Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Банковское дело /

Банковская система Узбекистана

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА УЗБЕКИСТАНА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Последнее десятилетие для Узбекистана стало своего рода “эпохой перемен”. В стране осуществляются полномасштабные реформы, направленные на формирование рыночной многоукладной экономики. Важную роль здесь играет создание сильного и стабильно развивающегося банковского сектора. Период независимости стал для банковского сектора страны периодом перехода от монобанковской системы к созданию нового, отвечающего требованиям рыночной экономики, современного банковского сектора, формирования системы универсальных банков.

Создание современной банковской системы в Узбекистане проходило поэтапно. Узбекистан не пытался форсировать процесс либерализации банковского сектора, делая акцент на качестве и своевременности проводимых реформ.

Начальный этап реформирования был связан с осуществлением ряда мер, направленных на формирование основ банковской системы. Принятие в 1991 году Закона Республики Узбекистан “О банках и банковской деятельности” стало основой для создания двухуровневой банковской системы.

В соответствии с этим законом был создан независимый Центральный банк страны, на который были возложены задачи регулирования денежного обращения, формирования системы коммерческих банков, а также создания платежной системы. Для выполнения этих качественно новых задач, кардинально отличающихся от прежних, в Центральном банке были созданы подразделения, ответственные за разработку и проведение денежно-кредитной и валютной политики, регулирование и надзор за банковской деятельностью, развитие системы расчетов и платежей.

Финансирование различных отраслей экономики должны были теперь осуществлять создаваемые специализированные коммерческие банки, которые приступили к разработке стратегии своего развития и формированию своих внутренних подразделений.

Введение в обращение в конце 1993 года сум-купона в качестве промежуточной валюты, а с 1 июля 1994 года - полноценной национальной валюты – сум, стало важной вехой в формировании независимой банковской системы. Отныне Центральный банк стал полностью самостоятелен в своих действиях, которые были направлены, в первую очередь, на эффективное создание национальной денежной системы с рыночными инструментами ее регулирования. Именно с этого времени деятельность Центрального банка в областях разработки и проведения денежно-кредитной политики и валютного регулирования, регулирования банковской деятельности и создания эффективной платежной системы была полностью направлена на обеспечение стабильности национальной валюты.

Одновременно были созданы необходимые условия для формирования конкурентной среды на кредитных и депозитных рынках, а также улучшения качества обслуживания населения. После отмены положения, ограничивавшая сумму привлекаемых сбережений населения объемом собственного капитала банка, существенно расширились возможности банковских учреждений и еще более усилилась конкуренция на этом рынке. Результаты не заставили себя ждать: если в начале 1994 года 98,5% сбережений населения, хранящихся в банковской системе, приходилось на долю Сберегательного (нынешнего Народного) банка, а на остальные банки – 1,5%, то уже к концу того же года доля других коммерческих банков достигла 12,8%. На сегодняшний день этот показатель составляет 83%.

Началом следующего этапа стало качественное обновление законодательной базы, основные положения которого соответствуют международной банковской практике. Парламентом страны были приняты два закона: “О Центральном банке Республики Узбекистан” и “О банках и банковской деятельности”. При их разработке был учтен опыт стран с развитыми финансовыми системами. Согласно первому из них Центральный банк Республики Узбекистан становился полноправным органом монетарного регулирования и банковского надзора. Вторым законом были четко определены субъекты банковской деятельности и все правовые аспекты функционирования второго уровня банковской системы - коммерческих банков. В этом законе были заложены правовые основы, необходимые для формирования универсальных коммерческих банков на основе диверсификации банковских активов и привлечения иностранного капитала в банковскую систему.

На данном этапе было также уделено внимание дальнейшему совершенствованию механизма расчетов и созданию современной системы электронных платежей, обеспечению банков компьютерным и телекоммуникационным оборудованием. Понимая всю важность данной работы, Правительство пошло на нестандартный шаг, освободив банки от уплаты ряда налогов с направлением этих средств на вышеуказанные цели. Это позволило за короткий срок, за полтора года, создать практически “с нуля” современную межбанковскую электронную систему платежей.

