←предыдущая следующая→
1 2 3 4
Московский институт предпринимательства и права
Тема:
«Банковская система РФ»
«Банковское дело»
2002 г.
Тема: «Банковская система РФ»
План
Введение 3
1) Причины централизации и регулирования банковской системы 3
2) Тенденция развития банковской системы 4
3) Центральный Банк Российской Федерации 5
4) Банковская система Российской Федерации 6
5) "Минусы" банковской системы России 7
6) Банки в качестве финансовых посредников 7
а) выдача ссуды 8
б) расчеты чеками 8
в) расчет платежными требованиями 9
г) расчет платежными поручениями 10
7) Необходимость денежного контроля 10
Список литературы 11
Введение
При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могут сравниться по своей значимости со стабильной и активно функционирующей структурой коммерческих банков и эффективной системой управления финансовыми и кредитно-денежными отношени¬ями . Банковская система в экономике, связанной рыночными отношениями, исполняет три главные роли:
1. Развитая структура коммерческих банков управляет систе¬мой платежей. В развитых рыночных отношениях большинство ком¬мерческих сделок производится путем перераспределения средств между различными банковскими вкладами посредством чеков или электронных переводов. При системе государственного социализма и монополии государственного банка, Россия не испытывала необ¬ходимости в эффективно действующей платежной системе. Произ¬водство и товарообмен между предприятиями определялись го¬сударственным планом, устанавливавшим выпуск продукции по фик¬сированным ценам. В экономике, связанной рыночными отношения¬ми, платежная система обеспечивает выполнение предприятиями и частными лицами обязательств друг перед другом посредством отлаженно работающей банковской системы.
2. Наряду с другими финансовыми посредниками, банки нап¬равляют сбережения населения к фирмам и деловым предприятиям. Эффективность осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени зависит от способности банковской системы предоставлять кредиты именно тем заемщикам, которые найдут спо¬собы их оптимального использования. Это особенно важно в связи с тем, что рынки нашей страны до конца еще не заняты и имеется много неиспользованных ресурсов. Отлаженная кредитная эмиссия банковской системы помогает нашим предпринимателям осваивать новые рынки без привлечения иностранного капитала.
3. Коммерческие банки, действуя в соответствии с кредитно-¬денежной политикой Центрального Банка России, регулируют количество денег, находящихся в обращении. Стабильный и уме¬ренный рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую систе¬му самым эффективным и выгодным образом. Задача кредитно-де¬нежной политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы и контроль могут исказить результаты проведения кре¬дитно-денежной политики.
1) Причины централизации и регулирования банковской системы
Мировой опыт прошлых десятилетий показывает эффективность действия централизованной банковской системы. Наша банковская система долгое время представляла собой монополию государс¬твенного банка (одноуровневая банковская система) с жестким планированием сверху. В данный момент у нас происходит уста¬новление новой централизованной банковской системы, отвечающей стандартам экономики, связанной рыночными отношениями. Идет речь о совсем другой структуре организации банковских институ¬тов. Централизация здесь объединяет банки в единую систему для проведения с помощью нее кредитно-денежной политики государс¬тва, при этом каждый банк в отдельности экономически независим в проведении банковских операций. Каждый банк подчиняется определенным "правилам игры", установленным государством для эф¬фективной его работы на финансовом рынке. Децентрализация бан¬ковского дела неудобна и вносит беспорядок в экономические процессы. Избыток денег в обращении может усложнить инфляцион¬ные проблемы. Увеличение инфляции в конечном счете может при¬вести к стокфляции, стогнации, экономическому спаду производс¬тва. Недостаток денег может затормозить рост экономики, пре¬пятствуя должному подъему производства и обмену товаров и ус¬луг. Зарубежные страны на горьком опыте убедились, что нерегу¬лируемая банковская система вряд ли способна обеспечить долж¬ное предложение денег и в наибольшей степени способствовать благосостоянию экономики в целом.
