←предыдущая следующая→
1 2 3 4
Московский Городской Юридический Институт
Факультет: Финансы и кредит
Специальность: Финансы и кредит
Реферат
по дисциплине:
"Организация деятельности Центрального Банка"
Тема: "Банк России, его правовое положение и функции"
студент
группа
преподаватель
Москва
2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Правовой статус Банка России 4
1.2. Организационная структура Банка России 6
1.3. Функции Центрального Банка 8
1.4. Инструменты денежно-кредитного регулирования 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРА 20
ВВЕДЕНИЕ
Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием то-варно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализ-му около трехсот лет назад (один из первых центральных банков – Шведский Риксбанк образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли централь-ного банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что «в странах, где не существует центрального банка, его сле-дует создать».
Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определен-ными властными функциями в области организации денежно-кредитного об-ращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимо-сти от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен не-посредственно парламенту или образованной парламентом специальной ко-миссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законода-тельству развитых стран Запада предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост. Центральный банк обычно создается в форме акцио-нерного общества, наделенного особыми полномочиями. В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.
Степень независимости центральных банков неодинакова – от макси-мально независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, на-ходящегося в полной зависимости от правительства. Банк России, который рассматривается в этой работе, занимает в этом ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возмож-ностей правительства пользоваться средствами центрального банка.
БАНК РОССИИ, ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ФУНКЦИИ
1.1. Правовой статус
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и дея-тельности Банка России законодательно определяются Конституцией Рос-сийской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Россий-ской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Со-гласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" основными целями деятельности Банка России являются: укрепле-ние покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реа-лизация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.
Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом де-нежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость стату-са Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юриди-ческим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обяза-тельствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Фи-нансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выража-ется также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных до-ходов и не регистрируется в налоговых органах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" федеральные ор-ганы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в су-дебном порядке.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собра-ния Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России , а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.
1.2. Организационная структура Банка России
Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систе-му входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организа-ции, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банка.
Национальные банки республик, входящих в состав Российской Феде-рации, являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, но-сящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России.
Задачи и функции территориальных учреждений Банка России опреде-ляются Положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом директо-ров. В настоящее время ЦБ РФ прорабатывается вопрос о том, что они могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории не-скольких субъектов Российской Федерации.
Высший орган Банка России – Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета.
Члены Совета директоров работают здесь на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Бан-ка, который является одновременно Председателем Совета директоров.
Совет директоров во взаимодействии с Правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение.
Структуру и штаты центрального аппарата Банка России, а также уста-вы других его структурных подразделений утверждает этот Совет.
К его полномочиям отнесены: изменения ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов; определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему России; дру-гие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы и экономики страны в целом. Каждое решение Совета директоров считается принятым, если за него проголосовало боль-шинство членов.
Таким образом, Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков страны.
Наряду с ним функционирует вне банка Национальный банковский со-вет. В его состав включаются представители Президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Об-щая численность совета не превышает 15 человек. Члены совета утвержда-ются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.
Совет регулярно, не реже 1 раза в квартал, обсуждает концепцию раз-вития банковской системы и вопросы единой государственной кредитно-денежной политики, включая регулирование денежных ресурсов. Рекоменда-ции Совета учитываются при рассмотрении в Федеральном Собрании зако-нодательных актов по вопросам банковской деятельности, а также принима-ются во внимание при подготовке решений Совета директоров банка.
1.3. Функции Центрального Банка
Центральный банк Российской Федерации занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйстве ной дея-тельностью. С одной стороны, он представляет собой орган государственно-го
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|