Налоговые льготы, предоставленные банкам, позволили также создать Национальную информационную базу банковских депозитариев - многоцелевую систему создания, хранения и обновления информации о всех клиентах банков. Одним из ее пользователей является кредитное бюро, заинтересованное в сборе данных о финансовом состоянии и кредитной истории заемщиков, позволяющих снизить кредитный риск. Благодаря принятым мерам по автоматизации и компьютеризации банковской системы страны создан не только комплекс информационных систем и локальных программ, используемых для внутренних нужд банка, но и целостная национальная система, обеспечивающая финансовую деятельность всего государства.

Вместе с этим, в целях обеспечения открытости банковской системы для клиентов и широкой общественности, продолжения работ по созданию в банках современных информационных систем была начата разработка и внедрение новой системы бухгалтерского учета. Специалисты Центрального банка в тесном сотрудничестве с экспертами наиболее известных консалтинговых компаний мира за менее чем 3 года разработали и ввели в практику новые планы счетов и систему бухгалтерского учета для банков, соответствующие международным стандартам финансовой отчетности. Экономическое значение внедрения в практику таких форм отчетности, обеспечивающих открытость информации о банковской деятельности, велико. Банки, привлекая свободные средства клиентов и вкладчиков, кредитуют предприятия и предпринимателей или инвестируют их на финансовом рынке. Вследствие этого банки несут высокие социальные обязательства. Кроме того, перевод бухгалтерского учета на международные стандарты позволяет использовать современные банковские технологии и максимально автоматизировать банковские операции.

Другим, не менее важным направлением преобразований в банковской системе страны в этом периоде стало динамичное развитие банковского аудита. В 1997 году по инициативе Правительства и Центрального банка был начат аудит ведущих коммерческих банков страны всемирно известными аудиторскими компаниями. В результате полученные качественные аудиторские заключения позволили объективно оценить сильные и слабые стороны деятельности ведущих коммерческих банков республики и принять соответствующие шаги в направлении дальнейшего повышения конкурентоспособности наших банков, достижения ими международных стандартов.

Задачами следующего этапа развития банковской системы стали привлечение частного капитала в банковскую сферу, повышение уровня корпоративного управления в акционерных коммерческих банках и дальнейшее улучшение системы надзора над банками.

Одним из стратегических направлений преобразований в банковской сфере на данном этапе стал приток частного капитала в этот сектор экономики. Данный процесс активизировался с выходом в 1997 году соответствующего Указа Президента республики, предоставляющего ряд льгот и стимулов для открытия частных банков. Рост количества последних отражает большой интерес, проявляемый частным сектором к финансовому рынку страны. Это, в свою очередь, позитивно сказывается на процессах развития и стимулирования предприятий малого и среднего бизнеса.

Наряду с привлечением в банковский сектор частного капитала, были предприняты меры по дальнейшему укреплению системы корпоративного управления банками, в соответствие с которыми были осуществлены конкретные мероприятия по повышению роли акционеров и советов банков в их управлении, качественному улучшению внутрибанковской служб аудита.

Для повышения эффективности банковской системы, наряду с созданием внутренних механизмов саморегулирования, Центральный банк направил свои усилия на дальнейшее совершенствование системы банковского надзора. Для выполнения этой задачи, на основе “Принципов эффективного банковского надзора” Базельского комитета по банковскому надзору, были полностью переработаны внутренние нормативные документы, регулирующие банковскую деятельность. Наряду с этим, были внедрены системы компьютерного дистанционного мониторинга за деятельностью банков и инспектирования банков на местах в соответствии с международно-признанной системой CAMEL. Существенную помощь в этом деле оказали Всемирный Банк (ВБ) и Агентство по международному развитию США (USAID).

Произошедшие во второй половине 1990-х годов финансовые кризисы в ряде стран и регионов мира повысили значимость данных проектов и послужили определению четких ориентиров в его реформировании. В результате были пересмотрены методы осуществления дистанционного надзора и инспектирования на местах, оптимизирована структура службы банковского надзора, переработаны действующие и разработаны новые нормативные документы, устанавливающие детальные требования к ведению банковской деятельности и ее регулированию.

Логическим шагом в направлении усиления банковского надзора стало принятие ряда требований по минимальному размеру уставных капиталов коммерческих банков, максимальной доле одного акционера в уставном капитале банка, взаимному участию коммерческих банков в уставных капиталах друг друга, приватизации банков и другим.

К концу

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»