Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Банковское дело /

Порядок расчета и отражения в учете обязательных резервов

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


обратную коэффициенту резервирования, а общая сумма ми-нимальных резервов будет равна размеру депозита (d).

Следовательно, величина кредитно-депозитной эмиссии (Эd) и всей денежной массы в целом (Д) прямо пропорциональна размеру привлеченных коммерческими банками депози-тов (d) и находится в обратной зависимости от норматива резервных требований, установ-ленного ЦБ (r). В то же время изменение уровня норматива резервирования не влияет на максимально возможную сумму резервов (R) и объем имеющихся у коммерческих банков наличной денежной массы (Д0).

В данной связи появляется угроза падения уровня ликвидности, вызванного падением фактических остатков наиболее ликвидных наличных средств у коммерческих банков (Д0 и R) объему эмитированной ими безналичной денежной массы (Д и Эd). Поддержание про-центного отношения между наличными и безналичными денежными средствами в экономи-ке на прежнем уровне может достигаться, во-первых, посредством пропорциональной эмис-сии наличности со стороны ЦБ, в случае если он поощряет депозитную экспансию; во-вторых, благодаря процессам саморегулирования на микроуровне, выраженным в ликвида-ции эмитированных коммерческими банками безналичных денежных средств, когда депо-зитная эмиссия не поддерживается ЦБ, если он проводит рестрикционную политику.

Минимальные резервы, депонированные на отдельном счете в ЦБ, являются составной частью денежного агрегата Д0 и приравниваются по уровню ликвидности к наличным день-гам. Поскольку агрегат Д0 входит во все последующие денежные агрегаты, то, изменяя ве-личину агрегата Д0, ЦБ имеет возможность воздействовать на совокупную величину денеж-ных средств в экономике. Увеличение сумм депонируемых минимальных резервов, находя-щихся в ЦБ, влечет за собой сокращение величины денежного агрегата Д0, а соответственно и Д1-Д5, и наоборот.

Поэтому фиксация определенного лимита наличных денежных средств в регионе явля-ется еще одним инструментом регулирования ЦБ уровня ликвидности коммерческих банков.

Следовательно, помимо определения абсолютных размеров выпуска (изъятия) в обра-щение наличности, эмиссионные

Функции Центрального банка, как основного, хотя и не единственного субъекта денеж-ной эмиссии, реализуется как посредством изменения норматива минимальных резервов, влияющего на динамику безналичной денежной массы, так и с помощью установления ко-эффициента наличности (определенной доли налично-денежного оборота), характеризующе-гося отношением денежного агрегата Д0 к общему объему денежной массы (к5 = Д0 /Д5) ли-бо к наиболее ликвидной его части (к1 = Д0 /Д1).

1.2 Использование норматива резервных требований Центральным банком

В случае использования резервных требований как самостоятельного инструмента пу-тем периодического пересмотра устанавливаемых нормативов Центральный банк устанавли-вает:

Механизм осуществления расчетов через резервные (корреспондентские) счета коммер-ческих банков в учреждениях Центрального банка;

Единую методику расчета остатка средств на резервных (корреспондентских) счетах коммерческих банков;

Методику определения и критерии пересмотра действующих нормативов отчислений коммерческих банков в фонд регулирования кредитных ресурсов;

Дифференцированные нормативы отчислений коммерческих банков в фонд регулиро-вания кредитных ресурсов по различным критериям вкладов, регионам, группам банков.

Нормативы резервных требований устанавливаются дифференцированно в зависимости от видов депозитов. Кроме того, возможна дифференциация устанавливаемых нормативов в зависимости от срока деятельности, величины актов банка, региона деятельности. В некото-рых странах в случае нарушения банком установленного норматива минимальных резервных требований предусматривается введение в действие специальных дополнительных резерв-ных требований в процентах к сумме превышения.

Механизм использования резервных требований в качестве базы для проведения по ре-финансированию и на открытом рынке заключается в следующем.

В случае получения коммерческим банком рефинансирования в Центральном банке (ссуды по его официальной учетной ставке) или покупки (переучета) Центральным банком у коммерческого принадлежащих ему ценных бумаг соответствующие суммы поступают на резервно-корреспондентский счет этого банка, увеличивается остаток средств на счете, и со-ответственно расширяются возможности банка по выполнению резервных требований и расширению масштабов его ссудных операций. В случае продажи ценных бумаг коммерче-скому банку Центральным соответствующая сумма списывается с его резервно-корреспондентского счета, вследствие чего возникает (либо увеличивается) недостаток обес-печения установленного норматива резервных требований и банк будет вынужден искать источники восполнения возникшего недостатка резервных средств.

