Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Банковское дело /

Правовое регулирование социальных платежей

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


закрепления в нормах права. Другая же часть принципов за¬креплена в налоговом и бюджетном законодательстве.

На основе анализа финансово-правовой литературы и действу¬ющего финансового законодательства можно выделить следующие принципы установления, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, га¬рантированный установлением мер финансово-правовой ответст¬венности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и не¬своевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда);

принцип законности и публичности, связанный с установле¬нием страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов;

принцип единства и федерального характера платежей, оз¬начающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым прави¬лам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собствен¬ностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные со¬циальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных пла¬тежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации;

принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий со¬размерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граж¬дан социально значимым интересам и целям их введения. Други¬ми словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собствен¬ность и достойное существование. Несоразмерными такие плате¬жи будут признаны в том случае, если они фактически “парализуют реализацию конституционных прав и свобод” юридических и физических лиц1;

принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;

принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом пос¬ледних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назна¬чения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивиду¬альной возмездности и возвратности страховых платежей (взно¬сов) их плательщикам;

принцип целевого использования страховых взносов в государ¬ственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с зада¬чами формирования конкретных фондов. Этот принцип обуслов¬ливает запрет на изъятие средств одного государственного соци¬ального внебюджетного фонда для передачи в другой аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установлен¬ных в законодательном порядке. Например, в числе средств, ис¬пользуемых для формирования Пенсионного фонда РФ, преду¬смотрены средства Государственного фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий безра¬ботным2. Кроме того, в соответствии с этим принципом устанавли¬вается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это особенно важно в условиях хронического бюджетного дефици¬та, когда требуются не только дополнительные финансовые ресур¬сы для его покрытия, но и мобильность в перераспределении бюд¬жетных средств на осуществление конкретных особо важных ста¬тей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее важными социальными потребнос¬тями членов общества, государство и создает социальные внебюд¬жетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд

(пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды отно¬сятся к специальным обязательным (целевым) платежам.

Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды

Начиная с 1991 г. со всех работодателей стали взиматься обяза¬тельные страховые взносы в три государственных социальных вне¬бюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости РФ и Фонд социального страхования РФ. В Пенсионный фонд РФ страховые взносы уплачивали также и работники. С 1993 г., когда были образованы фонды обязательного медицин¬ского страхования, отчисления с работодателей стали в обязатель¬ном порядке взиматься и в этот фонд.

В формировании государственных социальных внебюджетных фондов и аккумулировании в эти фонды обязательных страховых взносов много общего, поскольку все эти фонды в своей совокуп¬ности представляют организационно-правовую форму социально¬го страхования, которое распространяется в Российской Федера¬ции абсолютно на всех работников (ст. 236 КЗоТ).

Однако учитывая то обстоятельство, что каждый из государст¬венных социальных внебюджетных фондов имеет статус самосто¬ятельного государственного некоммерческого финансово-кредит¬ного учреждения, порядок уплаты обязательных платежей (взно¬сов) в различные фонды, естественно, имеет свои особенности и не может быть абсолютно идентичным.

Таким образом, в формировании внебюджетных фондов за счет обязательных страховых взносов можно выделить не только общие черты, но и существенные различия. Различия заключаются, в частности, в перечне выплат, на которые начисляются и не начис¬ляются страховые взносы, размере страхового тарифа, а также штрафных санкций за неуплату страховых взносов и порядке их применения. Определенные отличия имеются в порядке предо¬ставления льгот и осуществления контроля за своевременностью и полнотой уплаты страховых взносов.

Рассмотрим более подробно сходства и различия в порядке фор¬мирования и использования финансовых ресурсов фондов за счет обязательных платежей — страховых взносов. Для этого обратим-

ся к источникам правового регулирования порядка взимания стра¬ховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Перечень этих источников очень широк и разнообразен. Среди правовых актов, регулирующих начисление страховых взносов можно выделить такие основные, как утвержденные Пра¬вительством РФ положения о конкретных фондах, ежегодно при¬нимаемые федеральные законы “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Госу¬дарственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязатель¬ного медицинского страхования”, утвержденные перечни выплат, на которые не начисляются страховые взносы в конкретные вне¬бюджетные фонды', а также инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств конкрет¬ных фондов2. Достаточно много положений, касающихся уплаты страховых взносов, содержится в законах о бюджете конкретного фонда на текущий год3. В качестве особого источника правового регулирования можно назвать постановления и определения Кон¬ституционного Суда РФ4. Помимо правовых актов нормативного характера, порядок начисления страховых взносов на конкретные выплаты разъясняется многочисленными ведомственными доку¬ментами5.

Общие черты и особенности взимания страховых взносов в кон¬кретные государственные социальные внебюджетные фонды наи¬более полно можно выявить, если рассматривать их, исходя из основных элементов обложения этими платежами, закрепленных в законодательстве.

Так, едиными субъектами обложения обязательными страхо¬выми взносами (кругом плательщиков) в государственные соци¬альные фонды являются:

• работодатели-организации любых организационно-право¬вых форм;

• работодатели-организации, занятые в производстве сельско¬хозяйственной продукции;

• граждане (физические лица) — работодатели, осуществляю¬щие прием на работу по трудовому договору или выплачи¬вающие вознаграждение по договорам гражданско-правово- 31 го характера, предметом которых являются выполнение Ц работ и оказание услуг (если последние не являются индивидуальными предпринимателями); ' граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам, а также получающие вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых явля¬ются выполнение работ и оказание услуг, а также по автор¬ским договорам;

• индивидуальные предприниматели, в том числе и иностран¬ные граждане, а также приравненные к ним плательщики (например, частные детективы и аудиторы, нотариусы, зани¬мающиеся частной практикой, адвокаты);

• крестьянские (фермерские) хозяйства;

• родовые, семейные общины коренных малочисленных наро¬дов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хо¬зяйствования.

Все плательщики (кроме работающих граждан) в обязательном порядке проходят регистрацию в территориальном органе кон¬кретного внебюджетного фонда. Для вновь образованных органи¬заций установлен максимальный срок для прохождения такой ре¬гистрации в 30 дней со дня учреждения. В соответствии же с Феде¬ральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе¬ваний”, принятым 24 июля 1998 г., но не вступившим в законную силу, срок регистрации плательщика страховых взносов сокращен до 10 дней1.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»