Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Банковское дело /

Российская банковская система после Октябрьской революции 1917г

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


После Октябрьской революции 1917 г. банковская система страны подверглась существен-ным преобразованиям. Их содержание и направленность определялись идеологическими и эконо-мическими концепциями партии большевиков.

Одним из решающих элементов воззрений большевиков был постулат о неизбежности от-мирания товарно-денежных отношений при переходе к социализму. В то же время предполага-лось, что сохранит свое значение принцип распределения по труду. Поэтому было сформулирова-но требование наладить в переходный к безденежным отношениям период строжайший учет и контроль за мерой труда и потребления. В качестве же инструмента такого контроля Ленин рас-сматривал банк – единый, крупнейший из крупнейших, государственный, с отделениями в каждой волости, при каждой фабрике, полагая, что такой банк означает общегосударственное счетоводст-во, общегосударственный учет производства и распределения продуктов.

Сразу после Октября большевики энергично приступили к реализации идеи единого банка. Сначала они овладели Государственным банком, поставив его на службу Советскому государству. В начале декабря 1917 г. упраздняются ипотечные банки – Государственный, Дворянский земель-ный банк и Крестьянский поземельный банк. В конце того же месяца был принят декрет “О на-ционализации банков”, которым банковское дело объявлялось государственной монополией, а все существовавшие частные банки и банкирские конторы подлежали объединению с Государствен-ным банком. Чуть позже, в конце января 1918 г., акционерные капиталы бывших частных банков передаются Госбанку на основе полной конфискации. Объединенный с бывшими частными бан-ками Госбанк стал называться Народным банком РСФСР.

В последующем было принято еще несколько законодательных актов, решивших судьбу остальных звеньев банковской системы страны.

В октябре 1918 г. ликвидируются общества взаимного кредита. В декабре того же года на-ционализируется Московский народный (кооперативный) банк, который был слит с Народным банком республики.

Одновременно ликвидируются городские общественные банки и частные земельные банки. Наконец, в апреле 1919 г. Совнарком прекратил деятельность функционировавших в пределах РСФСР иностранных банков.

В итоге страна получила своеобразный “единый банк” в лице Народного банка РСФСР. Основное внимание он вынужден был уделять организационным вопросам, таким, как принятие на баланс активов и пассивом национализированных банков. В ряде случаев эта работа наруша-лась из-за того, что то или иное учреждение банка, оказавшись на территории, контролируемой белым движением, подвергалось денационализации.

Что касается выполнения сугубо банковских операций, то Народный банк РСФСР не успел как следует развернуть свою деятельность. Это произошло вследствие усиливавшейся инфляции, а еще больше из-за политики "военного коммунизма". Подрыв и свертывание товарно-денежных отношений в государственном секторе народного хозяйства привели к резкому сужению сферы кредитования и расчетов. По этой причине уже к концу 1919 г. Народный банк РСФСР фактиче-ски прекратил свои операции. Декретом СНК от 19 января 1920 г. он был упразднен . Многие счи-тали это важным этапом перехода к безденежным отношениям.

Однако жизнь отвергла эти нелепые ожидания. Уже в ходе гражданской войны обнаружи-лась несостоятельность политики "военного коммунизма", и в начале 1921 г. было объявлено о переходе к новой экономической политике (НЭПу), включая замену продразверстки продналогом, после внесения которого крестьянин мог свободно распоряжаться своей продукцией. Практически это означало необходимость восстановления товарно-денежных отношений, создания рынка, ук-репления рубля, а также воссоздания банковской системы. Иными словами, речь шла о переходе к рыночной экономике. И естественно, что одним из первых шагов на этом пути стало (в октябре 1921 г.) решение об учреждении Государственного банка.

Постепенно увеличивая сеть своих учреждений, Госбанк уже через год имел 116 филиалов. Казалось бы, можно было ожидать дальнейшего роста числа его филиалов – низового звена "еди-ного банка” с охватом всех районов страны. Однако именно в этот период (конец 1922 г.) прини-мается решение о создании специальных, вспомогательных банков – отраслевых, территориаль-ных, а также банков с участием иностранного капитала.

В течение 1922 – 1925 гг. создаются:

акционерные банки – Промышленный банк, Электробанк, Внешторгбанк и Среднеазиатский банк, кооперативные банки – Всекобанк и Укроинбанк, коммунальные банки – Цекомбонк и местные коммунальные банки;

система сельскохозяйственного кредита – Центральный сельскохозяйственный банк, республи-канские банки и общества сельскохозяйственного кредита; общества взаимного кредита.

