Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Банковское дело /

Аудит в банке

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


ведётся ли в банке книга регистрации сумм, выданных под отчёт. Поэтому аудитор должен прове-рить, ведётся ли в банке книга регистрации сумм, выданных под отчёт, правильно ли отражаются в ней выдаваемые сум-мы, соответствуют ли суммы прописью суммам в цифровом выражении, имеются ли в книге подписи кассиров и заве-дующего кассой;

 в организации кассовых операций по выдаче наличных денег кроме кассира и ответственного исполнителя принима-ет участи третье лицо – контролёр. Аудитор должен прове-рить, имеется ли такой контролёр в банке. Устанавливается, где расположено рабочее место контролёра (оно должно нахо-диться по возможности в непосредственной близости от кас-сы). Проверяется правильность ведения контролёром расход-ного кассового журнала;

 аудитор должен обратить внимание на то, имеются ли у контролёра и у ответственного исполнителя образцы подпи-сей и оттисков печатей клиентов;

 основанием для выдач денежной наличности расходными кассами служат следующие виды денежных расходных доку-ментов:

 денежный чек, по которому деньги выдаются пред-приятиям, организациям и учреждениям независимо от формы собственности;

 расходный кассовый ордер, по которому средства вы-даются индивидуальным заёмщикам, вкладчикам банка;

Следует иметь в виду, что главным расходным кассовым до-кументом является денежный чек. Аудитор должен прове-рить, не выдавались ли деньги на основании каких-либо дру-гих документов. Экземпляры денежных чеков и других рас-ходных кассовых документов, подшитые за каждый день, должны храниться в помещении расходной кассы банка.

 в банке должен осуществляться строгий контроль и учёт за выдачей денежных чеков, поэтому аудитору следует про-верить соблюдение действующего порядка контроля и учёта за выдачей денежных чеков.

Аудитор визуально проверяет последовательность проведе-ния расходных кассовых операций, которая должна быть сле-дующей:

 денежные чеки или другие расходные кассовые докумен-ты клиент предъявляет операционному работнику, который после их проверки выдаёт лицу, получающему деньги, кон-трольную марку от денежного чека или отрывной талон от расходного кассового ордера;

 после оформления расходных кассовых документов опе-рационный работник подписывает их и передаёт контролёру;

 контролёр проверяет правильность оформления расход-ной кассовой операции, регистрирует её записью в расход-ном кассовом журнале и даёт распоряжение об отражении операции по лицевому счёту клиента. После этого расходный кассовый документ передаётся кассиру расходной операци-онной кассы;

 кассир проверяет наличие подписей ответственного ис-полнителя и контролёра и тождественного этих подписей имеющимся образцам, сличает сумму, поставленную на доку-менте цифрами, с суммой, указанной прописью, проверяет наличие расписки в получении денег на документе, сведений о предъявлении паспорта или другого документа, удостове-ряющего личность получателя денег. После этого вызывается получатель денег (по номеру расходного документа), у него спрашивается сумма получаемых денег, номер расходного документа сверяется с номером контрольной марки или тало-на в кассу и последние приклеиваются соответственно к чеку или ордеру. Кассир подготавливает деньги, выдаёт их полу-чателю и подписывает расходный документ.

Дальнейшая проверка правильности ведения расходных кассовых операций ведётся с помощью анализа банковских до-кументов. Прежде всего, рассматриваются денежные чеки и рас-ходные кассовые ордера, хранящиеся в расходных операционных кассах. В процессе анализа аудитор обращает внимание на:

 правильность заполнения всех реквизитов расходных кассовых документов;

 соответствие сумм, проставленных на документе цифра-ми, с суммой, указанной прописью;

 наличие на расходных кассовых документах расписки в получении денег, сведений о предоставленном документе, удостоверяющем личность получателя денег;

 соблюдение сроков действия чеков. Чеки должны прини-маться банками в течении 10 дней со дня их выписки без ис-правлений даты, обозначенной на документе. Аудитор сопос-тавляет дату выписки чека с датой его проводки, которая должна быть проставлена на чеке;

 наличие подписей клиентов и должностных лиц банка (ответственного исполнителя, контролёра, кассира);

 наличие оттиска печати клиента;

 наличие помарок или подчисток в расходных кассовых документах, что считается грубым нарушением кассовой дисциплины.

Для проверки соблюдения лимита остатка кассы эти лимиты сопоставляются с фактическими остатками за каждый день. Рас-сматриваются причины нарушения лимита, если они носят сис-тематический характер.

