Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Банковское дело /

Аудит в банке

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


ПЛАН

1. Сущность, необходимость и виды аудита.

2. Цели и задачи банковского аудита. Классификация банковского аудита.

3. Нормативное регулирование банковского аудита.

4. Организация аудиторских проверок.

1. Сущность, необходимость и виды аудита.

Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г. до н.э. квесторы (должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи) осуществляли контроль за го¬сударственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направля¬лись в Рим и заслушивались экзаменатором. Подобная практика и дала термин «аудитор» (от лат. - слушать).

Законодательной родиной аудита считается Великобритания, где впер¬вые были приняты законы, вводящие обязательность аудиторской про¬верки и устанавливающие требования к качеству ее проведения. Закон об обязательном аудите в Великобритании был принят в 1862 г., а по¬зднее появился и в других странах: во Франции - в 1867 г., в США -после Великой депрессии, в 1937 г. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой существует инсти¬тут дипломированных аудиторов.

В России звание аудитора ввел Петр I. Должность аудитора совме¬щала отдельные обязанности прокурора, делопроизводителя и секре¬таря. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Три более поздних попытки организации института аудита (в 1889, 1912 и 1928 гг.) по разным причинам не имели успеха. На современном этапе первые аудиторские фирмы появились в 1987 г.

Самая первая аудиторская фирма - АО «Инаудит» - была образо¬вана в 1987 г. в соответствии с постановлением Совмина СССР в свя¬зи с появлением совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства. Иностранные инвесторы были заинтересованы в сохранности и прибыльности вложений, а следовательно, в получе¬нии объективной информации о финансовом положении совместных предприятий, не доверяя сложившейся системе контроля. Тем самым иностранные инвесторы оказали заметное влияние на возникновение и дальнейшее развитие аудита в нашей стране.

В конце 80-х - начале 90-х годов была сделана попытка принять законодательный акт об аудиторской деятельности в СССР. С приняти¬ем ряда законов союзного и республиканского значения («О предпри¬ятиях в СССР», «О собственности в СССР», «О предприятиях и пред¬принимательской деятельности в РСФСР», «О банках и банковской деятельности в РСФСР»), в которых предусматривалось создание пред¬приятий различных организационно-правовых форм, давалось опре¬деление предпринимательской деятельности, утверждались либераль¬ные рыночные отношения в кредитной сфере, в стране на правовой основе стали создаваться различные коммерческие структуры, в том числе и аудиторские фирмы. В декабре 1991 г. в РСФСР на государ¬ственном уровне был поставлен вопрос о создании аудиторской служ¬бы как одного из важных направлений перестройки системы финан¬сового контроля в республике.

Таким образом, с 1991 г. свою историю ведет институт независи¬мого аудита в России. Появление аудита было вызвано объективными причинами, важнейшими из которых явились развитие предпринима¬тельства, создание коммерческих предприятий и банков, становление рынка капиталов в стране, что, в свою очередь, обусловило необходи¬мость совершенствования системы контроля за деятельностью данных субъектов и расширения состава контролирующих органов. Помимо контроля со стороны государства за деятельностью самостоятельных экономических субъектов, у других заинтересованных лиц (их акцио¬неров (участников), кредиторов) также возникла потребность в полу¬чении объективной информации о финансовом положении данных пред¬приятий (организаций). Такую независимую экспертизу деятельности экономических субъектов и призваны были обеспечивать создавае¬мые аудиторские организации.

Правовая база аудиторской деятельности появилась позднее - лишь в конце 1993 г., когда указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в Россий¬ской Федерации».

Таким образом, аудит в зарубежной и отечественной практике имеет объективную природу, его возникновение обусловлено процессом ис¬торического развития хозяйства. Конкретно потребность в аудите свя¬зана, прежде всего, с несовпадением интересов составителей отчетно¬сти (администрации субъекта) и ее пользователей (собственников субъекта), и с необходимостью объективной информации для приня¬тия хозяйственных решений, специальных знаний для оценки инфор¬мации, которыми не обладает рядовой инвестор, с недоступностью ма¬териалов, на основе которых оценивается информация.

Зарубежная и отечественная практика трактует аудит достаточно мно¬гообразно. Например, Американская ассоциация по бухгалтерскому учету определяет аудит как системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, уста¬навливающий уровень их соответствия определенному критерию и пред¬ставляющий результаты заинтересованным пользователям. Западные специалисты также определяют аудит как процесс снижения до при¬емлемого уровня информационного риска, т. е. вероятности того, что в финансовых отчетах компаний содержатся ложные или неточные све¬дения для пользователей отчетами.

Согласно российским Правилам (стандартам) аудиторской деятель¬ности судит - предпринимательская деятельность аудиторов (аудитор¬ских организаций) по осуществлению независимых проверок бухгал¬терской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономи¬ческих субъектов с целью установления достоверности их бухгалтер¬ской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хо¬зяйственных операций нормативным актам, действующим в Российс¬кой Федерации. В отечественной практике встречается также определение аудита как независимой экспертизы финансовой отчет¬ности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых опе¬раций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия.

Как следует из определения, основной целью аудита является: установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов; соответствия совершенных ими финансовых и хозяйствен¬ных операций нормативным актам Российской Федерации.

С точки зрения направленности (характера проверяемого экономи¬ческого субъекта) различают следующие виды аудита:

• банковский аудит- аудит кредитных организаций;

• аудит страховщиков - аудит страховых организаций и обществ

взаимного страхования;

• аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных инсти¬тутов;

• общий аудит - аудит иных экономических субъектов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации по¬давляющее большинство экономических субъектов России подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Критерии, согласно которым экономические субъекты должны проходить обязательную аудиторскую проверку, установлены в постановлении Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной еже¬годной аудиторской проверке».

Каждый из вышеназванных видов аудита подчиняется общим нормам правового регулирования аудиторской деятельности в Россий¬ской Федерации, но имеет свою специфику, определяющую его от¬дельное правовое регулирование. По каждому виду аудита в отдель¬ности проводятся аттестация и лицензирование на право его осущест¬вления.

2. Цели и задачи банковского аудита. Классификация банковского аудита.

Банковский аудит является одним из видов аудита. Его основная цель -установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных кредитными орга¬низациями операций действующему законодательству Российской Фе¬дерации и нормативным актам ЦБ РФ.

Для кредитных организаций банковский аудит также может вы¬полнять следующие задачи:

• проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности,

оценку активов и пассивов;

• прогнозирование результатов финансово-хозяйственной дея¬тельности и разработку рекомендаций по повышению финансовой

устойчивости, ликвидности;

• постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

• консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ;

• обучение сотрудников;

• подтверждение данных проспекта эмиссии ценных бумаг;

• оказание иных услуг по профилю деятельности аудиторских

фирм (аудиторов).

Все вышеназванные задачи, в той или иной мере решаемые ауди¬торскими фирмами, имеют одну общую направленность: они должны оказать помощь и содействие кредитным организациям в улучшении результатов деятельности и обеспечении условий их стабильной рабо¬ты в долгосрочном периоде.

Банковский аудит как один из видов аудита можно детализировать по следующим признакам:

1) по способу проведения:

обязательный аудит; проводится в случаях, прямо установлен¬ных законодательством Российской Федерации (ежегодная аудитор¬ская проверка деятельности кредитных организаций в соответствии со ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельнос¬ти»),

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»