Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Банковское дело /

Роль банковской системы в условиях перехода к рынку

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


желаемого результа-та:

1. Оффшорные банки. Регистрируется оффшорный банк (назовем его Cyprus Bank), корсчета которого открываются в обычных рос-сийских банках. В оффшорных же зонах регистрируются подставные фирмы, счета которых обслуживает Cyprus Bank. Далее оформляются "липовые" контракты о переводе денег в эти оффшорные предпри-ятия, а Cyprus Bank подтверждает, что сумма поступила на его счета в "месте нахождения". На самом деле эти деньги никуда за пределы России не выходят, а обналичиваются и выплачиваются прямо на месте.

2. Экспортно-импортные операции. Этот метод помогает и предприятиям, занимающимся ВЭД, избежать таможенных пошлин. Здесь опять наиболее популярна схема с использованием оффшорных банков.

Российский банк открывает у себя корсчета в рублях и в ино-странной валюте своему же оффшорному банку (Cyprus Bank). Пред-приятие, желающее перевести деньги за границу, перечисляет рубли на счет специальной фирмы в банке, последняя же переводит рубли компании-нерезиденту за какой-то товар. Ну а компания-нерезидент держит счет в Cyprus Bank, у кторого корсчет открыт в россиийском банке. Круг замкнулся. Таким образом, внутри банка деньги перешли со счета подставной фирмы на корсчет офшорного банка. Далее, оффшор покупает на эти деньги безналичную валюту (опять же не выходя за пределы банка). Далее, как того и требовалось, эта валюта отправляется за границу.

3. Налоговое планирование. Состоит оно в следующем: предприятие заменяет налог на другой платеж (например, благотворительному фонду, что приравнивается законодательством к выплатам в бюджет). Задача банка состоит в том, чтобы обеспечить возврат 35-40% этой суммы.

Какой же вывод можно сделать из всего вышеизложенного? По некоторым оценкам налоги изымают у юридических лиц от 40% до 80% прибыли. Пока не будет проведена целенаправленная налоговая реформа, подавляющее большинство легальных отраслей бизнеса будет оставаться в тени, а банки, вместо инвестиций в реальный сектор экономики, будут продолжать выводить деньги за рубеж, а бюджет будет недополучать огромные деньги за счет "благотворительных" акций фирм.

III.5. Взаимодействие коммерческих банков и

Центрального банка.

Центральный банк Российской Федерации — высший орган бан-ковского регулирования и контроля деятельности коммерческих бан-ков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредито-ров. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерче-ских банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т.е. соответствие количества де-нег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.

Коммерческие банки являются основными каналами практическо-го осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обра-щения.

Наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным регулированием и другими экономическими методами прове-дения кредитной политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод прямого воздействия на состоя-ние денежной массы в обращении.

Резервы представляют собой сумму денег, которую коммерче-ский банк обязан постоянно хранить на отдельном счете в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязатель-ствам банка, а также порядок их депонирования в ЦБ РФ устанавли-ваются Советом директоров. Нормативы резервов не должны превышать 20% обязательств банка. Они могут быть дифференциро-ванными для различных кредитных организаций. Нормативы обяза-тельных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФ имеет право взыскать в бесспорном порядке с коммерческого банка сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

При отзыве лицензии на совершение банковских операций депо-нированные в ЦБ РФ средства используются для погашения долгов кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Первоначально обязательные минимальные резервы формирова-лись как гарантия наличия определенного запаса денег, если кли-енты потребуют свои вклады от банка. В настоящее время минимальные резервы играют двоякую роль. Во-первых, они должны удовлетворить интересы вкладчиков, когда при тех или иных об-стоятельствах может начаться отток вкладов из данного банка. Во-вторых, с помощью регулирования суммы резервов регулируются воз-можности коммерческих банков выдавать кредиты и, следовательно, влиять на совокупную массу денег в обращении.

Кредитный потенциал коммерческого банка уменьшается на-столько, насколько увеличивается размер его резервов, и увеличи-вается настолько, насколько уменьшается размер его резерва в ЦБ РФ.

В России формирование минимальных банковских резервов нача-лось в 1991 г., тогда была установлена единая норма в 2 % без дифференциации по видам вкладов, сейчас она составляет 15 %.

Норма обязательных резервов меняется в зависимости от кон-кретных задач кредитно-денежной политики ЦБ РФ. На их дифферен-циацию влияет характер привлеченных коммерческим банком средств. По вкладам до востребования, когда вкладчик счета может в любое время потребовать возврата денег, или по депозитам со сравни-тельно коротким сроком хранения устанавливаются более высокие нормы, ибо кредиты, где используются деньги на этих вкладах, вы-даются банками на более длительный срок. По вкладам с более дли-тельным сроком хранения установлены более низкие нормы отчисления в резервы.

В 1992 г. в качестве одной из антиинфляционных мер нормы обязательных резервов были резко увеличены. Они были установле-ны: по обязательствам банка, которые он должен удовлетворять сразу по требованию клиента, — 20%, а по вкладам, которые могли быть затребованы обратно после истечения определенного срока, —15%.

Банк России устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций, ведения бухгал-терского учета, составления и представления бухгалтерской и ста-тистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по получен-ной информации.

Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право также запрашивать и получать необходимую информацию и у федеральных органов испол-нительной власти. Поступившие от банка данные по конкретным опе-рациям не подлежат разглашению без согласия банка.

В целях обеспечения устойчивости банковской системы Цен-тральный банк Российской Федерации разрабатывает для коммерче-ских банков обязательные нормативы, которые позволяют оценить состояние капитала, источники ресурсов и их соотношение с акти-вами.

Перечень нормативов и порядок их расчета устанавливается Инструкцией №1 Центрального Банка России “О порядке регулирова-ния деятельности кредитных организаций”. В связи с введением в действие с 1 января 1998 года новых Правил ведения бухгалтерско-го учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, 1 октября 1997 года вышла новая редакция инструкции №1. Согласно ей устанавливаются следующие обязатель-ные экономические нормативы деятельности банков:

- минимальный размер уставного капитала для вновь создавае-мых банков;

- минимальный размер собственных средств (капитала) для дей-ствующих банков;

- норматив достаточности капитала;

- нормативы ликвидности банков;

- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

- максимальный размер крупных кредитных рисков;

- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам, пай-щикам) и инсайдерам;

- максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депози-тов) граждан;

- максимальный размер вексельных обязательств банка;

- норматив использования собственных средств банков для при-обретения долей (акций) других юридических лиц.

Предельный размер не денежной части уставного капитала; ми-нимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые акти-вы; размеры процентного, валютного и иных рисков устанавливаются отдельными нормативными актами Банка России.

IV. Денежно-кредитная политика России.

Денежно-кредитная политика является частью финансовой политики любого государства. Под денежно-кредитной политикой понимают обеспече-ние устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регу-лирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управ-ление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирова-ние их оборота, через упреждающее понижение или повышение

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»