←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
По дисциплине: >
Специальность: > 060400
Форма обучения – заочная 3г.10м.
Зачетная книжка: № 33590/98
Работу выполнил: Зражевская Т.А.
Работу принял: ___________________________________
Санкт –Петербург
1999г.
Содержание
1. Теория и практика использования лизинга в России и за рубежом. 3
2. Международный валютный фонд и его роль в стабилизации экономики развивающихся стран. 14
3. Денежное обращение в государстве и методы управления денежной массой. 20
4. Взаимосвязь наличной и безналичной форм денежной системы. 23
5. Список использованной литературы 27
Теория и практика использования лизинга в России и за рубежом.
Одной из новых форм кредитных отношений, которую уже начали осваивать российские банки, является лизинг. Эта операция получила большое распространение в мировой банковской практике.
Феномен лизинга уже к началу 80-х гг. определился не как простая долгосрочная аренда, а как новая, нетрадиционная, дополнительная система перспективного финансирования, в которой задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и прочие финансовые механизмы. Лизинговая операция способствует сотрудничеству и взаимодействию банковских структур с деловыми кругами по финансированию производ¬ства, что так необходимо сегодня российской экономике.
Лизинговый бизнес представляет собой особую сферу предприни¬мательской деятельности. При активном внедрении лизинг в силу при¬сущих ему возможностей может стать мощным импульсом техничес¬кого перевооружения производства, структурной перестройки российс¬кой экономики, насыщения рынка высококачественными товарами. Эффективность лизинговых сделок, достигаемая в результате их при¬менения в хозяйственной практике, состоит в активизации инвести¬ционного процесса, улучшении финансового состояния предприя¬тий лизингополучателей, повышении конкурентоспособности мелкого и среднего бизнеса.
Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от анг. 1еа-sing — сдавать в наем) связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в арен-ду. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техничес¬ком перевоо-ружении производства.
В США лизинг превратился в один из основных видов экономичес¬кого бизнеса. Бы-стрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых до¬говоров определили самые различные варианты приобретения инвести¬ционных средств предпринимателями в различных сферах эко-номики. Позднее лизинговые компании получили название «финансово-лизин¬говые общества». Они стали обеспечивать производителям сбыт продук¬ции путем передачи ее в аренду, а также финансирование сделок и разделение связанных с ними рисков.
В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появи¬лись в конце 50-х — начале 60-х гг. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределен-ностью их статуса с позиций граж¬данского, торгового и налогового законодательства. Лишь после того, как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закреп-ле¬ние статуса лизинговых договоров, их рост характеризуется высокими темпами.
С начала 60-х гг. лизинговый бизнес получил свое развитие и на азиатском конти-ненте.
В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США — Западная Европа — Япония». В Западной Европе лизингода-телями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, ко-торые в 75—80% слу¬чаев контролируются банками или являются их дочерними об¬ществами.
Международный рынок лизинговых услуг считается одним из наибо¬лее динамич-ных. По оценкам экспертов, к началу 1988 г. на условиях лизинга реализовывалось ос-новных фондов на 250 млрд. долл., в то время как в 1979 г. — только на 50 млрд. долл.
В 90-х гг. в общей сумме капитальных вложений в машины и оборудование на долю лизинга приходилось: в США — 25—30%; в Англии, Франции, Швеции, Испании — 13—17; Италии, Голландии — 12—14; Австрии, Дании, Норвегии — 8—10; в Японии — 8—10%. В Японии объем лизинговых сделок за 1980—1988 гг. увеличился в 6 раз, а ежегодный прирост лизинговых операций составляет 25—30%.
Вместе с тем европейский рынок лизинга, несмотря на его быстрое развитие, по темпам несколько уступает США, Азиатско-Тихоокеанскому региону и Австралии.