По результатам проверки кассы и кассовых операций про-водится беседа с заведующим кассой и главным бухгалтером, где обсуждаются выявленные недостатки и меры по их устранению. После этого аудитор составляет соответствующий раздел ауди-торского заключения.

3. Аудит бухгалтерского учёта.

При аудите бухгалтерского учёта надо, прежде всего, иметь в виду, что учёт и отчётность в коммерческих банках осуществ-ляется в соответствии с правилами, установленными Центробан-ком.

Банки публикуют в печати свои годовые балансы и отчёты о прибылях и убытках после подтверждения достоверности предос-тавленных сведений независимой аудиторской службой. К сожа-лению, публикуя в печати годовые балансы, многие коммерче-ские банки произвольно группируют статьи баланса, не соблю-дают единообразие, а следовательно, и содержательную сторону публикуемых отчётов, что мешает их грамотному осмыслению. При аудиторских проверках обращается внимание на правиль-ность составления ежедневных балансов. Обязательно должны быть сверены остатки по счетам аналитического и синтетическо-го учёта. При проверках соблюдения правил ведения бухгалтер-ского учёта и порядка оформления денежно-расчётных операций часто выявляются многочисленные недостатки и небрежности, и даже недостоверность баланса.

Иногда допускаются исправления документов путём подчис-ток и поправок недозволенным способом, исправление ошибоч-ных записей после заключения бухгалтерского журнала, непра-вильное указание в мемориальных ордерах наименований счетов хозорганов по дебиту и кредиту. Все эти и другие огрехи могут создавать условия для всякого рода злоупотреблений.

Обязательной проверке при аудите подвергается правиль-ность юридического оформления действующих счетов хозорганов и обоснованность операций по ним. Замечания в основном ти-пичны: отсутствие заявлений на открытие счёта, на карточках нет наименований владельца счёта, карточки не заверены долж-ным образом, допускается открытие счетов без государственной регистрации клиента. Выявляются факты, когда журнал регист-рации открытых счетов не сброшюровывался, не опечатывался и не заверялся подписью главного бухгалтера. Иногда неправильно используются балансовые счета, в частности депозитные счета ведутся в режиме расчётного счёта и по ним проводились опера-ции на возмещение расходов по капитальному ремонту и строи-тельству, в покрытие убытков от издательской деятельности, на возмещение расходов по медицинскому обслуживанию персона-ла, на материальную помощь, премирование, покупку автома-шин, транспортные расходы и другие операции.

4. Аудит аналитического и синтетического учёта в банках.

Целью аудиторской проверки в части постановки бухгалтер-ского учёта в коммерческих банках является проверка и под-тверждение достоверности и реальности бухгалтерской отчётно-сти и прежде всего баланса банка. Одновременно состояние бух-галтерской работы проверяется и с другой стороны – с точки зрения соответствия применяемых методов ведения учёта дейст-вующим нормативным документам и банковскому законодатель-ству.

Аудиторы также проверяют правильность расчётов норма-тивов ликвидности, установленных Центральным банком, анали-зируют финансово-хозяйственную деятельность банка, тем са-мым проверяют не только качество работы бухгалтерского персо-нала, но и менеджеров банка с точки зрения правильности вы-бранной тактики и стратегии банка по поддержанию своей лик-видности, защите от кредитных и других банковских рисков, по-вышению доходности банка.

При оценке состояния бухгалтерского учёта с точки зрения соответствия его организации действующим нормативным доку-ментам и банковскому законодательству тщательно проверяется организация в банке аналитического и синтетического учёта.

Основными формами аналитического учёта в банках явля-ются: лицевые счета, картотеки документов, операционные жур-налы. По каждому балансовому и внебалансовому счёту синтети-ческого учёта открываются лицевые счета аналитического учёта по видам учитываемых средств, ценностей с подразделением по их назначениям и владельцам. Общими для всех форм лицевых счетов являются следующие реквизиты: дата совершения опера-ции, номер документа, на основании которого производится за-пись, номер корреспондирующего счёта, условный цифровой код, суммы оборотов по дебиту и кредиту счёта и сумма остатка. В заголовке лицевого счёта указываются его номер и справочные данные. По номеру счёта определяется его характер (пассивный или активный) и обеспечивается правильное «чтение», раскоди-рование записей в лицевом счёте.

Лицевые счета ведутся в банках в двух экземплярах: вторые экземпляры выдаются ежедневно клиентам.

Аудиторская проверка лицевых счетов организуется в ос-новном с целью определения дебетовых сальдо по счетам, выяв-ление нереальных, недостоверных оборотов, а также документов, которые послужили основанием для записей по счетам с отклоне-ниями от принятого порядка

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»