Зарезервированные коммерческими банками средства находятся в распоряжении Цен-трального банка, который может их использовать по своему усмотрению. Например, пере-распределить депонированные коммерческими банками средства на резервных счетах, пре-доставляя их в качестве ссуд по своей официальной процентной ставке банковским институ-там, испытывающим потребность в кредите. Пополнить остаток средств на резервно -корреспондентском счете кредитных институтов и соответственно расширить объем кредит-но-денежных ресурсов, которыми они располагают, Центральный банк может также путем закупки у коммерческих банков государственных ценных бумаг.

Однако, поскольку установление норматива минимальных резервов является косвенным (экономическим) инструментов воздействия, реакция рынка на его применения замедленна и не всегда адекватна. Например, повышение норматива может не вызывать снижение объема денежной массы при превышении на рынке предложения свободных кредитных ресурсов над спросом на них.Так, если у банка имеются собственные или иные заемные кредитные ресурсы, общий размер ссуд, а соответственно и депозитов при этом может не изменяться. Таким образом, колебания нормативов влияют, прежде всего, на размер кредитов, выданных за счет привлеченных средств, и не обязательно вызывают изменение величины депозитной эмиссии.

Повышение гибкости и действенности системы минимальных резервов как инструмента регулирования деятельности банков достигается благодаря расширению диапазона диффе-ренции норматива резервирования средств. В мировой банковской практике, помимо пере-численных выше, используется еще большая дифференциация минимальных резервов в за-висимости от вида банковских обязательств. Например, в ФРГ резервные требования рас-пространяются на предъявительские ценные бумаги сроком до двух лет, а в США, Японии -на обязательствах в евровалютах. Что касается средств, депонированных в иностранной ва-люте, то в большинстве стран устанавливается минимальная сумма вкладов в инвалюте, ко-торая освобождается от действия минимальных резервных требований, а от сумм, превы-шающих этот установленный минимум, отчисления производятся в таком же порядке,как и по депозитам в национальной валют. Таким образом, резервированию подлежат различные компоненты денежной массы. Чем поддерживается необходимый уровень ликвидности коммерческих банков, повышается степень защиты интересов банковских клиентов.

1.3 Порядок резервирования средств

В СССР впервые резервные требования стали использоваться в качестве инструмента регулирования банковской деятельности с появлением в банковской сфере в апреле 1989 г. коммерческих структур и началом процесса формирования двухуровневой системы банков-ской системы. В связи с этим в Центральном банке СССР был образован Фонд регулирова-ния кредитных ресурсов, куда подлежали зачислению минимальные резервы всех вновь соз-данных акционерных (паевых) коммерческих, в том числе кооперативных, банков. Величина остатков средств, подлежащих резервированию, корректировалась ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца и исчислялась в соответствии с нормативом, установленным Центральным банком в процентах к объему привлеченными коммерческими банками средств.

За период действия данного инструмента регулирования в банковской системе СССР норматив отчислений, состав депонируемых сумм и дополнительные условия формирования минимальных резервов изменялись неоднократно.Если первоначально (апрель1989 г.) нор-матив резервирования составлял 5% , то в 1990 г. он был увеличен до 10%, в 1991 г. до 15%.

В некоторых случаях пересмотр ставки депонирования резервов сопровождался диффе-ренциацией депозитов по срокам. Например, для депозитов до востребования норматив ре-зервирования был установлен на уровне 15%, для депозитов сроком привлечения менее года 12, от одного года до трех лет 10%, а на депозиты сроком свыше трех лет с 01.07.91 г. резервные требования не распространялись.

Изначально резервированию подлежали привлеченные средства по иностранным опе-рациям; средства местных бюджетов и бюджетных организаций; неиспользованные средства для финансирования капвложений; расчетные, текущие и депозитные счета государственных, сельскохозяйственных, кооперативных , профсоюзных, общественных и других организаций; а также вклады граждан;привлеченные средства по расчетам между фи-лиалами банка; кредиторская задолженность, привлеченные фонды спецназначения, откры-ваемые на балансе коммерческих банков.

C 01.12.90 г. к указанным выше обязательствам были добавлены зарезервированные средства заказчиков, разные средства и фонды спецназначения и в связи открытием новых счетов расчетные счета арендных предприятий, арендаторов и крестьянских хозяйств, а так-же граждан, осуществляющих индивидуальную трудовую деятельность. Нецелесообразным было включение сумм инкассированной денежной выручки, списываемых после перерасчета и фактических расходов финансируемых банком нехозрасчетных организаций

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»