Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Банковское дело /

Банковский надзор

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


2.4. Надзор за банковской деятельностью

Состояние и перспективы развития кредитной системы име¬ют важное значение для национальных экономик ведущих промышленно развитых стран.

В связи с этим кредитно-банковская, сфера служит объектом тщательного надзора и регулирования со стороны правительст¬венных органов и, в частности, центрального банка. Однако в каждой стране имеются свои специфические особенности кон¬троля за деятельностью кредитных институтов, что обусловлено особенностями исторического развития и действием различных политико-экономических факторов.

Великобритания

В этой стране до последнего времени не было специальных законов о регламентации банковской деятельности, контроль же над кредитными институтами носил скрытый и неформальный характер.

Дело в том, что банки Великобритании в прошлом были сво¬бодны от законодательного регулирования и государственного вмешательства в их деятельность. Регулирование банковской деятельности проводилось на базе общего Закона об акционер¬ных компаниях.

Из-за отсутствия жесткого контроля над деятельностью бан¬ков и процессами концентрации капитала возникли крупные банковские объединения с широко разветвленной сетью филиа¬лов и отделений в стране и за рубежом. Огромная доля ресурсов, операций и филиалов оказалась сосредоточенной в "Большой четверке" банков, которая включает Ллойде, Мидлэнд, Барклайз и Нешнл Вестминстер. "Большая четверка" вместе с другими крупными английскими и шотландскими банками сосредоточила у себя весь безналичный оборот страны.

С конца 70-х годов усилилось регулирование кредитном финансовой сферы в Великобритании.

В соответствии с законом 1979 г. введено обязательное ли¬цензирование коммерческих банков и учрежден общенациональ¬ный фонд страхования депозитов.

Банковский закон 1987 г. определил правила деятельности коммерческих банков — порядок банковских слияний, выдачи крупных ссуд, ввел аудиторские проверки и т. д.

Несмотря на эти законы о деятельности банков, контроль над кредитными институтами в Великобритании остается менее строгим по сравнению с другими странами.

США

В этой стране на протяжении многих лет создавалась широ¬кая система контроля и регулирования деятельности банков на

федеральном уровне и на уровне штатов.

В основу регулирования банковской деятельности в США положены два принципа:

Первый принцип — обеспечение устойчивости и предот¬вращение крахов кредитных институтов. С этой целью осуществ¬ляются два типа регулирования:

• законодательно ограничены операции банков с повышен¬ным риском и снижением ликвидности путем установления, на¬пример, предельной суммы кредита одному заемщику;

• в 1934 г. учреждена общенациональная система страхова¬ния банковских депозитов с целью предотвращения массового изъятия вкладов.

Второй принцип — ограничение концентрации капи¬тала в немногих банках и недопущение монопольного кон¬троля над денежным рынком. Этот принцип основан на огра¬ничении концентрации банковского капитала, а также под¬держании конкуренции и соперничества на денежном рынке. С этой целью установлены территориальные ограничения на открытие банками отделений в пределах одного штата, введен контроль ФРС за созданием холдинговых компаний, а также установлен контроль различных органов за банковскими слияниями.

В результате столь строгого законодательства в США в отли¬чие от западноевропейских стран сохранилась внешне децентра¬лизованная и раздробленная банковская система. В частности, сохранилось множество бесфилиальных банков: из 15,5 тыс. бан¬ков 7 тыс. не имеют отделений.

Надзор за деятельностью банков в США осуществляет од¬на из самых сложных систем контрольных органов, которая включает раздельный контроль за двумя группами банков, а именно:

• система национальных банков подчиняется федеральным властям — контролеру денежного обращения (г. Вашингтон);

• система банков штатов, которая находится под юрисдик¬цией отдельных штатов.

Кроме того, надзор за деятельностью банков в США осуще¬ствляют Федеральная резервная система (ФРС) и Федеральная корпорация за страхованием депозитов (ФКСД), членами кото¬рой являются 98% банков страны.

Контролер денежного обращения является органом Казна¬чейства, ему подчиняется 4,9 тыс. национальных банков (начало 90-х гг.); его надзорные функции заключаются в следующем: он выдает разрешение на создание национального банка; проводит периодические контрольные и ревизионные проверки; решает вопрос об открытии отделений и слияниях банков.

Федеральная резервная система контролирует деятельность 1056 штатных банков-членов, которые находятся в прямом ее подчинении, а также деятельность 5,6 тыс. холдингов с 8,8 тыс. дочерних банков.

