Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Развитие и размещение художественных промыслов на территории РФ

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


План курсовой работы

1. Введение

2. Художественные промыслы как одна из отраслей специализации Российской Федерации

a. Художественные промыслы и их сущность

b. Исторические корни художественных промыслов нашей страны

3. Размещение художественных промыслов на территории Россий-ской Федерации

a. Предприятия художественных промыслов и их размещение на территории Российской Федерации

b. Специфика художественных промыслов как отраслей спе-циализации

4. Сохранение народных художественных промыслов и перспекти-вы их развития

5. Заключение

Введение

Народные художественные промыслы России — неотъемле-мая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, со-хранены глубокие художественные традиции, отражающие само-бытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отрас-лью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдель-ной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализ-ма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечествен-ной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Целью данной работы для меня являлось изучение художест-венных промыслов Российской Федерации, их развития и размеще-ния на ее территории, а также анализ экономической деятельности предприятий, занимающихся выпуском изделий художественных промыслов.

Глава 1. Художественные промыслы как одна из отраслей специализации Российской Федерации

§ 1. Художественные промыслы и их сущность

Современные художественные промыслы развиваются на ос-нове традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художе-ственные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное ис-кусство.

Народным называют искусство широких масс. Главной, опре-деляющей чертой народного искусства является коллективный ха-рактер. Это прежде всего проявляется в преемственности многове-ковых традиций. Народные мастера на протяжении веков использо-вали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, распи-сывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести круже-во. Из поколения в поколение сохранялись традиции художествен-ного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким обра-зом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являют-ся как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.

Коллективный характер народного искусства выражается так-же в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понят-ные тем, кто живет в таких же условиях, как и он.

Отражая коллективное мировоззрение, произведения народно-го искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готово-го изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера — одна из характерных черт народных художест-венных промыслов.

Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традици-онные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала нахо-дятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обо-гащая друг друга.

Действительно, народные художественные промыслы, при-знаваемые сегодня в качестве прямого наследника традиционного народного искусства, имеют с ним много общего. Правда, с точки зрения своих утилитарных и духовных задач традиционное народ-ное искусство было явлением значительно более широким, играло в жизни общества несравненно большую роль. С другой стороны, его воздействие ограничивалось тем коллективом, в котором оно функ-ционировало. Культуротворческое значение современных художе-ственных промыслов давно переросло за рамки регионального мас-штаба.

Современные художественные промыслы — это собственно художественные производства, в отличие от народного искусства прошлого. Уже само их название, заменившее ранее признанное — «кустарные промыслы», характеризует их направленность на перво-очередное решение художественных задач. Такое доминирование художественной функции в немалой степени является следствием развития нашей культуры, ответом на проблемы современной пред-метной среды. Разумеется, оно не соответствует синкретической природе традиционной культуры прошлого, отражая те большие из-менения, которые произошли в нашем обществе.

В то же время художественные промыслы не являются просто одним из компонентов профессионального искусства и примыкаю-щей к нему художественной промышленности. В них следует видеть народные художественные производства, в которых должны быть максимально закреплены, органично развиваться основные тради-ции народного изобразительного искусства.

Положение художественных промыслов РФ закреплено Феде-ральным законом РФ №7 «О народных художественных промыс-лах» от 6 января 1999 года. В статье третьей рассматриваются ос-новные понятия, используемые для целей данного закона. Там же дается определение непосредственно художественных промыслов:

«Народный художественный промысел — одна из форм на-родного творчества, деятельность по созданию художественных из-делий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществ-ляемая на основе коллективного освоения и преемственного разви-тия традиций народного искусства в определенной местности в про-цессе творческого ручного и (или) механизированного труда масте-ров народных художественных промыслов.»

Под изделием народного художественного промысла понима-ется «...художественное изделие утилитарного и (или) декоративно-го назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла.»

Не стоит также забывать и об изготовителях данных изделий, так как ни в одной другой отрасли промышленности не играет такой значительной роли индивидуальный труд мастера:

«Мастер народного художественного промысла — физиче-ское лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями.»

Таким образом, Федеральным законом устанавливается статус народных художественных промыслов. Но, несмотря на то, что им отведена роль одной из форм народного творчества, не стоит забы-вать, что они также являются и производством.

Эта новая перспективная форма производства позволяет при-общить рядовых мастеров-исполнителей к активной творческой деятельности, полнее использовать их таланты и способности, соче-тать производственное тиражирование изделий с варьированием и последовательной отработкой исходного образца или орнаменталь-ного мотива, сохранить в серийном повторе проявления индивиду-ального исполнительного мастерства.

§ 2. Исторические корни художественных промыслов нашей страны

Своими корнями народное искусство и художественные про-мыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в пер-вобытном обществе могла быть только коллективной. Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение до-машнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом. Необходимость совместного труда обусловила общую собственность на орудия труда, на землю, на продукты производства. Имущественного неравенства еще не было.

Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им кра-сивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соот-ветствовать его пониманию красоты.

Эта синкретичность, нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта.

К моменту создания восточнославянского государства — Ки-евской Руси — ремесла в нем достигли высокого уровня развития.

Самым первым производством, выделившимся в самостоя-тельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.

Древняя Русь знала почти все виды современной художест-венной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь. Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX-X вв. Киевская Русь

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»