Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Экономическое состояние Калининградской области

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Содержание

Введение …………………………………………………………………стр. 2

Глава I

Общее представление о Калининградской области

1.1. Общая информация о Калининградской области ………………..стр. 2-3

1.2. Краткая историческая справка о Калининградской области ……стр. 3-4

1.3. Калининградская область – особая экономическая зона ………..стр. 4-5

Глава II

Состояние экономики Калининградской области

2.1. Трудовые ресурсы Калининградской области …………………..стр. 6-7

2.2. Промышленность Калининградской области …………………...стр. 7-9

2.3. Сельское хозяйство Калининградской области …………………стр. 9-11

2.4. Транспорт Калининградской области …………………………...стр. 11-13

2.5. Туризм в Калининградской области ……………………………..стр. 13-16

2.6. Инвестиции в экономику Калининградской области …………..стр. 16-18

Глава III

Перспективы развития Калининградской области

3.1. Перспективы развития экономики Калининградской области ..стр. 18-20

3.2. Привлечение инвестиций в Калининградскую область ……….стр. 20-22

Заключение ……………………………………………………………стр. 22-23

Список использованной литературы ………………………………..стр. 23-24

Введение

Калининградская область – одна из самых своеобразных в Российской Федерации и по ее географическому положению и по особенностям природы и благодаря ее историческому прошлому.

Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалось после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это создает определенные трудности транспортного сообщения – до тех пор пока единое экономическое пространство не оформилось на всей территории Европы, включая ее восток (Европейский союз). Но речь о выходе области из общероссийского экономического пространства не идет – здесь действуют общие для страны законы, в том числе и в хозяйственной сфере. Усложнение транспортных связей является лишь удорожающим фактором при поставках продукции.

Механизм свободной (особой) экономической зоны в Калининградской области, обслуживая интересы внешнеэкономических связей страны в целом, ведет вовсе не к ее обособлению, а к упрочению роли в общероссийском народнохозяйственном комплексе. Закон об ОЭЗ лишь небольшая составная часть всего хозяйственного законодательства Российской Федерации, как экономика области – составная часть экономики всей страны. Поэтому социально-экономическая ситуация в регионе зависит прежде всего от тех процессов, которые протекают в общероссийском народном хозяйстве. Тем не менее, сложность ситуации и темпы решения проблем перехода к рыночной экономике в каждом регионе не одинакова.

Для того, чтобы сделать выводы о перспективах развития экономики Калининградской области в данном реферате рассматриваются следующие вопросы:

1. Общая информация о Калининградской области.

2. Краткая историческая справка о Калининградской области.

3. Калининградская область – Особая экономическая зона.

4. Трудовые ресурсы Калининградской области.

5. Промышленность Калининградской области.

6. Сельское хозяйство Калининградской области.

7. Транспорт Калининградской области.

8. Туризм в Калининградской области.

9. Инвестиции в экономику Калининградской области.

Первые три вопроса рассматриваются для того, чтобы иметь общее представление о Калининградской области, остальные вопросы раскрывают тему «Состояние экономики Калининградской области».

Целью данного исследования является попытка понять, почему при внешне благоприятных условиях в Калининградской области экономика остается на крайне низком уровне.

1.1. Общая информация о Калининградской области

Калининградская область – российский эксклав на Балтийском море. На севере и востоке она граничит с Литвой, на юге – с Польшей. На западе расположено 140-километровое морское побережье.

Географическое положение области очень удобно для разнообразных международных контактов. Но ее территориальная изолированность и относительная удаленность от основной части страны вызывает сейчас определенные сложности в развитии народного хозяйства.

Для небольшого по площади территории региона (15,1 тыс. км2, включая 1,8 тыс. км2 акватории морских заливов) природные условия и ресурсы его весьма разнообразны.

Переходный от морского к континентальному климат достаточно мягок. Среднеянварские температуры колеблются от –20 до –40, среднеиюльские составляют +17. Количество осадков – около 700 мм в год. Длительный и влажный, хотя и прохладный, вегетационный период обуславливает самую высокую в стране продуктивность естественных кормовых угодий, благоприятствует выращиванию кормовых и зерновых культур, овощей. Однако избыточное увлажнение при плоском низменном рельефе требует мелиорации земель, а промывной режим относительно бедных гумусом дерново-подзолистых почв – большого количества удобрений.

