Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Банковское дело /

Основные вопросы ценообразования

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНКУ

Глава 1

Цена как экономическая категория в переходный период

§ 1. Теоретические основы цены

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элемен¬тов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая катего¬рия. В ней пересекаются практически все основные проблемы раз¬вития экономики, общества в целом. В первую очередь это отно¬сится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонни¬ков одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонни¬ки другой теории считают, что цена товара представляет собой сум¬му денег, которую покупатель готов заплатить за товар определен¬ной полезности. Отсюда цена — денежное выражение стоимости товара.

В отличие от цены ценообразование представляет собой про¬цесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в ос¬новном две системы ценообразования:

1. централизованная, кото¬рая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения.

2. рыночная, ос¬нованная на базе взаимодействия спроса и предложения.

Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожес¬точенные споры двух диаметрально противоположных школ.

Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется ко¬личеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции за¬ключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.

Стоимость — это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в това¬рах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд при¬нято называть абстрактным.

Таким образом, отношение стоимостей различных товаров от¬ражает отношение представленных в них величин абстрактного тру¬да. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи).

Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.

Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объек¬тивную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.

Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных за¬трат в наилучшем варианте использования производственных ре¬сурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.

В итоге спор между изложенными концепциями сводится к сле¬дующему: что же определяет цену товара — предложение (стои¬мость) или спрос (полезность)? Является ли полезность товара функцией его стоимости или, напротив, стоимость есть функция полезности товара?

Современная экономическая теория пытается синтезировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене объективность (стоимость) и субъективность (полезность) товара.

Однако бесспорным является положение о том, что количест¬венное определение затрат на производство и реализацию товаров и услуг было и остается объективной потребностью и реальностью в любой общественно-экономической формации. Ведь очевидно, что объективный процесс формирования затрат в условиях рыноч¬ных отношений происходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов про¬изводства и реализации товаров за счет доходов, полученных от их продажи.

Фирмы, не обеспечивающие такие условия, разоряются и гиб¬нут, а их место занимают другие фирмы, которые имеют более низ¬кие затраты на производство и реализацию товаров. Они получают более высокие доходы, обеспечивающие им условия для осуществ¬ления нормального процесса воспроизводства.

Генеральное агентство по тарифам и торговле (ГАТТ) рекомен¬дует использовать следующее определение нормальной стоимости: «Нормальная стоимость понимается как стоимость материалов и изготовления товара в стране его происхождения, покрываемая в ходе обычных торговых операций, плюс разумная прибыль и об¬щие расходы».

Построение рыночного хозяйства требует решительного преодо¬ления многих теоретических и методологических догм, которые все еще имеются в экономической науке и практике хозяйствования, в том числе в области ценообразования. Прежде всего необходимо решить весьма важную проблему общего и принципиального харак¬тера, в зависимости от которой находятся другие вопросы, связан¬ные с теорией, методологией и практикой ценообразования. Эта проблема может быть сформулирована следующим образом: каковы место и роль цены в рыночном хозяйстве?

Правильный ответ на этот вопрос может быть дан лишь после того, как будет раскрыт главный вопрос: что такое рынок в циви¬лизованном смысле этого слова?

В экономической литературе имеется много определений поня¬тия «рынок». И это естественно. Дело в том, что рынок — явление весьма сложное и пока еще недостаточно изученное.

Так что же такое рынок? Наиболее полным и точным представ¬ляется следующее определение. Рынок — это устойчивые, постоян¬но воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торговые, экономические, технологические и др.) между субъекта¬ми рыночных отношений, но обязательно опосредованные через механизмы стоимости, товарно-денежных отношений, механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляю¬щих сферы обращения товаров.

Рынок выступает основной формой реализации товарно-денеж¬ных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, за¬работной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стои¬мостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизвод¬ства.

Рыночные отношения могут возникать где угодно, если спросу противостоит предложение, — на базаре, в деловом офисе, по теле¬фону, на бирже и т. д. Когда на рынке устанавливается равновесие между спросом и предложением, результатом этого экономического процесса является цена.

На рынке встречаются продавцы и покупатели, отстаивающие противоположные интересы.

Продавцы имеют цель продать свои товары и при этом полу¬чить по возможности большую цену и прибыль. Но так как каждый из продавцов приходит на рынок с одним и тем же намерением, между ними возникает конкуренция. Покупатели в свою очередь заинтересованы в приобретении нужных им товаров с как можно большей полезностью и низкой ценой. Выравнивание интересов продавца и покупателя осуществляется через цену, которая на рын¬ке формируется путем взаимодействия спроса и предложения. Цена выравнивает соотношение спроса и предложения и является ком¬промиссом между продавцом и покупателем.

Таким образом, рынок — это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.

Рынок можно выразить следующей элементарной схемой:

Предложение Рынок Спрос

Максимизация Цена Максимизация

прибыль полезности

Из представленной схемы можно сделать принципиальный вы¬вод: цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сглаживая противоположные экономические интересы продавца и покупателя, приводя в соответствие спрос и предложение. Цено¬образование, являясь одним из основных звеньев рыночной эконо¬мики, выступает не только гибким инструментом, но и важным ры¬чагом управления.

Рынок и цена — категории, обусловленные товарным производ¬ством. При этом первичным является рынок, что объясняется так: при товарном производстве экономические отношения проявляют¬ся главным образом не в самом процессе производства, а через ры¬нок. Именно рынок является основной формой проявления товар¬но-денежных отношений и стоимостных категорий.

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбаланси¬рованности спроса и предложения. Он является одним из регулято¬ров общественного производства, способствуя «переливу» ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секто¬ров. Этот «перелив» осуществляется предприятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежных отношений. В связи с этим в переходный период возникает и усиливается функция цены как критерия рационального размещения производства.

При единой государственной собственности регулирование эко¬номики осуществлялось через закон планомерного

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»