К октябрю 1925 г. в стране насчитывалось 1211 банковских учреждений (без кредитных кооперативов). Из них на долю спецбанков приходилось 752 учреждения (62%), тогда как Госбанк имел 459 учреждений (38%).

Таким образом, в восстановительный период идея “единого банка” оказалась забытой. Воз-никшие наряду с Госбанком СССР специальные 6анки оказались по сути дела коммерческими. Нео6ходимость в такой структуре банковской системы о6условливалась особенностями рыночных отношений периода НЭПа.

Однако во второй половине 20-х годов в связи с отказом от НЭПа и переходом к формиро-ванию командно-административной системы управления экономикой вновь была реанимирована идея “единого банка”. В итоге дальнейшее развитие банков было подчинено именно этой идее.

Но на данном этапе идея “единого банка” реализовывалась уже с иной целью, нежели в послереволюционный период: не для создания предпосылок перехода к безденежным отношени-ям, а для централизации управления экономикой командно-административными методами. Реали-зация нового варианта “единого банка” потребовала прежде всего коренной перестройки сложив-шейся в период НЭПа системы специальных банков. Она была проведена в период с 1927 по 1932 г. Начало было положено постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. “О принципах построения кредитной системы”, которым предусматривалось ограничение круга деятельности специальных банков и усиление централизованного руководства ими со стороны Госбанка СССР.

Теперь специальные банки, сформировавшиеся в годы НЭПа в качестве коммерческих и широко привлекавшие клиентуру из разных отраслей хозяйства, в перспективе должны бьии огра-ничить свою деятельность операциями по долгосрочному кредитованию и финансированию капи-тальных вложений.

Но пока на них возлагалось выполнение следующих задач:

• на Промбанк – долгосрочное и краткосрочное кредитование государ-ственной промышленности (за исключением предприятий, кредитую-щихся в Госбанке);

• на Электробанк – долгосрочное и краткосрочное кредитование электрохозяйства;

• на систему сельскохозяйственного кредита во главе с Центральным сельскохозяйственным банком – долгосрочное и краткосрочное кре-дитование сельского хозяйства;

• на кооперативные банки – кредитование всех видов кооперации (за исключением кооперативных организаций, кредитующихся В Госбан-ке);

• на Цекомбанк и местные коммунальные банки – долгосрочное и крат-косрочное кредитование коммунального и жилищного хозяйства, а на местные банки кредитование промышленных 'и торговых предпри-ятий местного значения.

Этим же постановлением на Госбанк было возложено непосредственное руководство всей банковской системой. Конкретно это означало, что представители Госбанка стали участвовать в советах и ревизионных органах банков и кредитных учреждений с участием государственного ка-питала. Госбанк получил право непосредственного наблюдения за использованием банками от-крываемых им кредитов и за их направлением в конкретные отрасли народного хозяйства в соот-ветствии с правительственными директивами.

Постановлением от 15 июня 1927 г. был реализован принцип “один клиент  один банк”. Это означало, что клиенты, как правило, должны были пользоваться краткосрочным кредитом и сосредоточивать свои свободные средства в одном определенном банке в соответствии с характе-ром своей организации и хозяйственной деятельности.

Краткосрочные операции спецбанков постепенно свертывались. Спецбанки становились цреимущественно банками долгосрочного кредитования. Как это происходило, можно показать на примере Промбанка.

Сначала (192б г.) при банке был создан отдел долгосрочного кредитования. Затем (февраль 1928 г.) банк реорганизуется в специальный Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК). При этом Электробанк ликвидируется, а его долгосрочные операции пе-редаются БДК. Одновременно к БДК перешли долгосрочные операции, ранее совершавшиеся Гос-банком.

В отношении же долгосрочного кредитования и финансирования предприятий местной промышленности сохранялся прежний порядок: они продолжали обслуживаться коммунальными банками.

Значительная часть долгосрочных операций совершалась за счет бюджетных ассигнований. На 1 октября 1928 г. их доля в ресурсах БДК составила 60%. Принимая во внимание столь высо-кий уровень бюджетных ассигнований в источниках долгосрочного кредита, правительство воз-ложило на БДК осуществление контроля не только за расходованием бюджетных средств, но и за ходом строительства.

Таким образом закладывались организационные основы централизованной банковской системы, включавшей с одной стороны, Госбанк, сложившийся как эмиссионный и расчетно-кассовый центр и формировавшийся в качестве центра краткосрочного кредитования народного хозяйства; с другой стороны, специальные банки, все более превращавшиеся в банки долгосрочно-го кредитования

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»