Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Банковское дело /

Аудит в банке

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


сбо-рам РФ.

Согласно ст. 55 Закона от 02.12.1990 г. № 394-1 «О Цен-тральном банке Российской Федерации (банке России)» ЦБ РФ яв-ляется органом банковского регулирования и надзора за деятель-ностью кредитных организаций.

В соответствии с поставленными задачами банк России ус-танавливает обязательные для всех кредитных организаций пра-вила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской и статистиче-ской отчётности, предъявляет квалифицированные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бух-галтеру кредитной организации.

Нормативы обязательных резервов коммерческих банков и прямые количественные ограничения их деятельности являются одним из основных инструментов и методов денежно-кредитной политики банка России. Центральный банк РФ осуществляет пру-денциальный надзор за деятельностью коммерческих банков.

В соответствии со ст. 4 Закона о Центральном банке РФ ли-цензии организациям, занимающимся банковским аудитом вы-даёт банк России.

Согласно положению от 23.12.1997 г. № 10-П «О порядке со-ставления и представления в банк России аудиторского заключе-ния по результатам проверки деятельности организации за год», объектом аудиторской проверки является годовой отчёт кредит-ной организации, а также отчётность, подлежащая опубликова-нию в открытой печати.

Аудиторская фирма самостоятельно определяет формы и ме-тоды проверки таким образом, чтобы они соответствовал целям аудита и позволили отразить в аудиторском заключении все су-ществующие обстоятельства. При этом аудиторы используют сле-дующие стандарты аудиторской деятельности: «Аудиторские до-казательства», «Аудиторская выборка», «действия аудитора при обнаружении искажённой бухгалтерской отчётности», «Использо-вание работы эксперта».

Особое внимание уделяется вопросам оценки внешним ау-дитом служб внутреннего контроля банком. Процесс совершенст-вования внутрибанковского управления катализировал банк Рос-си, определивший Положением от 28.08.1997 г. № 509 «Об орга-низации внутреннего контроля в банках» общий для всех банков порядок организации внутреннего контроля и обязал банки соз-дать в своей структуре Службу внутреннего контроля (СВК). Вве-дение этого документа было обусловлено как необходимостью времени, так и давлением международных организаций, неудов-летворённых состоянием надзора за банковскими учреждениями в России. Такое недовольство подчёркивалось на различных пе-реговорах и конференциях, в том числе на межгосударственном уровне и в ходе переговоров со Всемирным банком и Междуна-родным валютным фондом.

В ходе проверок происходит необходимая классификация службы внутреннего контроля для соответствующего планирова-ния аудиторских процедур. Такое требование определено и соот-ветствующим аудиторским стандартом. Таким образом, выводы внешнего аудита о роли внутреннего контроля коммерческого банка должно обязательно приниматься во внимание территори-альными управлениями банка России для целей адекватного реа-гирования.

Система надзора за финансовыми институтами в России нуждается в значительных изменениях, что также регулярно подчёркивается различными международными финансовыми ин-ститутами. Первоочередной задачей Центрального банка РФ ста-новится усиление банковского надзора путём улучшения качест-ва и оперативности анализа банковской отчётности, унификации и упрощения процедур составления и представления отчётности, быстрой и эффективной диагностики банковских проблем, чёт-кости и выверенности оперативных действий, контроля за вы-полнением предписаний, уточнения экономических нормативов и иных требований к банкам.

Простого подтверждения достоверности со стороны внешне-го аудита балансовых данных и финансового результата, отра-жённого в отчётности банка, на современном этапе становится не достаточно. Сегодня пользователей финансовой информацией волнует не только вопрос о том, реальные ли цифры отражены в отчётности и соответствует ли бухгалтерский учёт и проводимые банком операции требованиям законодательства, необходимым становится независимое слово аудитора о деятельности банка. Акционеров, вкладчиков, кредиторов интересует вопрос: пра-вильно ли они поступили, вложив свои капиталы в этот банк, на-сколько стабильно положение этого банка, и в конечном счёте, надо ли изымать вложенные средства. Важным является и вопрос о том, требуется ли смена прежнего руководства банка в связи с какими-то негативными процессами в банке, которые недоступ-ны обычному пользователю информации, но являются достаточно явными для аудитора. Дополнительно достоверность финансовых отчётов интересует: служащих банка, которым нужны гарантии занятости, возможности роста карьеры и т.д.; клиентов – на предмет стимулирования своей деятельности при построении от-ношений с банком на долгосрочной основе; государственные уч-реждения – в вопросах налоговых отчислений.

