом и мате-риальном отношениях могут дать необходимые результаты. [44]

В – третьих, необходимость расширения экономической деятельности государства вызвана решением задачи завоевания экономической независи-мости бывшими колониями и полуколониями. Мощным, влиятельным, опи-рающимся на вековые традиции господства иностранным монополиям мож-но противопоставить иную монополию – национальное государство как наи-более всеобъемлющий орган экономического и политического контроля. Только государство может более или менее успешно противостоять натиску иностранного капитала. [42] Так, если в колониальный период эксплуатация энергетического сырья полностью находилась в руках иностранного капита-ла, то после достижения независимости африканские государства постепенно проводили национализацию, увеличивая свою независимость.

В Ливии добыча нефти до 70-х годов находилась преимущественно в руках американских компаний, среди которых "Стандарт ойл оф Нью - Джерси", "Оксидентал петролиум" и другие. В эксплуатации нефтяных бо-гатств страны ранее участвовал и английский капитал, но в 1971 г. собствен-ность компании "Бритиш петролиум" была национализирована правительст-вом; в 1971 г. объявлено о национализации собственности англо – голланд-ской компании "Ройял Датч Шелл".

В Алжире в 1966 г. была учреждена национальная компания "СОНАТРАК", в руках которой сосредоточено 100% добычи природного га-за, ¾ добычи нефти, все операции по рафинированию нефти, а также по реа-лизации и транспортировке нефти и газа, заводы по сжижению природного газа.

Возросла доля госсектора в нефтяной промышленности Египта, Ниге-рии, Гобона, Анголы. [20]

Таким образом, значение государства в экономике африканских стран определяется не только его ролью в решении основных проблем их социаль-но-экономического развития. Способствуя решению этих проблем, государ-ство выступает в то же время орудием борьбы против иностранного влияния и в силу этого становится важнейшим фактором экономического роста и ук-репления экономической самостоятельности стран. Опыт развития африкан-ских стран, таких как Алжир, Египет, Ливия, показывает, что государствен-ный сектор становится ведущей формой экономического развития. [44]

Итак, вмешательство государства в экономическую жизнь в условиях африканских стран необходимо и неизбежно. Наиболее законченное выраже-ние оно находит в образовании государственного сектора экономики, где господствующее положение занимают отношения государственной собст-венности.

Существует несколько путей образования государственного сектора. В первую очередь в государственный сектор получивших независимость стран была передана та часть общественного богатства, которая до этого находи-лась в руках колониальной администрации.

Более важным путем формирования и расширения государственного сектора является национализация предприятий, принадлежащих иностран-ному капиталу. Процесс национализации собственности иностранного капи-тала явился важным направлением в развитии госсектора Африки в экспорт-ных отраслях экономики и прежде всего в нефтяной и горнодобывающей промышленности. Установление контроля над

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»