Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Банковское дело /

Банковский надзор и пути совершенствования в России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата. В большинстве стран банковский надзор рассматривается как одна из важнейших функций центрального банка и/или министерства финансов. Особенно велико его значение, в периоды нестабильного развития денежно-кредитных рынков.

В России в последнее десятилетие банковский надзор (в той форме, в которой он существует во всем мире) прошел путь от "младенчества" до "зрелости", постоянно обогащаясь новыми формами и инструментами. Но еще многое в этой области предстоит сделать.

Общая характеристика современного состояния банковской

системы России

В настоящее время в России действует двухуровневая банковская систе¬ма. В нее входят Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и кредитные организации, к которым относятся коммерческие банки и небан¬ковские кредитные организации, а также филиалы и представительства ино¬странных банков. Формирование современной российской банковской систе¬мы происходило в весьма короткие сроки и совпало с периодом глубокого общеэкономического кризиса, сильнейшей инфляции в стране, что не могло не отразиться на ее состоянии.

Часть коммерческих банков, организованных на базе бывших государ¬ственных специализированных банков, даже войдя в этап подлинной эконо¬мической самостоятельности и провозгласив курс на универсализацию своей деятельности, сохранили за собой не только собственный экономический по¬тенциал и создававшуюся на протяжении многих лет инфраструктуру, но и свою клиентуру и своеобразие выполняемых функций по ее обслуживанию. Будучи вынужденными продолжать работу с многочисленными клиентами, чье финансовое положение становилось все более затруднительным в связи с общим ухудшением экономической ситуации в стране, нарастанием непла¬тежей, эти банки становились заложниками проблем, решение которых мало зависело непосредственно от их собственной деятельности.

Отрицательное воздействие на финансовое положение банков оказало и предоставление ими в 80-х- начале 90-х годов централизованных кредитов государственным предприятиям, которые вследствие неперечисления им средств из бюджета во многих случаях оказались безнадежными должниками банков.

Высокая инфляция в первой половине 90-х годов создавала трудности для многих промышленных предприятий-заемщиков в изыскании денежных средств для погашения ими задолженности банкам из-за ухудшения соотно¬шения между затратами на выпуск продукции и ценой ее реализации. В то же время инфляция позволяла банкам получать большие прибыли за счет суще¬ственного увеличения стоимости их посреднических услуг и тем самым поро¬ждала благодушное отношение банковского руководства к контролю за из¬держками и резервированию средств на покрытие убытков по безнадежным ссудам.

Чрезвычайно бурный рост числа банков в течение очень ограниченного промежутка времени проходил в условиях острого дефицита квалифицированных банковских специалистов (особенно руководителей и главных бух¬галтеров) прежде всего для управления отдельно взятым банком, что вело к снижению требовательности к профессиональной подготовке банковских кадров. Это не могло не сказаться негативно на качестве управления кредит¬ными организациями, а в конечном счете на уровне выполнения банками своих функций. Кроме того, в обстановке общей криминализации страны банковская сфера, которая всегда была привлекательной для мошенников, превратилась в предмет повышенного интереса со стороны разных категорий преступников. Большое число банков испытывает на себе прямые и опосре¬дованные формы давления, и во главе многих кредитных организаций оказа¬лись люди с сомнительной репутацией. В подобных обстоятельствах появле¬ние проблем у таких банков стало неизбежным.

Сегодня ситуация в банковской сфере остается достаточно сложной. Только 35% общего числа российских банков в настоящее время отвечает всем критериям финансовой устойчивости. Еще столько же банков испыты¬вают определенные, хотя и не вызывающие серьезных опасений, проблемы. Сохраняются внешние факторы, отрицательно влияющие на положение от¬дельных банков (кризисное состояние экономики, падение производства, неплатежи и т. п.), негативное воздействие которых усиливается существо¬ванием еще и внутренних причин (неквалифицированное управление банком, недостатки в учете и отчетности, слабость внутреннего аудита, отсутствие необходимых резервов, чрезмерные расходы на нужды банка и др.). Трудно¬сти количественного роста, с которыми сталкивались российские коммерче¬ские банки на первом этапе своего существования (нехватка квалифициро¬ванных специалистов, помещений, оргтехники) уступили место проблемам иного порядка (недостатку капитала, ликвидности, надежных заемщиков; ограниченности сфер эффективного и прибыльного вложения средств; необ¬ходимости расширения ассортимента банковских продуктов, повышения их качества).

До начала реформирования банковской сферы, первый этап которого относится к 1987-1988 гг., когда были созданы пять государственных специализированных бан¬ков, в стране функционировали всего четыре банка (Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Сбербанк СССР и Внешторгбанк СССР)

Параллельно с формированием банковской системы в ее современном виде происходило становление и совершенствование с учетом отечественной практики и мирового опыта системы регулирования деятельности коммерче¬ских банков. В настоящее время функции надзора за кредитными организа¬циями в нашей стране возложены на Центральный банк Российской Федера¬ции, который призван осуществлять постоянный контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России. Свои полномочия в области банковского надзора ЦБ РФ реализует через лицензирование банковской деятельности, документарный надзор, организацию и проведение инспекционных проверок на местах. Кроме того, Банк России занимается и вопросами санации проблемных банков.

В нашей стране заложена правовая основа банковского регулирования и надзора, в целом отвечающая принципам мировой практики. Правовое регу¬лирование банковской деятельности в России осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельно¬сти», другими федеральными законами и нормативными актами Банка Рос¬сии. Законодательно определена система экономических нормативов дея¬тельности кредитных организаций, установлен порядок надзора за их соблю¬дением, определены санкции к кредитным организациям, допускающим на¬рушения федерального законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России.

1.Система банковского надзора в России, ее цели и задачи

Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, не¬посредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям предъяв¬лялись относительно либеральные требования. Это объяснялось неразвито¬стью самой системы банковского надзора и задачей ускоренного формирова¬ния коммерческого банковского сектора, обусловленной прежде всего поли¬тическими целями. Позднее основной акцент в деятельности надзорных орга¬нов был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функциони¬рующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ также поставлена задача разработки сис¬темы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерче¬ские банки нашей страны.

Приближение стандартов банковского надзора в России к международ¬ным является закономерным результатом развития российской банковской системы. Сложившаяся к настоящему времени в нашей стране система надзо¬ра за деятельностью кредитных организаций в значительной степени отвечает международным требованиям.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос¬сии)». Ст. 4, п. 7, ст. 55.

Все большее соответствие мировым стандар¬там совершенствуемых Банком России процедур создания новых кредитных организаций, надзора за банками достигается путем постепенного ужесточе¬ния требований, предъявляемых к кредитным организациям.

В последнее время изменена структура управления процессами регули¬рования и надзора за банковской деятельностью, заложен фундамент системы раннего реагирования, введены новые более жесткие экономические нормативы для кредитных организаций, устанавливается особый надзор за круп¬нейшими банками федерального уровня.

1.1 Базельские принципы надзора

Решение большинства про¬блем банковского надзо¬ра видится в усилении сис¬темного подхода, преодоле¬нии обособленности отдельных подразделений надзорного бло¬ка, дальнейшем совершенствова¬нии их деятельности.

Коротко охарактеризую воз¬можные направления совершен¬ствования банковского надзора на системной основе, имея в виду основные документы Базельского комитета (Банк России принял

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»