←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
организаций, поскольку по существу это квазипассивы, не представляющие собой какие - либо ресурсы. Необоснован-ной также была замена суммы кредиторской задолженности на сумму ее превышения над дебиторской, так как данное превышение не может служить обеспечением интересов креди-торов.
Перечисленные недостатки были устранены при последующем пересмотре условия ре-зервирования. Однако на ряду с квазипассивами из состава депонируемых показателей не-правомерно были исключены зарезервированные средства заказчиков. В связи с введением единого плана банковских счетов методика расчета подлежащих резервированию средств с 01.07.91 г.
Стала идентичной как для вновь созданных банков, так и для трансформированных спецбанков. Тем самым перечень счетов, применяемых для расчета депонируемой суммы привлеченных средств, был расширен за счет присоединения счетов, раннее используемых только в спецбанках. В связи с этим к числу резервируемых средств были причислены вкла-ды военнослужащих;средства по центральным расчетам (с Минфином,Минсвязи и пр.); средства, предназначенные для долгосрочных вложений; средства соцстраха и соцобеспече-ния, а также все свободные спецфонды.
Прогрессивным нововведением являлось расширение с 01.12.90 г. состава минималь-ных резервов. С этого времени депонирование привлеченных средств разрешено полностью или частично осуществлять в форме вложений в облигации Государственного внутреннего займа, чем допускалось не только беспроцентное, но и “доходное” минимальное резервиро-вание.
1.4 Минимальное резервирование в Российской Федерации
Преобразование бывших союзных республик в суверенные государства и издание ими самостоятельных законодательных актов, в том числе в банковской сфере, обусловливает проведение Центральным банком России самостоятельной денежно –кредитной политики. В области использования минимальных резервов как инструмента регулирования банковской деятельности это проявилось в создании с 30 апреля 1991 г. Резервного фонда кредитной системы России, формирующегося на основе депонирования части привлеченными коммер-ческими банками ресурсов. Норматив резервирования был зафиксирован на уровне 2%. Что касается качественного состава резервируемых средств, то Центральный банк России не включил в них привлеченные средства по всем видам расчетных операций, средства для дол-госрочных вложений и зарезервированные заказчиками, а также значительную часть привле-ченных фондов спецназначения. Не подлежали депонированию все заемные средства, т.е. кредиты и временная финансовая помощь, полученные в других банках, и долговые обяза-тельства коммерческих банков в виде ценных бумаг.
Недостатком такой системы расчета являлось отсутствие дифференциации норматива в зависимости от вида депонируемых средств, а особенно это касается валютных средств нере-зидентов.
Кроме того, не резервировалось привлеченные средства государственного бюджета; средства на корреспондентских счетах «Nostro», средства юридических лиц, поступившие от продажи ценных бумаг, распространенных по поручениям клиентов; привлеченные средства по факторинговым операциям.
Действующий в банковской системе России механизм резервирования является более гибким, чем действовавший в системе СССР, поскольку, во-первых, корректировка величи-ны остатка резервируемых средств предполагалась не один, а два раза в месяц, (по состоя-нию на 1-е и 16-е число); во-вторых, допускалась возможность переноса Главным управле-нием ЦБ по месту нахождения корреспондентского счета коммерческого банка срока депо-нирования минимальных резервов на 15 дней (до очередного урегулирования), получения коммерческими банками краткосрочного кредита на пополнение недостатка ликвидных средств, а также возвращения им на определенный срок части зарезервированных средств в случае необходимости.
С 01.02.92 г. размер обязательных резервных отчислений в России повысился с 2 до 10% суммы привлеченных средств банка, с 1 марта – до 15%, а с 1 апреля – до 20% по депо-зитам до востребования и 15% - по срочным депозитам.
2 СОЗДАНИЕ И УЧЕТ РЕЗЕРВА ПОД ВОЗМОЖНОЕ ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
В первый рабочий день каждого квартала производится переоценка вложений коммерче-ского банка в ценные бумаги. По реальной рыночной стоимости переоцениваются вложения банка в акции и негосударственные долговые обязательства, учитываемые на счетах с 502 по 511.
По результатам переоценки государственных облигаций (сч. 501) их балансовая стоимость изменяется.
Ее увеличение отражается:
Д 50101, 50103
К 601307 П "Переоценка ценных бумаг на ОРЦБ - положительные разницы"
Ее уменьшение:
Д 61407 А «Переоценка ценных бумаг на ОРЦБ - отрицательные разницы»
К 50101, 50103
При переоценке других ценных бумаг их балансовая стоимость не изменяется, а создаются резервы под возможные обесценения вложений.
