Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Банковское дело /

Аудит в банке

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


этого необходима разработка всех необходимых нор-мативных материалов о подразделениях банка и служебных обя-занностях сотрудников. Осуществление контроля с помощью ре-гулярных проверок деятельности подразделений банка и отдель-ных сотрудников даёт возможность выяснить степень соответст-вия их действий и результатов работы требованиям законода-тельства, нормативных актов, внутренних документов, должно-стных инструкций, внесённых изменений в документы, регла-ментирующие права и обязанности сотрудников.

Должна проверяться также правильность ведения работни-ков первичной документации, осуществления в полном объёме установленных в банке процедур сверки, согласования и визиро-вания документов, а также формирования на базе первичных документов балансовых и отчётных данных.

Меняется характер и цели управления банком. От решения во многом случайных, спонтанных ситуаций на рынке ценных бумаг, кредитов, валюты и различного рода банковских услуг банки переходят к выработки долгосрочной политики. Роль внут-реннего аудита в разработке перспективной программы развития банка высока. Он должен обеспечивать оценку состояния систе-мы принятия решений в банке и соответствие выбранной такти-ки развития коммерческой деятельности банка целям, опреде-лённым его акционерами (участниками) и закреплёнными соот-ветствующими документами.

Решение данной задачи предполагает принятие акционера-ми (участниками) банка концепции развития кредитной органи-зации в текущем финансовом году с количественными и качест-венными критериями деятельности банка.

Служба внутреннего контроля должна предоставлять руко-водству банка заключение о реалистичности достижения банком поставленных целей, а также предложения о системе внутренних организационных мер, которые необходимо предпринять для их достижения. Это заключение должно базироваться на предвари-тельном анализе динамики результатов финансово-хозяйственной деятельности банка, точности финансового планирования, про-гнозирования и оптимизации основных банковских рисков.

Особое внимание должно быть уделено рассмотрению всех аспектов осуществления кредитной политики с более подробным изучением вопросов, связанных с предоставлением крупных кре-дитов одному заёмщику или группе связанных заёмщиков, что приводит к концентрации кредитных рисков.

Внутренний контроль при осуществлении финансовых опе-раций должен быть направлен на:

 соблюдение индивидуальных лимитов открытых позиций дилеров и брокеров, объёмов выдаваемых и привлекаемых одним лицом ресурсов;

 установление объёма операций и сделок, свыше которого решения о проведении сделки или операции принимаются вышестоящим руководителем или постоянно действующим коллегиальным органом (кредитным комитетом, Правления и т. п.).

Одним из важных элементов деятельности службы внутрен-него аудита является ознакомление руководства банка со всеми нарушениями в деятельности подразделений и отдельных сотруд-ников, разработка и принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка.

На этом этапе сотрудники службы внутреннего контроля должны иметь право выдавать временные (до решения руково-дства банка) предписания в целях недопущения действий, ре-зультатом которых может стать нарушение федерального законо-дательства, нормативных актов, стандартов профессиональной деятельности, принятия на себя банком чрезмерных рисков, что может привести к серьёзным финансовым потерям.

Важное место в деятельности службы внутреннего аудита занимает контроль за адекватным отражением операций банка в учёте и отчётности, соответствием данных синтетического и ана-литического бухгалтерского учёта, что отвечает и поставленной Центральным банком задаче обеспечения достоверности предос-тавляемой кредитными организациями информации. Эта работа должна сочетаться с хорошо организованным во многих банках последующем контролем.

Особое внимание необходимо уделить системам осуществле-ния платежей и электронной обработки данных с целью обеспе-чения безопасности этих операций, уменьшения риска убытков из-за системных ошибок, потери важных данных, злоупотребле-ний.

Как показывают данные аудиторских проверок, много не-достатков имеется у банков в деле обеспечения безопасности хранения материальных и финансовых ценностей, сохранности активов, проведения внезапных ревизий кассы, залогов, осуще-ствлении контроля за составлением сейфов и охраны в банке по-зволяет упорядочить многие стороны организации банковской деятельности.

Качество контрольной и организационной работы службы внутреннего аудита намного повышается при условии тесного, эффективного взаимодействия с внешними аудиторами, органа-ми государственного регулирования и надзора по вопросам пру-денциальной деятельности, достоверности учёта и отчётности, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессио-нальной деятельности.

