процентную политику без фикса-ции процентной ставки. Процентные ставки ЦБ РФ представляют собой ми-нимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные про-центные ставки в целях укрепления рубля.
На протяжении 1991–1997 гг. учетная ставка неоднократно пересмат-ривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в зависимости от экономиче-ской ситуации в стране. Коммерческие банки получают в ЦБ РФ ссуды в по-рядке рефинансирования и переучета векселей. Банк России регулирует об-щий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориенти-рами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку.
Повышение официальных ставок сокращает возможности коммерче-ских банков получить ресурсы для кредитования. Это воздействует на со-кращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки действу-ет в обратном направлении.
Процентные ставки ЦБ РФ необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.
1.4. Инструменты денежно-кредитного регулирования
Основными инструментами денежно-кредитного регулирования ЦБ яв-ляются:
• изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ РФ;
• регулирование официальной учетной ставки;
• проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой;
• проведение валютной политики;
• рефинансирование банков;
• регулирование деятельности кредитных институтов;
• функция финансового агента правительства;
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной поли-тики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе разви-тия страны.
Изменение норм обязательных резервов
Фонд обязательных резервов – это обязательная норма вкладов коммер-ческих банков в Центральный Банк РФ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возмож-ность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет то-го, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качест-ве кредитных ресурсов.
Банк России, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов Цен-тральный Банк сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения ак-тивных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.
Регулирование официальной учетной ставки Центрального Банка РФ
Учетная ставка используется Центральным Банком в операциях с ком-мерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям Центрального Банка, и является оперативным инструментом государственно-го влияния на рынок ссудных капиталов (в зависимости от его состояния мо-жет меняться в течение года).
Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных про-центных ставок; ее изменение по предоставленным Центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них. Исходя из учетной ставки, определяются ставки, взи-маемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, вы-плачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам.
Операции на открытом рынке – купля-продажа по заранее установ-ленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредит-ных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции Центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздейст-вие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в эко-номику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно умень-шая или увеличивая ее). Это воздействие осуществляется посредством изме-нения Центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.
Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:
• условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обяза-тельной обратной продажей - обратные операции;
• объектов сделок: операции с государственными или частными бумага-ми;
• срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;
• сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка цен-ных бумаг или и на небанковском секторе рынка;
• способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.
Проведение валютной политики
Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимо-отношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
Центральный Банк является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укреп-ление внешнеэкономических позиций страны, и осуществляет эту функ-цию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регу-лировании и валютном контроле" и федеральными законами.
От имени правительства Центральный Банк регулирует резервы ино-странной валюты и золота, является традиционным хранителем государст-венных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование между-народных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота.
Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.
Рефинансирование коммерческих банков
Рефинансирование коммерческих банков – предоставление им заимст-вований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудно-сти. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, Центральный Банк выступает в качестве банка банков.
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым бан-кам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в за-висимости от:
• формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
• методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);
• сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней);
• целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этом реферате была сделана попытка показать двойственную право-вую природу Центрального Банка РФ, поскольку он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридиче-ским лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.
Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйст-венной деятельности подчинены решению одной и той же задачи – управле-нию кредитной системой.
Административные функции можно условно разделить на организатор-скую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммер-ческих банков.
В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать норма-тивные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.
Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кре-дитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответст-вии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу сле-дующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность соз-дания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации ком-мерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавлива-ет кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредст-венный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодатель-ства, ряд санкций.
Таким образом, явственно вырисовывается монопольный характер управления кредитной системой Центральным Банком РФ. Возникает опас-ность, что централизация всей полноты власти у одного института неминуе-мо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказываются как бы в вынужден-ном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей струк-туре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократиче-ские принципы, но монопольное положение его в банковской сфере при этом не изменяется.
Учитывая вышесказанное, можно предположить, что путь дальнейшего совершенствования денежно-кредитной системы России лежит в направле-нии разделения функций управления банковской системой РФ между раз-личными институтами.
|
|