2) Тенденция развития банковской системы
Мировой опыт доказывает, что укрепление покупательной спо¬собности денег невозможно без отлаженно работающей банковской системы. Она играет главную роль в управлении денежным оборо¬том при переходе к рыночной экономике. Начало формированию ме¬ханизма управления денежным оборотом было положено в 1987 году решением о преобразовании монобанковской структуры в систему Госбанка СССР и пяти государственных специализированных банков (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэко¬номбанк). Важное значение имело то обстоятельство, что Госбанк СССР перестал соединять в себе функции центрального и коммер¬ческого банка, хотя и не получил реальных рычагов управления денежным оборотом на экономической основе.
Отсутствие двухуровневого построения банковской системы привело к ведомственному противостоянию специализированных банков и Госбанка СССР. Монополия одного банка сменилась моно¬полией ведомственных банков. Сохранилось принудительное прик¬репление клиентуры к банкам. Инструментами кредитно-денежной политики остались административно утверждаемые кассовый и кре¬дитный планы. Не создавались предпосылки для формирования фи¬нансовой инфраструктуры (денежного рынка, рынка капиталов, ценных бумаг, валютного рынка, в общем здорового западного рынка).
Тем не менее был сделан шаг в сторону демократизации банковс¬кой системы. Действительно, созданная в административном порядке система специализированных банков вскоре показала свою не¬эффективность. Но в то время о другой трансформации монобанковской структуры не могло быть и речи. Система коммерческих кредитно-финансовых учреждений могла возникнуть лишь в резуль¬тате обособления от Госбанка государственных специализирован¬ных банков. Подобный путь уже прошли страны Восточной Европы с плановой системой хозяйства (Польша, Чехословакия, Венгрия).
Появление системы специализированных банков дало импульс к возникновению уже в 1988 году коммерческих и кооперативных банков на паевой основе, количество которых быстро увеличи¬валось. Их появление изменило ситуацию в банковской системе. Клиенты получили право выбирать банк, таким образом, было по¬ложено начало конкуренции между банками. Начался стремительный рост коммерческих банков. Учитывая тот факт, что деятельность коммерческих банков с принятием банковских законодательных ак¬тов получила правовой статус можно говорить о существовании в настоящее время двухуровневой банковской системы. Нижний уро¬вень ее образуют коммерческие банки, а вершину составляет Центральный Банк. С распадом Союза в 1991 году, Центральный Банк
России остался единственным из центральных банковских учрежде¬ний бывшего СССР. Госбанк СССР был реорганизован и присоединен к Банку России. Специализированные банки распались и стали ак¬ционерными.
Пример становления коммерческого банка можно показать на Промстройбанке. Он был образован в 1922 году и действовал на протяжении почти 70 лет. В ноября 1991 года состоялось собра¬ние учредителей Акционерного инвестиционно-коммерческого бан¬ка, ставшего правоприемником Промстройбанка и сохранившего наименование "Промстройбанк". Сейчас Промстройбанк остается одним из немногих банков страны, способных выдавать многомиллионные кредиты.
Банковская реформа 1987 года преобразовала государствен¬ные трудовые сберегательные кассы в Сбербанк СССР как специа¬лизированный банк по обслуживанию населения и юридических лиц. Опыт передовых стран подсказывал, что сберегательные учреждения всех уровней должны быть выведены из подчинения Госбанку, чтобы развиваться в коммерческие банки. Следующим шагом к независи¬мости стало принятое в июле 1990 года постановление Верховного Совета РСФСР, которым бывший Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. После выхода в свет Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" в декабре 1990 года, Сбербанк РСФСР был преобразован в акционерный коммерческий банк, контрольным пакетом которого владеет Банк России. Став коммерческим, Сбербанк значительно расширил сферу своей деятельности не только в области соверше¬ния депозитных, кредитно-расчетных и прочих кассовых опера¬ций, но и стал работать с акциями, выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства третьих лиц, совершать операции с иностранной валютой, вести доверительные операции по поручению клиентов (трастовые операции). При выдаче ссуд населению банк в своей кредитной политике придерживается умеренных процентов. Сбербанк - единственный банк страны, где сохранность вкладов граждан гарантируется государством.
3) Центральный Банк
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|