Федеральная корпорация по страхованию депозитов является независимым федеральным ведомством, которое осуществляет контроль за 8,4 тыс. застрахованных банков, не являющихся членами ФРС. Основная функция ФКСД — это страхование де¬позитов, но она имеет право на проверку деятельности любого банка, в том числе и не являющегося членом ФРС.

Существуют также банковские департаменты штатов, функ¬цией которых является выдача разрешений (чартер) штатным банкам на ведение операций (9,5 тыс. таких банков), издание инструкций, проведение проверок банков, принятие решений об отделениях и слияниях банков и т.д.

Кроме этих органов надзора за деятельностью банков в США, они находятся также под влиянием решений Министерст¬ва юстиции по вопросам слияний и банковских холдингов, Ко¬миссии по биржам и ценным бумагам (допуск на биржу и эмис¬сия акций), Федеральной торговой комиссии и др.

Имеются также и неправительственные органы контроля за деятельностью кредитных институтов: Американская ассоциация банкире и. Ассоциация независимых банков, комитеты клирин¬говых палат разных городов и др. Задачей этих неправительст¬венных органов контроля является разработка стандартов обслу¬живания клиентуры, решение технических вопросов осуществ¬ления банковских операций, контакты с Конгрессом и прессой.

ФРГ

Правовой основой надзора над банками в ФРГ являются "Закон о банках Федеративной республики Германии" и "Закон о Немецком федеральном банке" 1957г.

Надзор за деятельностью кредитных институтов осуществляет специальный орган — Федеральное ведомство по контролю за банками, а также Немецкий федеральный банк.

Задачами Ведомства являются: выдача разрешений на откры¬тие новых банков, выработка обязательных требований для кре¬дитных институтов, контроль за выполнением ими законов и предписаний в сфере денежного обращения и кредита. Ведомст¬ву предоставлено также право запрашивать у банков любую ин¬формацию, проводить внеочередные ревизии, вмешиваться в операционную деятельность банков, отдавать распоряжения о немедленной приостановке операций. Кредитные учреждения страны обязаны ставить в известность Ведомство обо всех изме¬нениях в их юридическом статусе, а также представлять месяч¬ные и годовые балансы.

Федеральное ведомство по контролю за банками по согласо¬ванию с Бундесбанком устанавливает обязательные нормативы для кредитных институтов, в частности:

• сумма рискованных активов коммерческого банка (включая ссуды, участия, фьючерсные контракты и опционы) не должна превышать сумму акционерного капитала более чем в 18 раз;

• в конце каждого операционного дня непокрытая позиция в иностранной валюте не должна превышать акционерный капи¬тал более чем на 30%;

• ежедневная открытая позиция по финансовым фьючерсам и опционам не должна превышать сумму акционерного капитала более чем на 20%;

• сведения о крупных кредитах одному заемщику (на сум¬му, превышающую 15% капитала банка) должны быть немедлен¬но сообщены Бундесбанку, а общая сумма крупных кредитов не должна превышать капитал более чем в 8 раз.

Эти принципы носят рекомендательный характер. Однако если Ведомство при нарушении этих правил будет сомневаться в ликвидности банка, то оно может приостановить деятельность этого банка или даже временно закрыть его.

Франция

Надзор за банками во Франции осуществляют несколько ко¬митетов, возглавляемых управляющим Банком Франции. Основ¬ной из них — Комитет по регулированию банков, который уста¬навливает операционные стандарты для банков в отношении достаточности капитала, кредитной политики, ликвидности, платежеспособности, оперативной деятельности и отчетности.

В частности, устанавливаются следующие обязательные нор¬мативы:

• минимальный размер акционерного капитала в зависимо¬сти от типа банка, его организационных форм, количества отде¬лений, величины баланса и др. колеблется в пределах 15—30 млн. франков;

• сумма кредитов и других требований банка к одному кли¬енту не должна превышать 40% акционерного капитала;

• общая сумма индивидуальных рисков может не больше чем в 8 раз превышать величину капитала;

• банки обязаны постоянно поддерживать коэффициент ликвидности, т. е. обеспечивать 100%-ное покрытие всех активов и пассивов сроком до одного месяца;

• долгосрочные кредиты и капитальные вложения банка должны быть покрыты акционерным капиталом и резервами не менее чем на 69%.

Швейцария

В этой стране в законодательном порядке определены требо¬вания к минимальному капиталу, нормативам ликвидности, ли¬митам кредитования одного заемщика и др.

В соответствии со ст. 21 Банковского ордонанса установлены следующие нормы отношения кредитов одному заемщику к соб¬ственному капиталу банка, %:

>

федеральным

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»