Почти вся территория области покрыта осушительными мелиоративными каналами. Около тысячи квадратных километров занимают расположенные ниже уровня моря польдерные земли. Они ограждены от затопления дамбами общей протяженностью 700 км; для откачки воды действуют насосные станции.

Крупнейшие внутренние водоемы – пресноводный Куршский залив и слабосоленый Калининградский (относящаяся к области часть Вислинского залива). Они имеют немаловажное рыбопромысловое значение. Добываются лещ, судак, салака, угорь. Самые большие реки области – Неман и Преголя. Они соединены каналами в единую водную систему.

Лесные ресурсы незначительны. Смешанные и широколиственные леса занимают всего 18% территории, при этом 40% лесов – искусственного происхождения. Леса имеют в основном природоохранное и рекреационное значение. С целью сохранения уникальной растительности дюнных ландшафтов и их животного мира создан национальный парк «Куршская коса».

Область обладает 90% мировых запасов полудрагоценного камня – янтаря. Прогнозные ресурсы расположенного на Калининградском полуострове месторождения составляют 300 тыс. т (при максимально достигавшемся годовом уровне добычи 700 т; сейчас добывается 300-400 т янтаря в год). Разведанные запасы нефти – около 16 млн. т, из них более половины – на шельфе. Добыча сейчас не превышает 1 млн. т в год; определенные перспективы роста нефтедобычи связаны с освоением морских месторождений. До 3 млрд. т составляют запасы торфа; он добывается для нужд сельского хозяйства. Разрабатываются месторождения строительных материалов, минеральных вод; для нужд приморских курортов Светлогорска и Зеленоградска добываются лечебные грязи. Имеются проекты освоения больших ресурсов каменной соли, разработки небольшого месторождения бурого угля (пригодного для получения горного воска).

1.2. Краткая историческая справка о Калининградской области

У Калининградской области своеобразная история, сказывающаяся на особенностях ее экономического и социального развития. До 1945 года эта территория на протяжении семи веков относилась к немецким владениям. В первой половине XIII века она была завоевана немецким Тевтонским орденом, покорившим племена проживавших здесь балтийских народов – пруссов и куршей. С течением времени они были частично уничтожены во время многочисленных восстаний против захватчиков, частично ассимилированы.

Колонизированная немцами Восточная Пруссия являлась плацдармом экспансии Германии на восток. На Потсдамской конференции, которая состоялась 17 июля – 2 августа 1945 года между главами правительств СССР, США и Великобритании, подводившей итоги второй мировой войны, было принято решение о ликвидации этого плацдарма и передаче северной части Восточной Пруссии Советскому Союзу, а южной – Польше. Так, 7 апреля 1946 года в составе Российской Федерации была образована Кенигсберская область, переименованная в июне того же года в Калининградскую. Нерушимость сложившихся границ закреплена международными договорами СССР, в том числе с ФРГ. После развала СССР его правопреемником стала Российская Федерация, что признано мировым сообществом. Поэтому сохраняется действие всех заключенных СССР договоров, в том числе затрагивающих и вопросы Калининградской области.

С 1945 года началось заселение территории области переселенцами из различных регионов СССР, принявшее массовый характер после утверждения в 1946 году специальной программы. Остававшееся немецкое население в соответствии с решениями Потсдамской конференции было выселено в 1948-1951 годах в Германию. К середине 1950-х годов в область прибыло почти полмиллиона переселенцев. В последующем их приток снизился, и вплоть до начала 1990-х годов население увеличивалось преимущественно за счет естественного прироста. К 1999 году число жителей достигло 950 тыс. человек (до войны здесь проживало 1170 тыс. человек). Численность населения в городах сейчас выше, чем до войны, особенно в Калининграде, где проживает 430 тыс. жителей. В сельской местности – намного меньше.

1.3. Калининградская область – Особая экономическая зона

Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалась после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это и многие другие факторы создают определенные трудности для развития экономики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»