Служба внутреннего аудита должна также проводить про-верку деятельности банковской сети, осуществлять регулярные внутренние аудиторские проверки структурных подразделений (в том числе филиалов и представительств) в соответствии с утвер-ждённым планом. Эта сторона работы внутреннего аудита при-обрела особое значение в условиях слияния банков, появления большого числа филиалов.

Внутренний аудит, являясь первичной формой банковского контроля, стал основой всей системы управления коммерческими банками. В сочетании с другими элементами системы управле-ния: прогнозирование, анализом, стимулированием контроль обеспечивает комплексность в управлении.

Создавая прозрачное информационное поле, внутренний ау-дит способствует более глубокому и обоснованному анализу дея-тельности банка, созданию справедливой и эффективной систе-мы стимулирования. Это соответствует общепринятым междуна-родным стандартам управления коммерческими банками.

Внутренний аудит позволяет соединить интересы различных подразделений банка. Практика показывает, что кредитные, ва-лютные, фондовые операции банка, как правило, не только ра-зобщены, но и не всегда правильно учитываются при составле-ния отчётности. Данные аудиторских проверок показывают час-тые случаи упущений по учёту операций с ценными бумагами и валютой при расчётах соблюдения экономических нормативов, несоблюдения требований Инструкции № 1 Центрального банка.

Целенаправленная долговременная политика развития ком-мерческого банка подразумевает также создание условий для внедрения новых видов банковских услуг. В настоящее время особенно актуальны такие услуги, как лизинг, траст, факторинг. Они должны помочь решить проблемы неплатежей, создания ци-вилизованного рынка ценных бумаг, оживления инвестиций. Ре-альность их внедрения во многом зависит от подготовленности коммерческих банков, как в части наличия профессиональных кадров, так и финансовых ресурсов. Создание таких предпосы-лок во многом зависит от успешной работы службы внутреннего аудита.

Становление службы внутреннего аудита помогает решить и другую важную для банковской системы проблему. Обладая зна-чительной независимостью, имея прямой выход на руководство банка и Совета банка, а также контакты с внешним аудитом и Центральным банком, внутренний аудит способен предотвратить ошибочные решения, которые могут повлечь создание финансо-вых проблем для банка.

Будучи системой экономического управления (включающей совокупность принципов, методов и приёмов управления), он становится существенным этапом в развитии банковской сферы деятельности.

Глава II. Методика аудита банковской дея-тельности.

1. Документация, документооборот, организация внутрибанковского контроля и аудита.

Аналитический учёт в банках ведётся на основании денеж-но-расчётных документов. Они поступают в коммерческие банки от хозяйствующих субъектов, от других банков, а также состав-ляются в самих банках и содержат необходимую информацию о характере операций, позволяющую проверить её законность, осуществить перечисление средств или их зачисление по поруче-нию владельца. Совокупность документов, используемых банком для ведения бухгалтерского учёта и контроля, образует банков-скую документацию. Банковская документация является предме-том серьёзного и глубокого изучения аудиторами. Они позволяют проверить банковские операции с точки зрения законности, дос-товерности, реальности банковских технологий.

Знание банковской документации и умение её «читать» яв-ляется необходимой предпосылкой успешного аудита.

Применение стандартных документов облегчает контроль аудиторов за содержанием операций и правильностью их отра-жения в бухгалтерском учёте.

Данные документов, раскрывающие их содержание, назы-ваются реквизитами. Основные реквизиты документов призваны обеспечить необходимую полноту отражения банковской опера-ции в лицевых счетах и безопасность информации, заключённой в документе. Стандартные документы содержат следующие обя-зательные реквизиты: название документа, номер документа и дата его выписки, наименование предприятий-плательщиков и получающих средств в обслуживающих их банках, номера лице-вых счетов в банке, номера корреспондентских счетов банка. Кроме того, в документах содержится информация о назначении платежа, сумме операции, подписи должностных лиц клиента и оттиск его печати, подписи работников банка, проверивших до-кументы.

Аудиторы должны обращать особое внимание на наличие подписей клиентов и работников банка, подтверждающих факт проверки банковской операции. После подписания документа бухгалтером банка документ приобретает силу приказа и подле-жит обязательному отражению на счетах клиентов и в балансе банка. При этом всю ответственность за законность информации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»