Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Банковское дело /

Правовое регулирование социальных платежей

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и принципы их взимания

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пен¬сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государст¬венный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного меди¬цинского страхования) формируются за счет различных источни¬ков, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюдже¬та. Однако основным и постоянным источником финансовых ре¬сурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные плате¬жи, именуемые в действующем законодательстве “страховые пла¬тежи” либо “страховые взносы”.

Денежные средства государственных социальных внебюджет¬ных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гаран¬тии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безрабо¬тицы (ст. 37, 39,41).

Таким образом, именно общегосударственная значимость на¬званных социальных внебюджетных фондов позволяет законода¬телю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов', в том числе и в целях погаше¬ния бюджетного дефицита.

Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных слу¬чаях — гражданами (застрахованными) либо органами управле¬ния2 (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджет¬ные фонды формируются страховым методом, предусматриваю¬щим обязанность всех страхователей — работодателей (организа¬ций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимаю¬щихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязатель¬ные страховые платежи (взносы) в фонды.

Страховой метод образования финансовых ресурсов государст¬венных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как “страховые взносы”.

В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюд¬жетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и полу¬чение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых взносов производится по страховым тари¬фам — ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых та¬рифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Со¬бранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе “О та¬рифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федера¬ции, Фонд социального страхования Российской Федерации, Госу¬дарственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования”.

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначаль¬ном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объеди¬нены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части Налого¬вого кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо “социального налога” в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включе¬ны “взносы в государственные социальные внебюджетные фонды”, предусматривающие сохранение действующих в настоя¬щее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджет¬ных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов1.

С учетом анализа норм действующего финансового законода¬тельства, страховые платежи (взносы) в государственные социаль¬ные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закреплен¬ные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспече¬ния гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов2.

Таким образом, страховые взносы в государственные социаль¬ные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы)

платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение госу¬дарственных социальных программ и обеспечивающих рентабель¬ную деятельность самих фондов.

В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение констатировано даже Конституцион¬ным Судом РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г.

Являясь по своей правовой природе обязательными платежа¬ми, страховые взносы в названные фонды имеют ряд характерных для этих платежей признаков. При этом одна часть признаков этих платежей совпадает с признаками налогов, другая — с признака¬ми сборов.

Во-первых, страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды как и общеобязательные налоги и сборы, устанавливаются законом и носят публичный характер. Поэтому и отношения по уплате страховых взносов, также как и налогов, возникают независимо от воли участников — в силу закона;

во-вторых, плательщики страховых взносов в эти внебюджет¬ные фонды подлежат обязательной регистрации, как и плательщи¬ки налогов и сборов;

в-третьих, страховые платежи (взносы) являются регулярными платежами п носят постоянный характер. Они уплачиваются в определенном порядке и конкретные сроки, установленные в нор¬мативно-правовых актах;

в-четвертых, за просрочку уплаты страховых взносов предус¬мотрено не только взыскание в бесспорном порядке недоимок, но и взимание пени, а за сокрытие или занижение сумм выплат, на которые начисляются страховые взносы — применение в судебном порядке финансовых санкций;

в-пятых, контроль за полнотой и своевременностью начисле¬ния и уплаты страхователями страховых взносов осуществляется не только со стороны самих внебюджетных фондов, но и со стороны налоговых органов, а также Министерства финансов РФ и Феде¬рального казначейства;

в-шестых, страховые взносы, взимаемые в государственные со¬циальные внебюджетные фонды, несмотря на то, что не включают¬ся в федеральный бюджет, имеют общегосударственное значение, ибо централизованные в этих фондах денежные средства, аккуму¬лированные в виде обязательных страховых платежей (взносов), расходуются, прежде всего, для финансирования в общегосударст¬венных целях конкретных социальных потребностей граждан: на социальное обеспечение по возрасту, на охрану здоровья и меди¬цинскую помощь, на защиту от безработицы и т.п. Однако исполь¬зование- финансовых ресурсов указанных внебюджетных фондов в общегосударственных целях не препятствует одновременной “пер¬сонификации” получаемых из этих фондов выплат*.

Следовательно, страховые взносы по своему социально-право¬вому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законода¬тель установил публичные цели взимания этих платежей, что яв¬ляется сущностным признаком налогов;

в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей закрепляет такие элементы обло¬жения страховыми взносами, как

• субъект страховых взносов (т.е. определяет плательщика-страховщика);

• обьект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взяосы);

• ставка (т.е. тариф — размер страхового платежа с определен¬ного вида доходов или выплат);

• льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начислягются);

• сроки и порядок уплаты;

• ответственность плательщиков и банков за правильность на¬числения, своевременность уплаты и перечисления страхо¬вых взносов в фонды и порядок защиты прав плательщиков этих взносов;

в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносов во внебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения анало¬гично, как и при уплате налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За несвоевре¬менное зачисление или перечисление по вине кредитных органи¬заций страховых взносов на счета органов фондов банки несут фи¬нансовую ответственность в виде начисления пени за каждый день

просрочки;

в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи, т.е. без закрепления

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»