Переоценка производится по средней рыночной цене (покупателя и продавца) на послед-ний рабочий день минувшего квартала.
Резерв создается под обесценение вложений в ценные бумаги с рыночной котировкой. По итогам завершенного фактора:
включение в листинг ценных бумаг не менее чем на одной фондовой бирже;
среднемесячный биржевой оборот по итогам отчетного квартала не менее 5 тыс. руб.;
публикация официальной биржевой котировки ценных бумаг в общей Российской газете;
отсутствие ограничений на обращение ценных бумаг.
В случае если по ценным бумагам, удовлетворяющим указанным критериям рыночная це-на по состоянию на последний рабочий день минувшего квартала (цена переоценки) окажется ниже балансовой стоимости, то коммерческий банк обязан создать резерв в размере снижения цены переоценки относительно балансовой стоимости. При этом сумма резерва не должна пре-вышать 50% балансовой стоимости ценных бумаг.
Резервы создаются для каждой ценной бумаги. Превышение цены переоценки над ее ба-лансовой стоимостью не сопровождается бухгалтерскими проводками (кроме сч. 501).
Учет резерва осуществляется на пассивных счетах: 50204, 50304, 50404, 50504, 50604, 50704, 50804, 50904, 51004, 51104.
Эти счета используются для учета средств резервов, создаваемых в установленном Банком России порядке.
При создании резерва делается проводка:
Д 70204 А «Расходы по операциям с ценными бумагами» (970)
К 50204-51104 (944)
Суммы резервов списываются со счетов при продаже ценных бумаг, для которых они ранее были созданы:
Д 50204-501104
К 70102 (960)
Если по итогам отчетного квартала рыночная стоимость ценных бумаг, под которую ранее был создан резерв, понизилась относительно рыночной цены, которая использовалась в качестве базовой для создания резерва по итогам предшествующего отчетного квартала, то сумма резерва корректируется в сторону увеличения резерва, т.е. производится доначисление резерва:
Д 70204(970)
К 501-511
Если необходимо уменьшить сумму резерва, то делается проводка:
Д 50204
К 70102
Если ценная бумага, в которую вложены средства банка, не удовлетворяет критериям в соответствии с которыми ценные бумаги относятся к ценным бумагам с рыночной котиров-кой для цели создания резерва под их обеспечение за рыночную стоимость.
По состоянию на последний рабочий день отчетного квартала принимается фактическая цена покупки ценной бумаги, уменьшенная в 2 раза. При реализации ценной бумаги, для ко-торой ранее был создан резерв, сумма резерва перечисляется на счет дохода:
Д счетов резервов
К 70102.
3 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ
Центральный банк России письмом от 15 февраля 1994 г. № 13-1/190 утвердил Положе-ние о порядке формирования фонда обязательных резервов коммерческих банков и кредит-ных учреждений в Центральном банке Российской Федерации (дополнение № 1 от 31 декаб-ря 1994 г. № 135 и дополнение № 2 от 29 марта 1995 г. № 158) (приложение 1). Данное По-ложение является унифицированным документом о порядке формирования фонда обязатель-ных резервов в Банке России и отменяет предыдущие указания, касающиеся обязательных резервов.
Нормы обязательных резервов устанавливаются Советом Директоров Банка России в зависимости от сроков привлечения средств и депозитов коммерческими банками в следую-щих размерах:
по счетам до востребования — 20 процентов;
по срочным обязательствам коммерческого банка и кредитного учреждения — 15 про-центов.
По мере изменения денежной массы в обращении, а также под влиянием происходящих изменений в экономике и финансах России резервные требования могут пересматриваться.
Положение предусматривает расширение прав и повышение ответственности банков в формировании фонда обязательных резервов. Расчет регулирования размерь' обязательных резервов, подлежащих депонированию в Центральном банке России, приведен в приложении 21.2. Положение распространяется на все коммерческие банки и кредитные учреждения за исключением учреждений Сберегательного банка. Для учреждении Сберегательного банка действует порядок депонирования средств, изложенный в совместном письме Центрального банка Российской Федерации и Сберегательного банка Российской Федерации от 27 августа 1992 года № 16/01-119.
4 РЕЗЕРВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ
На основании Письма Центрального Банка России от 20 декабря 1994 г. № 130а ком-мерческие банки обязаны создавать резерв на возможные потери по ссудам. Указанный ре-зерв учитывается на балансовом счете № 945 «Резерв на возможные потери по ссудам». От-числения в указанный
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|