В Австралии почти 33% общих промышленных капитальных вложе¬ний производит-ся на основе лизинга. В США большая часть ЭВМ, полиграфического и энергетическо-го оборудования приобретается на условиях лизинга. Для подъемно-транспортного оборудования доля последнего составляет 58%, для пассажирских самолетов и станков — 50%. Наибольшее применение лизинг получил в отраслях с быстроменя¬ющейся тех-нологией и вычислительной техники, а также в автомобилест¬роении, производстве средств связи, электронном оборудовании и т.п.
Для современного периода характерно создание международных лизинговых инсти-тутов. Так, Объединение европейских лизинговых обществ (штаб-квартира в Брюсселе) охватывает общества и союзы 17 европейских государств.
В ряде государств правительственные органы используют лизинг как особую форму поддержки малого бизнеса. Например, в Японии специ¬ально создана система органов, обеспечивающая предоставление лизин¬говых услуг малым предприятиям. В частности, в учрежденной в 1966 г. Системе лизингооборудования принимают участие в качестве кредито¬ров национальное и префектурные правительства.
В России лизинг до недавнего времени применялся лишь в междуна¬родной торговле и в сравнительно небольших объемах. Вместе с тем обследование предприятий и орга-низаций показало, что большая часть потребителей испытывает необходимость в при-влечении машин, обору¬дования и другой техники на условиях аренды.
Образование специализированных лизинговых предприятий — «Арендомаш», «Ко-лумб», «Интерлазерлизинг» — и лизинговых компаний — «Россия», «Молдовализинг» — и активное включение коммерческих банков в выполнение этих операций положили начало рынку лизинговых услуг в нашей стране. Так, в III квартале 1990 г. в России объем лизинговых операций коммерческих банков составил 55,1 млн. руб.
На 1 июля 1989 г. объем приобретенного имущества возрос в 220 раз, на начало 1990 г. — в 6 раз и в 1991 г. — в 2,9 раза. Объем лизинговых операций на 1 января 1996 г. составил 670,5 млрд. руб., а количество лизинговых компаний — 250.
Вместе с тем следует отметить, что при высоких темпах инфляции, нестабильном налоговом законодательстве, отсутствии нормативных актов, регулирующих лизинго-вые операции, последние становятся весь¬ма рискованными, что мешает развитию фи-нансового (капитального) лизинга в России.
Многие коммерческие банки фактически скрывают за лизинговыми договорами сделки по продаже высокодоходных товаров (ЭВМ, видео¬техника, автотранспортные средства). Отмечается также тенденция, когда коммерческие банки относят к лизингу другие виды услуг, что связано с недостаточным знанием особенностей операций по лизингу, являющихся по своей конструкции одной из наиболее сложных финан¬совых операций.
В мировой практике термин «лизинг» используется для обозначения различного ро-да сделок, основанных на аренде товаров длительного пользования. В зависимости от срока, на который заключается договор аренды, различают три вида арендных опера-ции:
• краткосрочная аренда (рейтинг) — на срок от одного дня до одного года;
• среднесрочная аренда (хайринг) — на срок от одного года до одного года до трех лет;
• долгосрочная аренда (лизинг) — на срок от трех до 20 лет и более.
Под лизингом обычно понимают долгосрочную аренду машин и оборудования или договор аренды машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора. Кроме того, лизинг можно рассматривать как специфическую форму финансирования вложений в основные фонды при посред-ничестве специализированной (лизинговой) компании, которая приобретает для третье-го лица имущество и отдает ему это имущество в аренду на долгосрочный период. Та-ким образом, лизинговая компания фактически кредитует арендатора. Поэтому лизинг иногда называют «кредит-аренда» (фр. «креди-бай»).
В отличие от договора купли-продажи, по которому право собствен¬ности на товар переходит от продавца к покупателю, при лизинге право собственности на предмет аренды сохраняется за арендодателем, а лизингополучатель приобретает лишь право на его временное исполь¬зование. По истечении срока лизингового договора
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
|