Таким образом должно меняться содержание банковского аудита. Наряду с тем, что аудиторы должны оценивать правиль-ность проведения банком всех операций, как бухгалтерских, так и экономических, больше внимания должно уделяться тем участ-никам, которые решают само существование банка.

Одним из основных аспектов организации банковского ау-дита является взаимоотношение аудиторских фирм и банка Рос-сии. При этом инструментом для определения качества аудитор-ских заключений служат акты инспекционных проверок. Однако проверки банка России и аудиторских фирм не согласуются, а противопоставляются друг другу. Внешний аудит банков не яв-ляется необходимым элементом эффективного банковского над-зора, наоборот, банк России осуществляет своеобразный надзор за аудиторами. О необходимости совершенствования работы в области надзора территориальных учреждений банка России за деятельность аудиторских организаций говорится в письме банка России от 26.02.1999 г. № 76-Т «Об организации работы в облас-ти банковского аудита». Представляется, что подход Центрально-го банка РФ к регулированию аудиторской деятельности аналоги-чен подход к коммерческим банкам. Однако, резкое ухудшение показателей деятельности коммерческих банков, отзыв лицензий почти у трети их числа и продолжение этого процесса заставляет банк России усилить свою надзорную по отношению к коммерче-ским банкам функцию. Положение в банковской системе должно оцениваться объективно и такое усиление должно быть обеспече-но не только работой соответствующих подразделений ЦБ РФ, его территориальными управлениями, но и независимыми аудитор-скими фирмами и действенной работой внутреннего аудита в банках. Банку России следует по иному оценить роль банковских аудиторов и предоставить им больше прав и возможностей для самостоятельной аналитической работы.

3. Внутренний аудит – важное условие улучшения качества управления банками.

Усложнение банковской деятельности, внедрение новых банковских услуг, установление тесного межбанковского сотруд-ничества, развитие рынка межбанковских кредитов, с одной стороны, и ухудшение финансового состояния банков и клиенту-ры, возникновение периодически критических ситуаций на меж-банковских денежных рынках – с другой, требовали укрепления порядка управления деятельностью коммерческих банков как с внешней стороны – со стороны Центрального банка, так и с внутренней – по средствам создания специальных подразделений в структуре коммерческих банков.

Важным фактором, определяющем условия развития бан-ковской системы, стало введение новых требований по регулиро-ванию деятельности кредитных организаций со стороны банка России. Приближённая к международным стандартам регулиро-вания банковской деятельности, Инструкция № 1 ставит банки, желающие укрепить свои позиции на финансовом рынке, перед необходимостью повышения профессионализма, разработки и строго соблюдения внутренних правил управления и контроля за своей деятельность.

Вместе с тем в 1997 г. банк России разработал и утвердил Положение «Об организации внутреннего контроля в банках», ко-торое предусматривает общий для всех банков порядок органи-зации внутреннего контроля.

Становление внутреннего аудита коммерческого банка, та-ким образом, становится центральным звеном банковского ме-неджмента.

Для осуществления внутреннего аудита в банке создаётся специальное подразделение – служба внутреннего контроля. Дея-тельность отделов данной службы строиться по специальной про-грамме конфиденциального характере, утверждённой Правлени-ем банка.

Сведения о службе внутреннего аудита (порядок её образо-вания и полномочия) должны отражаться в уставах банков.

Таким образом поменялась организационная структура коммерческого банка. Из второстепенного, зависимого подразде-ления внутренний аудит превратился в одну из ведущих струк-турных единиц банка, возглавляемую заместителем председателя Правления банка. Отчёт о работе службы внутреннего аудита обязательно отражается в сводном отчёте коммерческого банка. Заслуга Центробанка, почти в директивном порядке обязавшего провести такую реорганизацию коммерческих банков, несомнен-на. Без этого становление внутреннего аудита в банках затяну-лась бы на длительное время.

Основной целью внутреннего аудита является защита инте-ресов инвесторов, банков и их клиентов, путём контроля за со-блюдением сотрудниками банка законодательных и нормативных актов, обеспечения надлежащего уровня банковской деятельно-сти, которая должна соответствовать проводимых банком опера-ций и минимизации рисков.

Для достижения поставленной цели служба внутреннего контроля должна обеспечить координацию действий всех под-разделений банка и, прежде всего, обеспечивать соблюдение всеми службами и сотрудниками банка федерального законода-тельства и соответствующих нормативных актов, а также внут-ренних документов, определяющих экономическую политику банка. Для этого

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»